Дети и смерть домашнего животного

8 октября 2018
1362

Любовь Плющева

Психолог-консультант

Довольно частой причиной отказа от того, чтобы завести домашнее животное, является страх взрослых, что придется как-то объяснять ребенку неизбежную смерть животного, страх столкнуться с детскими переживаниями по этому поводу.

В этом году наша семья дважды пережила смерть животных. Хомяк, попавший к нам уже во взрослом возрасте, и через несколько месяцев старая дедушкина собака.

Позиция, занятая мной в этом вопросе, была следующей: говорить правду, отвечать на любые вопросы и уважительно провести необходимые ритуалы.

Как ни странно, наиболее здоровым образом обращались со смертью дети. Они поплакали, задали свои вопросы, приняли участие в похоронах, посочувствовали друг другу и взрослым.

Старший ребенок потыкал пальцем окоченевшего хомяка, вместе с папой закопал хомяка в его шарике для бега, а через неделю спросил, когда мы пойдем покупать нового.


Младший ребенок внимательно осмотрел тельце хомяка, в силу погоды посмотрел на похороны из окна, а назавтра спросил, когда мы пойдем хомяка откапывать. Так же несколько раз в разные дни переспросил, что значит "умер". Я отвечала одинаково: это значит, что хомяк больше ничего не чувствует, не дышит, не ест, ему не больно, не жарко и не холодно, его тело перестало функционировать.

Собака умерла без нас, дедушка похоронил ее сам, положил в могилу косточку и любимую миску, отметил место красивым камнем. Я сказала детям о ее смерти сразу, как узнала сама, опять повторила объяснения, что со смертью прекращается вся деятельность сознания и тела, и еще раз рассказала про похороны. Для детей эта информация, очевидно, уже была понятна на примере хомяка, собаку и дедушку пожалели и продолжили жить дальше. 

Но реакция взрослых! Вот зачем у нас создано МЧС.

Муж бегал по всему дому с мертвым хомяком в руках, пытался оправдаться непонятно в чем, хотя хомяк умер своей смертью от старости. Он то хотел на ночь глядя ехать за таким же хомяком, чтобы его подменить, то хотел выбросить мертвого хомяка в мусор, то побежать его тайком закопать, то сам себя накручивал, представляя, как тяжело отреагируют дети, и предвидя их якобы ужасные истерики. 

При встрече с внуками дед, пряча глаза, сказал, что собака убежала. Но дети уже все знали и стали деда жалеть. Тогда дед начал всячески обесценивать и собаку, и свои переживания, и стремление детей его поддержать: все это ерунда, неважно, не о чем говорить, и пойдем малину есть. 


Эти два эпизода показывают различие между здоровым проживанием расставаний и утрат и патологическим.

При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены возвращаться к не пережитым полностью предыдущим утратам.

И тогда люди, которые после смерти своих родителей не плакали, рыдают месяцами после смерти домашнего животного, иногда и не своего.

Расставания и утраты сопровождают нашу жизнь постоянно, проживать их тоже нужно учиться. Нет "неправильных" чувств, равно как нет чувств, подобающих случаю. Чувства и эмоции – это вообще не та сфера, где возможно принуждение.

Для детей важна стабильность и предсказуемость жизни, но так же важна и тренировка в преодолении изменений и кризисных ситуаций. И здесь незаменимо внимание, поддержка и любовь родителей.

Ребенок учится у взрослых, как справляться с чувствами в сложные моменты жизни. 


Тревога родителей, паника, суета или умалчивание информации приводят к тому, что ребенок усваивает, что показывать чувства недопустимо, он остается в одиночестве со своими переживаниями, а в силу возраста может сделать из произошедшего искаженные выводы.

В этой статье речь идет о домашнем животном. Это не человек, а всего лишь птичка, грызун, кошка, собака или кто-то еще. Однако, в зависимости от размера и уровня интеллекта, ваш домашний питомец проявлял привязанность к членам семьи, или не проявлял агрессию, да и просто – прожил с вами какое-то время, вплетаясь в эмоциональный фон семьи. И это достойно правды и уважения.

Жизнь человеческая такова, что рано или поздно ребенку придется столкнуться со знанием о том, что и люди смертны. Это будет, или уже был в вашей семье, сложный разговор, но это часть нашей жизни, как ни крути. Проживание менее эмоционально нагруженных утрат готовит нас к более серьезным утратам. В человеческой психике испокон веков заложен специальный механизм преодоления невзгод и потерь – горевание.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Рос выделила пять стадий горевания: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. В том или ином виде эта концепция может быть применена к любой ситуации утраты, будь то смена места жительства, конец дружбы или потеря домашнего любимца. 

Разумеется, я не призываю умертвить какое-то животное, чтобы насильно провести ребенка через стадии горевания в учебном режиме, тем более, что дети могут очень сильно привязываться к животным и горевать по ним, как по лучшим друзьям, но если так сложилось, что животное в вашей семье погибло, есть некоторая информация, которая может вам пригодиться. 

  • Если ребенку только предстоит узнать о произошедшем, будет лучше, если об этом в спокойной обстановке, без спешки скажет близкий человек;
  • Говорить необходимо четко и понятно, не использовать иносказания и сравнения. Выражения вроде "убежала, потому что ты плохо учишься", "уснул навсегда", "улетел на небо", "бог забрал" могут провоцировать возникновение страхов у детей;
  • Пожалуйста, не умалчивайте вовсе о произошедшем, отсутствие информации значительно усиливает тревогу, на фоне чего ребенок может выдумать совсем уж невероятные вещи и приобрести невроз;
  • Постарайтесь не отмахиваться от детских вопросов (потом поговорим, зачем вообще об этом говорить), у детей желание поговорить на такие серьезные темы возникает спонтанно;
  • Постарайтесь дать ребенку возможность задать все интересующие его вопросы, не критикуйте и не смейтесь, отвечайте по существу и столько раз, сколько ребенок будет спрашивать, ему необходимо время, чтобы информация уложилась. В зависимости от возраста смерть животного может навести ребенка на мысли и вопросы о смерти людей, возможно, стоит заранее обдумать позицию вашей семьи по этому вопросу;
  • Не скрывайте свои чувства, говорите о них – Мурка всегда встречала меня у порога, когда я приходила с работы, а теперь так непривычно возвращаться в пустую квартиру. Признавайте и говорите о чувствах ребенка – ты можешь грустить, можешь злиться, что питомец умер и так далее;
  • По возможности проведите ритуалы прощания: похороните животное, попрощайтесь, если его тело отдают на кремацию в ветеринарную клинику, нарисуйте вместе с ребенком прощальную картинку, сделайте поделку в память о животном или как-то еще. Все зависит от возраста ребенка и наличия привязанности между ним и животным.
На какие особенности поведения ребенка следует обратить внимание.

  • Ребенок очень долго переживает, остается замкнутым, слезливым и капризным;
  • Ребенок настойчиво играет в одно и то же;
  • Ребенок избегает чего-то, связанного с животными, и никак это не объясняет.
В таких случаях родителям можно аккуратно снова поднять тему: "Ты переживаешь из-за смерти Мурки?", "Ты скучаешь по нашим субботним прогулкам с Тузиком?"

Возможно, что потеря любимца совпала с другими изменениями или сложностями в жизни ребенка, либо ребенок по своей природе чувствительный, и ему тяжело пережить стресс. 

Ребенок может чувствовать себя виноватым, что дергал кошку за хвост или дразнил собаку, и видеть свою вину в смерти животного. Либо ребенок мог что-то неверно понять, и теперь каждый раз при виде радуги боится, что туда убежит кто-то еще из близких, а не только собака.

Если после такого разговора ситуация не разрешилась, лучше обратиться к специалисту.

В каком случае есть смысл обратиться к психологу для взрослого человека.
  • Если реакция взрослого на смерть домашнего любимца оказалась очень бурной или ощутимо затягивается;
  • Если после смерти долго жившего в семье питомца, к которому при жизни питали теплые чувства, у человека нет никакой реакции, чувства как будто заморожены;
  • Если взрослому невыносимо тяжело говорить с ребенком о смерти животного либо о смерти вообще.
  • Возможно, в жизни этого человека ранее были серьезные утраты, которым не воздали должное.
Ребенок, окруженный любящими и поддерживающими его родными и близкими людьми, сможет пережить потерю питомца, его чувства получат урок совладания со сложной ситуацией.

Если вы проявите уважение к детским переживаниям, ответите на вопросы, поможете почтить память питомца, отношения между вами и вашим ребенком станут еще более доверительными и близкими.

Ведь главными ценностями в нашей жизни всегда были и остаются любовь, дружба, взаимопомощь и умение хранить память.

Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
52
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание,

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
800
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Просто полюбите себя!

Просто полюбите себя!

08.07.2019
1134
Индивидуальный ежедневник для тех, кто не может полюбить себя, но хочет это сделать.

Метки: Принятие себя, Личный опыт,

Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9197
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание, Сценарии, Сепарация от родителей,

Как относиться к смерти

Как относиться к смерти

24.06.2019
27366
Валерия Кузеева: "До этого я уже думала о смерти и в целом понимала, что когда-нибудь мы все умрём. Но мне почему-то казалось, что это случится ещё очень не скоро, когда-то потом, когда я сама или мои близкие люди будем уже старыми".

Метки: Потеря близких, Горевание,

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5830
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание, Чувства,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7022
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11059
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22485
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11363
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2222
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6347
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему у меня нет друзей и меня никто не любит?

Почему у меня нет друзей и меня никто не любит?

18.04.2019
9194
Психотерапевт Адриана Имж: "Есть такой запрос в терапии: у кого-то не строятся рабочие отношения, у кого-то личные, у кого-то романтические. У кого-то – никакие. В терапии мы каждый раз про это размышляем заново, но у меня есть некоторые наблюдения".

Метки: Отношения, Личный опыт,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15795
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой

Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой

11.02.2019
16781
Психолог Мария Горшкова: "Часто человек живёт с ощущением внутренней пустоты с раннего детства, однако не осознаёт этого, а только смутно догадывается, что чем-то отличается от других – более зависим от чужих взглядов, чужой оценки, чужого мнения. Ему трудно оставаться одному, потому что сразу возникает это тягостное чувство пустоты".

Метки: Личный опыт,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём