Гордыня. Гордость. Чувство собственного достоинства. В чем разница?

2 апреля 2019
1331

Елена Ермоленко

Практикующий психолог. Психоаналитик. Арт-терапевт. Сертифицированный коуч.

Во время психоаналитических сессий клиенты часто говорят о чувстве собственного достоинства: "Как восстановить чувство собственного достоинства? А разве гордыня и гордость не одно и тоже? Гордыня – это грех. Как испытывать чувство собственного достоинства и при этом не слишком гордиться?"

Эту же тему принесла на днях из лицея дочь-подросток: "Учителя говорят, что гордиться – это плохо."

В литературе эти слова часто заменяют одно другим и отождествляют, но всё же, они имеют разное значение. Давайте проанализируем.

Слово "гордость" имеет происхождение от старославянского "гръдъ". Но в латыни есть похожее слово "gurdus" – "глупый".

Гордость – это самоуважение, чувство собственного достоинства. Это искренняя радость за себя и свои успехи, без чувства высокомерия и возвышения себя над другими. Гордость мотивирует ставить большие цели и достигать их.


Гордыня – имеет то же происхождение, что и гордость, но это чувство с отрицательным оттенком. Значение у него иное: высокомерие, непомерная гордость, исходящее из эгоизма. Гордыня – это позитивное отношение только к самому себе, своим личным ценностям, сравнение себя с другими людьми с целью превзойти их во всем, это неуважение к ценностям других людей. Практически во всех религиях гордыня – грех, да еще и ведущий к другим грехам.
  • Гордость – сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта, с которым человек идентифицируется.
  • Гордость как эмоция возникает не только вследствие своих, но и чужих успехов, гордыня – только успехов собственных.
  • Гордость имеет положительный оттенок, а гордыня – отрицательный.
  • Гордость – это чувство собственного достоинства, а гордыня – высокомерие.
  • Гордости нужен повод. Гордыне нужно сравнение.
  • Гордость позволяет ставить новые цели, а гордыня мешает идти даже к тем целям, которые ясны и понятны. Препятствует этому страх оказаться хуже на фоне других и желание отобрать то, что есть у другого, чтобы стать лучше него.
  • Достоинство – это осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу.
  • Человек с чувством собственного достоинства ощущает себя достойным любви просто так, без условий, с рождения. Человек с гордыней старается заслуживать/выпрашивать любовь у других людей, отодвигая себя в сторону, и не может ею насытиться.
  • Достоинство – это внутреннее чувство. Для его подтверждения не нужны сравнения. Это то, что дано с рождения – представление людей о равенстве.
В процессе воспитания ребенка достоинство может быть разрушено в следствие унижений, чрезмерной критики, физического или психического насилия, идентификации с родителями, у которых оно нарушено.


При позитивном исходе формируется чувство собственного дотоинства – внутренний стержень, построенный на духовно-нравственных ценностях и на ощущении своей собственной самоценности. Осознание своих прав, моральной ценности, уважения к себе. Это прочный внутренний закон, который соблюдается без принуждения, по своей воле.
  • Человек с чувством собственного достоинства воспринимает других людей на равных, он не предаст, не обманет, потому что это противно его внутренней природе.
  • Этот человек и внешне выглядит уверенно, с адекватной самооценкой и самоуважением.
  • Он не унижает ни себя, ни других. Ни перед кем не опускает головы, но в то же время не требует опускать голову перед собой. Уважает и подчиненных, и соперников, и даже врагов. Он не презирает менее сильных, менее умных. Такого человека попросту невозможно "опустить", потому что никакие чернящие высказывания не находят внутри него отклик и не вступают в резонанс.
  • Человек с чувством собственного достоинства общается только с теми, кто его уважает.
  • Он умеет строить вертикальные и горизонтальные отношения. Вертикальные – соблюдая иерархию в семье или общаясь с руководством на работе, при этом пресекает любые попытки оскорблений, унижений, высмеивания. Горизонтальные – отношения на равных с друзьями, с деловыми партнерами, с любимым человеком. Следует своим желаниям. Не позволяет пренебрегать своими интересами и обесценивать свои вложения в отношениях. Уважает свои и чужие границы. Умеет говорить "нет" и спокойно с достоинством воспринимает отказ другого человека.
Гордыня всегда снаружи – человеку важно казаться умнее, красивее, успешнее, богаче, чем кто-либо другой. Гордыне нужно сравнение. И хвастовство. При этом она иногда умело маскируется под самоуничижение: "Такое могло произойти только со мной, меня никто не любит, я хуже всех..." или "Ну я и жирная в этом платье...", чтобы в результате "нарваться" на комплименты и заверения: "Ой, ну, что ты. Ты молодец. И так классно выглядишь!" Гордыне нуждается в постоянном внимании и подкреплении самооценки со стороны.



Гордыня – на самом деле это нелюбовь к себе. Гордыня – это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке. Эрих Фромм в книге "Бегство от свободы" писал: "Дело в том, что именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных."

В результате того, что в обществе существует большая путаница в понятиях разницы между гордыней, гордостью и чувством собственного достоинства, некоторые учителя и родители считают, что хвалить ребенка опасно даже за конкретные заслуги. Многие люди бессознательно или по незнанию отличия стараются намеренно поддерживать как в себе, так и в детях чувство собственной неполноценности, чтобы избежать попадания в ловушку самоудовлетворенности и высокомерия. Но это может привести к формированию позиции "жертвы", склонной к терпеливости и ощущению себя недостойным, малоценным человеком. Такая позиция привлекает тиранов, насильников и манипуляторов. Человек попадает в ловушку и терпит, не осмеливаясь признать, что достоин лучшего отношения к себе. Женщины воспринимают как данность унижение, насилие со стороны мужей алкоголиков. В таких деструктивных семьях растут дети, которые не уважают ни мать, ни отца, ни самих себя и передают психотравмы из поколения в поколения.


Человек, который ощущает себя малоценным, ущербным, недостойным страдает от комплекса неполноценности, имеет низкую внутреннюю самооценку и может иметь два варианта внешней самооценки.
  • Компенсаторная – "Я должен быть лучшим" (сознательная внешняя самооценка), чтобы не быть ничтожным (бессознательная внутренняя самооценка). Он завышает свои качества и "жизненные планки", идеалы к которым стремится.
  • Избегающая заниженная – "Я не могу быть лучшим (сознательная внешняя самооценка), так как я ничтожество (бессознательная установка).
Как правило, такая установка у людей, которые по тем или иным причинам были лишены в детстве безусловной любви, принятия, уважения и эмоциональной близости, выросли в деструктивных семьях, остро переживали чувство собственной ненужности и никчемности, унижения, оскорбления, эмоциональное, физическое и психическое насилие, сравнение с другими, завышенные требования или даже в идеальной на первый взгляд семье ребенку могли выставлять слишком высокие требования соответствия, планки достижений, задачи оправдать ожидания и мечты родителей.

Ощущение собственного достоинства, самоценности, самоуважения взрослого человека связано с его детскими травмами воспитания. Корень проблем с самооценкой находится в детских травмах развития. Поэтому малоэффективными будут одни лишь аффермации в стиле "я самая обаятельная и привлекательная" или поведенческие задания на достижения.

Соответственно, работа с чувством собственного достоинства и самооценкой – в большей степени психотерапевтическая работа по реконструкции личности и разрешению этих детских травм.

Метки: Самооценка,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём