А ваш ребенок действует назло?

28 сентября 2018
1225

Мария Григорян

Психолог-консультант, психотерапевт

Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек..

Никогда дети не делают ничего назло

Про малышей говорю это с полной уверенностью, но в общем-то и дошкольников это тоже касается. Чтобы сделать детей настолько озлобленными, чтобы они реально хотели оскорблять, унижать, причинять боль – надо сильно постараться. Уверена, что родители, которые могут так "постараться",не читают статьи о воспитании, поэтому об этом даже речи нет.

Так что же стоит за их поведением, которое мы расцениваем как непослушание, как действие назло? Как правило – это их интерес, их желания. Мы их ругаем и наказываем за их интерес и за их желания, за то, что они всеми силами стараются этого добиваться. Да, они любят себя (в отличие от многих взрослых), слышат себя, знают свои желания и умеют заботиться о себе. Да, они порой делают это очень неумело, задевая других людей. Но это лишь потому, что они только учатся взаимодействию и пока еще не знают чувств других людей. А не потому, что они хотят причинять боль и обижать других.


Они просто хотят делать то, что хотят. Веселиться, играть, кричать, визжать, бегать, лезть куда-то, доставать что-то, смотреть мультики, есть конфеты, совать пальцы в розетки и т.д.

Да, они хотят. И нет, мы не должны все позволять. Но и орать на них, потому что они делают назло – не должны. Потому что это – не назло.

Им сложно послушаться тогда, когда это противоречит их естественным желаниям. Я с вами сейчас поделюсь личным опытом и покажу, что это для них не просто сложно, а порой – невозможно. Потому что они иногда даже не слышат нас. Точнее, с ними что-то такое происходит, что просто не дает им нас слышать и воспринимать.

Вы спрашиваете детей о мотивах их поведения, интересуетесь этим? Вот я у своего старшего сына иногда спрашиваю. И он мне так отвечает, что я хоть и много знаю про детей, про их возрастные особенности, про их психику, но каждый раз поражаюсь. Его ответы – просто бесценны.

Однажды в ресторане в детской комнате Марк рисовал корабль. Нам пора было уезжать на карате, и я его предупредила, что мы уходим через 5 минут. Спустя это время я сказала ему выходить, а он мне – ну сейчас, ну еще секундочку, ну еще. В итоге, я его взяла за руку и увела. Я злилась, потому что мы опаздывали, и из-за этих секундочек уже опаздывали сильно. Я говорила, что надо меня слушать, и мне не нравится, когда приходится повышать голос и выводить его за руку.


Сели в машину, поехали, попали в дикие пробки. Опаздываем все больше и больше. Еще и младший стал ныть, потому что хотел спать, но ему было не заснуть. Я еще сильнее стала злиться из-за пробок, опоздания, нытья.. И раздраженно спросила Марка, что ему помешало меня послушать, ведь я заранее предупредила, обратила внимание, громко сказала, подошла. На что он мне очень-очень грустно сказал: "Я так хотел тебя порадовать готовой картиной, мама.. И так надеялся, что я успею, ведь мне оставалось совсем немножко! Я так сильно этого хотел, что мне слышалось, что ты мне говоришь не "пойдем", а "давай быстрее дорисовывай".

Злость мою как рукой сняло.. Знаете, я очень верю, что именно так он это и слышал.. То есть за этим его "непослушанием" стояло желание меня порадовать, подарить мне рисунок.. Такое, кстати, бывает очень и очень часто, когда дети хотят помочь, сделать что-то приятное для нас, а мы на них орем.. Что они чувствуют тогда?...


А вот еще одна ситуация. Спускались по эскалатору в ТЦ, и Марик пошел вниз по соседнему, который ехал вверх. Был поздний вечер, никого не было, он никому не мешал. Я с соседнего эскалатора на него строго смотрела и говорила "Марк, нельзя это делать. Марк, перестань это делать. Марк, я злюсь". И что-то подобное.

И тут эскалатор остановился. Он испугался, расстроился: "Я что его сломал? Теперь его надо чинить?" (Я, кстати, до сих пор надеюсь, что он все же не сломал его тогда :) И сам продолжает: "Ну почему, мам, почему я не могу послушаться тебя?" Я спросила: "А почему?" Он подумал и сказал: "Ты знаешь, в такие моменты у меня такой сильный интерес, что я совсем ничего не понимаю. Весь мой интерес из мозга уходит в ноги, и я совсем не слышу мозг, а делаю только то, чего хотят ноги".

И я вновь очень верю, что именно так все и ощущается им. И еще очень мудрую вещь он мне сказал, видимо, желая разделить со мной тяжелую ношу вины, которую он почувствовал за "поломку" эскалатора: "Ну согласись, мама, что ты мне не говорила – Марк остановись, доедь до верха и спустись по другому эскалатору? Ты говорила – Марк, нельзя, Марк это плохо. А что надо делать вместо этого плохо – ты мне не говорила".

Это, кстати, очень распространенная история, что мы только запрещаем детям что-то делать. А что делать вместо того, что запрещается – никогда не говорим. А зря..

Общайтесь с детьми, слушайте их с интересом и желанием услышать. Без критики, оценок, советов, поучений, и фразочек "ну как так можно!". Много чего интересного услышите. Может, и злиться будете поменьше на их поведение.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
76
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание,

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
827
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9205
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание, Сценарии, Сепарация от родителей,

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5847
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание, Чувства,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7039
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11065
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22496
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11417
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2229
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6351
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6239
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4654
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12556
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15800
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18671
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём