Изоляция: психологические механизмы реагирования у детей


В настоящий момент многие задумываются о том, какое именно влияние окажет на всех нас ситуация с коронавирусом. В этой статье хотелось бы уделить внимание самым маленьким участникам событий – детям, которые стали невольными свидетелями серьезных "взрослых" проблем.

Все, что происходит сейчас в связи с эпидемией коронавируса – изоляция, реакция социума, сопутствующий этому эмоциональный фон, оказывают на ребенка значительное влияние. Именно поэтому хочется подробно разобрать, как именно существующая ситуация скажется на детях, какой возраст особенно уязвим и как с этим справляться взрослым, которые находятся рядом. 

Для того, чтобы приступить к анализу этого влияния необходимо определить на какую возрастную группу детей влияние будет максимальным?

До 2-х лет ребенок очень нуждается в родителях и еще не слишком заинтересован, чтобы играть с другими детьми. Больше всего на свете ему необходимы мама и папа, поэтому можно предположить, что на детей в возрасте до 2-х лет воздействие изоляции будет не таким значительным, потому что он находится с важными и нужными людьми и это его базовая потребность. Однако, воздействие на ребенка может быть опосредованным, через "считывание" тревоги со взрослых, которые его окружают. Поэтому если вы чувствуете, что уровень тревоги "зашкаливает", желательно постараться найти способ успокоится и только тогда контактировать с ребенком.
Реклама

С 2-х до 4-х лет у ребенка начинается стадия автономии (Э. Эриксон), так называемая "фаза упрямства". Весь этот период проходит под девизом "Я сам!" В этом возрасте ребенок впервые понимает, что может уже что-то самостоятельно делать (принимать пищу, одеваться прочее) и поэтому его потребность в самостоятельности нарастает все больше и больше. Однако если у ребенка нет возможности двигаться в сторону самостоятельности, то фрустрация (ограничение) этой потребности приведет к тому, что у ребенка начнут возникать сомнения в собственных силах и самом себе.

Параллельно с этим процессом у ребенка проходит стадия идеализации родителей (Нэнси МакВильямс), при которой ребенок думает, что родители – это "боги", которые могут все. Именно в этом возрасте дети просят родителей "остановить дождь" и удивляются почему родители отказываются следовать их просьбе.

Подводя итог, можно кратко обрисовать внутренний мир ребенка в этом возрасте следующим образом:

"Я уже что-то могу и хочу большей самостоятельности. Если то, что я хочу не в моей власти – то родители смогут сделать все, что мне нужно и/или защитить меня".

Последствия изоляции для детей возраста 2-4 года:

В период изоляции стадия автономии будет протекать с нарушениями, так как ограничения, которые накладываются на ребенка по объективным причинам, не могут быть им поняты.

Например, ребенок хочет на улицу – но ему не разрешают, и ребенок начинает это воспринимать как запрет на самостоятельность, при этом ребенок не может понять почему это ограничение вдруг появилось. Например, если на улице идет дождь – ребенку можно из окна показать само наличие дождя, и пояснить, что сейчас не время гулять, и он вас услышит (поймет). В случае с эпидемией это невозможно, так как у родителей нет возможности "показать" ребенку вирус. Он невидим, но он на улице. Где он? Для ребенка – нигде конкретно. Поэтому он воспринимает серию таких запретов (гулять, общаться со сверстниками, поехать к бабушке и т.д.) как "несправедливость" и реагирует на нее гневом, а затем, когда понимает, что гнев бесполезен, ребенок проваливается в чувство бессилия и начинает сомневаться в себе, своих силах и возможностях.

Подобная ситуация – нарушение естественного протекания определенной стадии развития ребенка, происходит и в отношениях с родителями. Если они "могут все", как полагает ребенок, то почему они не могу справиться с "чем-то, что невозможно увидеть, услышать или потрогать"? Значит они не настолько сильны и всемогущественны. В такой ситуации есть большая вероятность, что ребенок идеализирует родителей раньше времени (разочаруется), что может привести к чувству незащищенности, тревоге и потери чувства опоры.

С 4-х до 6 лет у ребенка начинается стадия "инициативы – вины" (Э. Эриксон). Это период самоутверждения. Дети в этом возрасте чрезвычайно деятельны, и они постоянно чем-то заняты. Ребенок с удовольствием осваивает новые виды деятельности и очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Если такие потребности блокируются, то ребенок может испытывать разочарование и иногда чувство вины, думая ему не доверяют сделать "что-то новое".

В этом возрасте потребности в социализации значительно выше и ребенок нуждается в совместных играх и общении со сверстниками, но запрет на общение или активную деятельность (не мешай, не играй) препятствует нормальному протеканию данной стадии.

Последствия изоляции для детей возраста 4-6 лет:

В этом возрасте будет продолжаться процесс де-идеализации родителей, и также может подключиться новый – вынужденная блокировка активности ребенка со стороны родителей может привести к чувству вины за свои потребности, а затем, как следствие, к чувству подавленности. Например людей, которых в пятилетнем возрасте жестко сдерживали в их начинаниях и устремлениях, мы можем узнать по тому, что при столкновении с любой задачей у них "опускаются руки" (Образцова Л.).

Таким образом, можно предположить, что основное влияние процесс изоляции окажет на детей от 2 до 6 лет, так как именно в этом возрасте родителям труднее всего объяснить ребенку причину их жестких запретов и с большой долей вероятности ребенок это не сможет понять и будет воспринимать запрет как несправедливость по отношению к его потребностям.

Как может видится этот процесс глазами маленького ребенка (3-6 лет)?

На улице бродит какое-то страшное "Чудовище", никто его не видел, не слышал и не трогал. Это чудовище очень опасное, потому что все взрослые прячутся от него по своим домам. Даже такие "боги" как мама и папа, которым ничего не страшно, тоже боятся его, это значит, что оно сильнее чем родители, и это значит, что даже родители не смогут меня от этого "Чудовища" защитить. При этом от "Чудовища" нужно защищаться, но никто не знает как. Если встретишь "Чудовище", можно умереть! Выходить из дома нельзя, потому что "оно" там!

Таким образом, у ребенка в отношениях "Я – Мир" с большой долей вероятности может возникнуть чувство тревоги и ощущение враждебности мира. 

В отношениях "Я – Значимые взрослые" может возникнуть чувство обиды, гнев от "несправедливости", ранняя де-идеализация, которая приведет к повышенной тревоге и чувству незащищенности.

В период взросления эти чувства могут повлиять на возможность устанавливать доверительные отношения и выстраивать устойчивые связи с партнерами, друзьями, коллегами. В личностном отношении – может проявляться как неуверенность в себе и своих силах, а также повышенный уровень тревоги.

Важно, что эти процессы протекают неосознанно для ребенка, и зачастую "невидимо" для родителя, поэтому в такие моменты родителям желательно быть максимально внимательными и постараться смягчить последствия изоляции.

Как смягчить последствия изоляции для ребенка?

  1. С одной стороны нужно постараться пояснить ребенку, что ситуация временная, с другой стороны это довольно сложный процесс, так как дети иначе чувствуют время, чем взрослые. Однако, эту задачу можно решить при помощи наглядных материалов, например используя календарь с передвижным экраном – показывая каждый день как "красный квадратик" приближается к заветной дате. Можно начать обратный отсчет. Например: "Ты сможешь выходить на улицу (увидеться с друзьями и т.д.) через 20 дней". Для каждого дня можно взять кружочек (с клейкой полоской) и по прошествии дня отрывать его от холодильника, стены или специального листочка. Вариантов много – главное придумать свой вариант для ребенка, которой позволит ему наглядно увидеть, как дни "исчезают" или как приближается заветная дата.
  2. Пояснить ребенку, что изоляция – это не наказание, и когда его не отпускают гулять или близко подходить к другим детям, родители не хотят его наказывать, или обижать.
  3. Объяснить, что мама и папа не боятся "Чудовища", а просто принимают меры предосторожности. Можно пояснить на примере "Когда едет машина мы ее пропускаем и только потом переходим улицу".
  4. Придумать как выглядит вирус и нарисовать его, чтобы для ребенка этот образ не был абстрактным, или не понятным и от этого еще более страшным. Затем в эту картинку добавить членов семьи и образы защиты – можно их тоже придумать с ребенком.
  5. Можно придумать игру, где кто-то из родителей играет роль вируса, а остальные члены семьи с ним справляются и его "побеждают".

Метки: Воспитание, Коронавирус,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём