Адаптация ребенка в первом классе

12 сентября 2018
2917

Ольга Кондрашова

Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Поход в школу – для ребенка и семьи это очередной кризис и стресс. Новая реальность и соответственно требуется адаптация ребенка в первом классе, равно как и адаптация родителей к тому, что их чадо – ученик и ему надо, о, ужас, делать уроки!

В отличие от детского сада и даже подготовительных занятий, школа встречает ребенка целым набором требований: рано вставать, иметь с собой собранный портфель, сидеть в классе спокойно в течение 45 минут, на перемене не бегать, постоянно выполнять указания учителя. Раньше звали только по имени, теперь могут и по фамилии, могут "наградить" кличкой. Плюс теперь оценивают, критикуют, сравнивают, могут прикрикнуть – не обязательно на тебя, но, все равно, страшноJ.

Много новых требований, правил, учитель – новое незнакомое существо, наделенное властью похлеще родителей. Естественно, психика ребенка испытывает напряжение и ей надо дать время и помочь перестроиться и адаптироваться к новым условиям.


Поэтому первое время в начале первого класса ребенок может быть капризен, раздражителен, склонен к быстрой утомляемости. Ребенку требуется внимание, помощь и готовность поддержать, никак не лозунги – Ты же уже взрослый?! В первый класс пошел?! Очень важна стабильность дома, в семье, чтобы у ребенка был такой свой "тыл", где он мог бы расслабиться и отдохнуть. Я сейчас не о количестве времени дома. Ребенок вполне может (и очень рекомендую, но без фанатизма) ходить на какие-то дополнительные занятия, просто с близкими хорошо бы, чтоб было надежно, весело, доброжелательно и тепло.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?

1. Ребенок из рая детства попадает в свое первое общество со всеми вытекающими – оценивание, конкуренция, ревность, деление по социальным ролям – любимчики, лидеры, звезды, серые мышки, изгои. Держите "руку на пульсе" – следите, комфортно ли ребенку с одноклассниками, нет ли проблем в общении, не нужна ли ребенку помощь в налаживании отношений с ребятами. Для этого расспрашивайте ребенка, как прошел день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни. – Как сегодня Татьяна Владимировна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете? Море внимания и живого участия!:)


2. Школа – система оценок, даже если их не ставят, они – между строк в посланиях учительницы, в насмешках или уважении ребят. Поэтому, на первом этапе, пока ребенок не научился это делать полностью самостоятельно – а для этого должны сформироваться в ходе тренировки определенные нейросвязи в мозге – проследите дома, чтобы он был к урокам готов, материал освоил, портфель собрал, к бою, так сказать, готовJ Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время – контролируйте, но доброжелательно, а не тоном учительницы и свысока.

3. Надо научить ребенка учиться и делать уроки. Заблуждение многих родителей, что это само собой разумеется, что ребенок вполне понимает, как это нужно делать. Ничего подобного – как и любая новая деятельность, делание уроков – навык, который нужно показать и освоить. Так что открываете дневник, вместе читаете задания и наводящими вопросами – Как ты думаешь, что нужно сделать сейчас? – в крайне ласковой и доброжелательной манере помогаете. Будьте рядом первое время. Не уходите по своим делам сразу, убедившись, что ребенок понял, что нужно делать. Следите, чтобы ребенок учился не отвлекаться, выполнять какое-то задание до конца, и только потом можно отдохнуть, съесть яблочко и т.д.

Это крайне необходимо, чтобы научить ребенка сосредотачиваться и удерживать внимание все более продолжительное время.

4. Хвалить, поощрять, поддерживать. Ребенок в школе находится постоянно в зоне того, что он чего-то не умеет. Это вызывает много тревоги, неопределенности, может быть разочарование в себе, своих способностях и также затрудняет адаптацию ребенка в первом классе. Спокойно реагируйте на ошибки ребенка. Он учится, и ошибаться – это нормально! Подчеркивайте его успехи, чтобы сам понимал, где у него сильные стороны, а где – надо поднапрячься. Справился с трудным заданием – похвалите, покажите, как рады за него. Ошибся – ничего, главное, чтоб он понимал, что может это исправить и верил в свои силы!

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
75
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание,

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
826
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9205
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание, Сценарии, Сепарация от родителей,

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5847
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание, Чувства,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7038
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11065
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22496
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11414
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2229
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6351
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6239
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4654
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12553
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15799
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18670
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём