Дети и смерть домашнего животного

8 октября 2018
1194

Любовь Плющева

Психолог-консультант

Довольно частой причиной отказа от того, чтобы завести домашнее животное, является страх взрослых, что придется как-то объяснять ребенку неизбежную смерть животного, страх столкнуться с детскими переживаниями по этому поводу.

В этом году наша семья дважды пережила смерть животных. Хомяк, попавший к нам уже во взрослом возрасте, и через несколько месяцев старая дедушкина собака.

Позиция, занятая мной в этом вопросе, была следующей: говорить правду, отвечать на любые вопросы и уважительно провести необходимые ритуалы.

Как ни странно, наиболее здоровым образом обращались со смертью дети. Они поплакали, задали свои вопросы, приняли участие в похоронах, посочувствовали друг другу и взрослым.

Старший ребенок потыкал пальцем окоченевшего хомяка, вместе с папой закопал хомяка в его шарике для бега, а через неделю спросил, когда мы пойдем покупать нового.

Младший ребенок внимательно осмотрел тельце хомяка, в силу погоды посмотрел на похороны из окна, а назавтра спросил, когда мы пойдем хомяка откапывать. Так же несколько раз в разные дни переспросил, что значит "умер". Я отвечала одинаково: это значит, что хомяк больше ничего не чувствует, не дышит, не ест, ему не больно, не жарко и не холодно, его тело перестало функционировать.

Собака умерла без нас, дедушка похоронил ее сам, положил в могилу косточку и любимую миску, отметил место красивым камнем. Я сказала детям о ее смерти сразу, как узнала сама, опять повторила объяснения, что со смертью прекращается вся деятельность сознания и тела, и еще раз рассказала про похороны. Для детей эта информация, очевидно, уже была понятна на примере хомяка, собаку и дедушку пожалели и продолжили жить дальше. 

Но реакция взрослых! Вот зачем у нас создано МЧС.

Муж бегал по всему дому с мертвым хомяком в руках, пытался оправдаться непонятно в чем, хотя хомяк умер своей смертью от старости. Он то хотел на ночь глядя ехать за таким же хомяком, чтобы его подменить, то хотел выбросить мертвого хомяка в мусор, то побежать его тайком закопать, то сам себя накручивал, представляя, как тяжело отреагируют дети, и предвидя их якобы ужасные истерики. 

При встрече с внуками дед, пряча глаза, сказал, что собака убежала. Но дети уже все знали и стали деда жалеть. Тогда дед начал всячески обесценивать и собаку, и свои переживания, и стремление детей его поддержать: все это ерунда, неважно, не о чем говорить, и пойдем малину есть. 

Эти два эпизода показывают различие между здоровым проживанием расставаний и утрат и патологическим.

При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены возвращаться к не пережитым полностью предыдущим утратам.

И тогда люди, которые после смерти своих родителей не плакали, рыдают месяцами после смерти домашнего животного, иногда и не своего.

Расставания и утраты сопровождают нашу жизнь постоянно, проживать их тоже нужно учиться. Нет "неправильных" чувств, равно как нет чувств, подобающих случаю. Чувства и эмоции – это вообще не та сфера, где возможно принуждение.

Для детей важна стабильность и предсказуемость жизни, но так же важна и тренировка в преодолении изменений и кризисных ситуаций. И здесь незаменимо внимание, поддержка и любовь родителей.

Ребенок учится у взрослых, как справляться с чувствами в сложные моменты жизни. 

Тревога родителей, паника, суета или умалчивание информации приводят к тому, что ребенок усваивает, что показывать чувства недопустимо, он остается в одиночестве со своими переживаниями, а в силу возраста может сделать из произошедшего искаженные выводы.

В этой статье речь идет о домашнем животном. Это не человек, а всего лишь птичка, грызун, кошка, собака или кто-то еще. Однако, в зависимости от размера и уровня интеллекта, ваш домашний питомец проявлял привязанность к членам семьи, или не проявлял агрессию, да и просто – прожил с вами какое-то время, вплетаясь в эмоциональный фон семьи. И это достойно правды и уважения.

Жизнь человеческая такова, что рано или поздно ребенку придется столкнуться со знанием о том, что и люди смертны. Это будет, или уже был в вашей семье, сложный разговор, но это часть нашей жизни, как ни крути. Проживание менее эмоционально нагруженных утрат готовит нас к более серьезным утратам. В человеческой психике испокон веков заложен специальный механизм преодоления невзгод и потерь – горевание.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Рос выделила пять стадий горевания: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. В том или ином виде эта концепция может быть применена к любой ситуации утраты, будь то смена места жительства, конец дружбы или потеря домашнего любимца. 

Разумеется, я не призываю умертвить какое-то животное, чтобы насильно провести ребенка через стадии горевания в учебном режиме, тем более, что дети могут очень сильно привязываться к животным и горевать по ним, как по лучшим друзьям, но если так сложилось, что животное в вашей семье погибло, есть некоторая информация, которая может вам пригодиться. 
  • Если ребенку только предстоит узнать о произошедшем, будет лучше, если об этом в спокойной обстановке, без спешки скажет близкий человек;
  • Говорить необходимо четко и понятно, не использовать иносказания и сравнения. Выражения вроде "убежала, потому что ты плохо учишься", "уснул навсегда", "улетел на небо", "бог забрал" могут провоцировать возникновение страхов у детей;
  • Пожалуйста, не умалчивайте вовсе о произошедшем, отсутствие информации значительно усиливает тревогу, на фоне чего ребенок может выдумать совсем уж невероятные вещи и приобрести невроз;
  • Постарайтесь не отмахиваться от детских вопросов (потом поговорим, зачем вообще об этом говорить), у детей желание поговорить на такие серьезные темы возникает спонтанно;
  • Постарайтесь дать ребенку возможность задать все интересующие его вопросы, не критикуйте и не смейтесь, отвечайте по существу и столько раз, сколько ребенок будет спрашивать, ему необходимо время, чтобы информация уложилась. В зависимости от возраста смерть животного может навести ребенка на мысли и вопросы о смерти людей, возможно, стоит заранее обдумать позицию вашей семьи по этому вопросу;
  • Не скрывайте свои чувства, говорите о них – Мурка всегда встречала меня у порога, когда я приходила с работы, а теперь так непривычно возвращаться в пустую квартиру. Признавайте и говорите о чувствах ребенка – ты можешь грустить, можешь злиться, что питомец умер и так далее;
  • По возможности проведите ритуалы прощания: похороните животное, попрощайтесь, если его тело отдают на кремацию в ветеринарную клинику, нарисуйте вместе с ребенком прощальную картинку, сделайте поделку в память о животном или как-то еще. Все зависит от возраста ребенка и наличия привязанности между ним и животным.
На какие особенности поведения ребенка следует обратить внимание.
  • Ребенок очень долго переживает, остается замкнутым, слезливым и капризным;
  • Ребенок настойчиво играет в одно и то же;
  • Ребенок избегает чего-то, связанного с животными, и никак это не объясняет.
В таких случаях родителям можно аккуратно снова поднять тему: "Ты переживаешь из-за смерти Мурки?", "Ты скучаешь по нашим субботним прогулкам с Тузиком?"

Возможно, что потеря любимца совпала с другими изменениями или сложностями в жизни ребенка, либо ребенок по своей природе чувствительный, и ему тяжело пережить стресс. 

Ребенок может чувствовать себя виноватым, что дергал кошку за хвост или дразнил собаку, и видеть свою вину в смерти животного. Либо ребенок мог что-то неверно понять, и теперь каждый раз при виде радуги боится, что туда убежит кто-то еще из близких, а не только собака.

Если после такого разговора ситуация не разрешилась, лучше обратиться к специалисту.

В каком случае есть смысл обратиться к психологу для взрослого человека.
  • Если реакция взрослого на смерть домашнего любимца оказалась очень бурной или ощутимо затягивается;
  • Если после смерти долго жившего в семье питомца, к которому при жизни питали теплые чувства, у человека нет никакой реакции, чувства как будто заморожены;
  • Если взрослому невыносимо тяжело говорить с ребенком о смерти животного либо о смерти вообще.
  • Возможно, в жизни этого человека ранее были серьезные утраты, которым не воздали должное.
Ребенок, окруженный любящими и поддерживающими его родными и близкими людьми, сможет пережить потерю питомца, его чувства получат урок совладания со сложной ситуацией.

Если вы проявите уважение к детским переживаниям, ответите на вопросы, поможете почтить память питомца, отношения между вами и вашим ребенком станут еще более доверительными и близкими.

Ведь главными ценностями в нашей жизни всегда были и остаются любовь, дружба, взаимопомощь и умение хранить память.

Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
688
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
678
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5180
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему у меня нет друзей и меня никто не любит?

Почему у меня нет друзей и меня никто не любит?

18.04.2019
5018
Психотерапевт Адриана Имж: "Есть такой запрос в терапии: у кого-то не строятся рабочие отношения, у кого-то личные, у кого-то романтические. У кого-то – никакие. В терапии мы каждый раз про это размышляем заново, но у меня есть некоторые наблюдения".

Метки: Отношения, Личный опыт,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
14713
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой

Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой

11.02.2019
14875
Психолог Мария Горшкова: "Часто человек живёт с ощущением внутренней пустоты с раннего детства, однако не осознаёт этого, а только смутно догадывается, что чем-то отличается от других – более зависим от чужих взглядов, чужой оценки, чужого мнения. Ему трудно оставаться одному, потому что сразу возникает это тягостное чувство пустоты".

Метки: Личный опыт,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
17439
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Как я живу с посттравматическим синдромом

Как я живу с посттравматическим синдромом

21.12.2018
7679
Моя травма возникла очень давно, ещё в детстве. Я выросла в Петербурге с матерью и бабушкой. Они обе больны: у бабушки шизофрения, а у мамы шизоаффективное расстройство. Сначала всё было хорошо, но поскольку их никто не лечил, со временем им становилось только хуже. Моё ПТСР – это результат многих лет жизни с людьми с серьёзными расстройствами.

Метки: Посттравматическое стрессовое расстройство, Личный опыт,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12679
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13699
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

У меня нарциссическая мать: Как преодолеть токсичное влияние родителей

У меня нарциссическая мать: Как преодолеть токсичное влияние родителей

14.11.2018
14949
Всё моё детство мать вроде бы физически присутствовала, но эмоциональной связи у нас не было. Она готовила еду, покупала одежду, говорила положенные по случаю слова в нужные моменты – но одновременно язвительно критиковала, стремилась из любого разговора выйти правой, часто за мой счёт, всё время старалась предупредить нечто ужасное, что, безусловно, произошло бы, ослабь она хоть на секунду тотальный контроль.

Метки: Нарциссизм, Неблагополучная семья, Сепарация от родителей, Личный опыт,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
23757
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
23754
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Внутренний садист: обнаружить и обезвредить

Внутренний садист: обнаружить и обезвредить

18.10.2018
10145
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Внутренний садист никогда не бывает на Вашей стороне. Что бы Вы не сделали, он поддерживает противоположную позицию, точку зрения, идею".

Метки: Личный опыт, Самокритика,

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

07.10.2018
26392
Позволю себе опровергнуть солдатскую мудрость. Снаряд в одну воронку все же падает, и траекторию жизни просчитать невозможно в отличие от траектории снаряда. И, если в один миг мир перестает существовать, необходимо найти силы делать маленькие шаги, просто через не могу карабкаться из страшных ям судьбы. Любовь к жизни и маленькая девочка, которую я отрицала, помогли мне закрыть том замечательной жизни длиной в 45 лет, и начать писать новый.

Метки: Материнство, Женщины, Личный опыт,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём