В отличие от детского сада и даже подготовительных занятий, школа встречает ребенка целым набором требований: рано вставать, иметь с собой собранный портфель, сидеть в классе спокойно в течение 45 минут, на перемене не бегать, постоянно выполнять указания учителя. Раньше звали только по имени, теперь могут и по фамилии, могут "наградить" кличкой. Плюс теперь оценивают, критикуют, сравнивают, могут прикрикнуть – не обязательно на тебя, но, все равно, страшноJ.
Много новых требований, правил, учитель – новое незнакомое существо, наделенное властью похлеще родителей. Естественно, психика ребенка испытывает напряжение и ей надо дать время и помочь перестроиться и адаптироваться к новым условиям.

Поэтому первое время в начале первого класса ребенок может быть капризен, раздражителен, склонен к быстрой утомляемости. Ребенку требуется внимание, помощь и готовность поддержать, никак не лозунги – Ты же уже взрослый?! В первый класс пошел?! Очень важна стабильность дома, в семье, чтобы у ребенка был такой свой "тыл", где он мог бы расслабиться и отдохнуть. Я сейчас не о количестве времени дома. Ребенок вполне может (и очень рекомендую, но без фанатизма) ходить на какие-то дополнительные занятия, просто с близкими хорошо бы, чтоб было надежно, весело, доброжелательно и тепло.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?
1. Ребенок из рая детства попадает в свое первое общество со всеми вытекающими – оценивание, конкуренция, ревность, деление по социальным ролям – любимчики, лидеры, звезды, серые мышки, изгои. Держите "руку на пульсе" – следите, комфортно ли ребенку с одноклассниками, нет ли проблем в общении, не нужна ли ребенку помощь в налаживании отношений с ребятами. Для этого расспрашивайте ребенка, как прошел день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни. – Как сегодня Татьяна Владимировна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете? Море внимания и живого участия!:)
2. Школа – система оценок, даже если их не ставят, они – между строк в посланиях учительницы, в насмешках или уважении ребят. Поэтому, на первом этапе, пока ребенок не научился это делать полностью самостоятельно – а для этого должны сформироваться в ходе тренировки определенные нейросвязи в мозге – проследите дома, чтобы он был к урокам готов, материал освоил, портфель собрал, к бою, так сказать, готовJ Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время – контролируйте, но доброжелательно, а не тоном учительницы и свысока.
3. Надо научить ребенка учиться и делать уроки. Заблуждение многих родителей, что это само собой разумеется, что ребенок вполне понимает, как это нужно делать. Ничего подобного – как и любая новая деятельность, делание уроков – навык, который нужно показать и освоить. Так что открываете дневник, вместе читаете задания и наводящими вопросами – Как ты думаешь, что нужно сделать сейчас? – в крайне ласковой и доброжелательной манере помогаете. Будьте рядом первое время. Не уходите по своим делам сразу, убедившись, что ребенок понял, что нужно делать. Следите, чтобы ребенок учился не отвлекаться, выполнять какое-то задание до конца, и только потом можно отдохнуть, съесть яблочко и т.д.
Это крайне необходимо, чтобы научить ребенка сосредотачиваться и удерживать внимание все более продолжительное время.
4. Хвалить, поощрять, поддерживать. Ребенок в школе находится постоянно в зоне того, что он чего-то не умеет. Это вызывает много тревоги, неопределенности, может быть разочарование в себе, своих способностях и также затрудняет адаптацию ребенка в первом классе. Спокойно реагируйте на ошибки ребенка. Он учится, и ошибаться – это нормально! Подчеркивайте его успехи, чтобы сам понимал, где у него сильные стороны, а где – надо поднапрячься. Справился с трудным заданием – похвалите, покажите, как рады за него. Ошибся – ничего, главное, чтоб он понимал, что может это исправить и верил в свои силы!