Для любого действия существует и у взрослого, и у ребенка два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внешняя – это награда (хорошие оценки, обещание купить новый смартфон) или наказание ("чтоб родители не ругались"). Внутренняя – реальный интерес к учебе или невроз по типу "я должен быть самым лучшим!". Процент детей, которым действительно интересно учиться, стремится к нулю. Внешняя мотивация всегда менее эффективна, но она работает, особенно в начальной школе. А вот в подростковом возрасте резко начинает падать, и "мы теряем ребенка".
В 1965 году американская учительница Барбара Шил провела эксперимент со своими учениками и пришла к очень интересным выводам относительно того, что необходимо для "взращивания" внутренней учебной мотивации ребенка:

Взрослый должен хорошо понимать, что он делает, как и зачем он стимулирует ребенка, чего добивается в результате. Если у вас с этим не очень, рекомендую обратиться к детскому коучу – вам быстро и эффективно помогут, будете точно понимать, как действовать.
Автономность или свобода самому определять свои задачи и выполнять свой собственный план. Купите ребенку флипчарт, придумайте вместе с ним план, пусть он видит его перед глазами на доске, отмечает мелками или маркером свои успехи, видит, куда надо продвигаться. Дети, да и взрослые, обожают эти "яркие" внешние подкрепления, свои "плюсики".
Умеренная новизна и ощущение своей компетентности – новое задание должно быть понятно, но включать новый "шажок" в освоении материала. Тем самым, ребенок подкрепляется своим успехом (каждый способен к поэтапному, постепенному изучению информации) и предвосхищением нового "посмотрим, что дальше, справлюсь ли я?!" Если ребенок все время сталкивается с заданиями, которые ему не под силу, то, получив более легкую задачу через какое-то время, он и ее решить не может. Это феномен "выученной беспомощности". То есть уровень сложности задач следует повышать очень постепенно, иначе ребенок:
- Перестает пытаться что-то делать;
- Перестает понимать, что он может делать;
- Общее подавленное, апатичное состояние мешает что-либо делать вообще.
Фразы и установки родителей для усиления учебной мотивации ребенка.
Сместить акцент с оценок, проверок, контрольных. 90% детей находится под диким давлением общества и родителей, ожидающих и требующих от них лучших баллов. С первого класса прекращайте пугать их вопросами типа "Ну что, как контрольная? Что ты сегодня получил?" Вместо этого: "Как прошел сегодня день? Есть что-то, что было не понятно? Нужно, чтоб мы разобрали это вместе, а? Может помочь тебе, объяснить что-то?". Просто интересуйтесь делами ребенка, его чувствами, переживаниями. Тогда вы снимите тревогу с его учебной деятельности, и он будет понимать, что учиться, ошибаясь, – это нормально, и что вы – на его стороне и готовы помочь.
Дети, которым транслируют "Отлично! Ты супер! Как всегда, молодец!" парадоксально, но бояться двигаться вперед, бояться рисковать, ставить высокие планки, пасуют при трудностях. Они бояться разочаровать и разочароваться в самих себе. А вот дети, родители которых просто включены в их учебный процесс, интересуются их стараниями фразами типа: "Ого, ты делаешь успехи по химии! Ты действительно трудишься, вижу!" или " Ты, правда, потрудился над экзаменом!" или "Как у тебя получилось? Как тебе удалось? Ты, правда, старался, я признаю!", получают подтверждение, что обучение – это просто процесс, есть успехи, есть трудности, но надо идти дальше, вперед. Таким детям нравятся новые вызовы, новые достижения, они не бояться трудных мест, им интересно справиться и главное, они умеют заставить себя делать усилия, они усидчивы! В отсутствии страха, такие дети максимально развивают свой потенциал.
В норме, ошибки способствуют желанию их исправить. Но если они сопровождаются чувствами стыда, страха, неадекватности, дети будут пытаться избегать сложностей, а не пытаться их преодолеть. Дети могут придумать себе защиту – лень. Быть "ленивым" гораздо легче и приятнее, чем "глупым". Быть ленивым расшифровывается как "я вообще-то могу, мог бы, но мне просто лень!" – это избегание опасности провалиться, страх обнаружить, что на самом деле, я не могу, не понимаю, "не тяну". Мягкий способ обратить внимание ребенка на необходимость напрячься и взять себя в руки: "А что ты сам думаешь об этом? Как – справился?", "Сам что скажешь? Задание трудновато?", "Что думаешь по поводу контрольной?"
Звучит странно, но я люблю работать с "ленивыми" детьми. Поиск разгадки их лени – настоящий детектив. Как мотивировать ребенка к учебе? Советы психолога помогут перевести Вашего ребенка в режим "подождите, дайте-ка я попробую!"