Как приучить ребенка к самостоятельности

7 октября 2018
1017

Мария Григорян

Психолог-консультант, психотерапевт

Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Хочу поделиться с вами своими размышлениями про самостоятельность.

Первое и самое важное, что стоит понять. Родители говорят:

"Мне очень важна тема самостоятельности, потому что мой ребёнок чрезмерно ко мне привязан!"

Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Родители должны заботиться об укреплении привязанности, а не о том, как бы побыстрее ребёнка "вытолкнуть" в мнимую самостоятельность.

Потому что привязанность обеспечивает безопасность для ребёнка и эмоциональный комфорт. И только в этих условиях ребёнок будет нормально развиваться. В том числе и самостоятельность будет развиваться только в условиях эмоциональной безопасности.


Ребёнок может быть самостоятельным и сохранять привязанность к родителям. Это не взаимоисключающие вещи. Слово привязанность можно истолковывать неверно, понимая под ним зависимость. Но это не так. Если вдруг вы ничего не знаете про привязанность, очень рекомендую срочно почитать книги, такие как:

1. Людмила Петрановская. "Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка".
2. Ольга Писарик. "Привязанность – жизненно-важная связь"
3. Гордон Ньюфелд. "Не упускайте своих детей".

Итак, самостоятельность – это не отсутствие привязанности и желания находиться рядом с мамой.

Следующее что важно понять: самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Настоящая самостоятельность – это когда я делаю что-то сам и отвечаю за последствия того, что сделал, тоже сам. Вот это самостоятельность. А все другое, что часто ею называют, но там нет ответственности за последствия – это не самостоятельность. Так что очень призываю вас не обманывать себя, а понимать, что на самом деле вкладывается в это понятие.

И если смотреть на самостоятельность с такой позиции, то вы можете ответить себе на вопрос: вы готовы реально отдать детям ответственность за выполнение ими самостоятельных действий? Вы готовы перестать контролировать каждый их шаг и учить, что и как делать, в том аспекте, где хотите их самостоятельности? Если да, то отлично! А если нет – это тоже неплохо, главное, чтобы это было честно! Главное, чтобы вы понимали, что пока вы их контролируете и навязываете им ваше видение того, как надо, самостоятельности не будет.


Заставлять ребёнка делать то, что вы считаете нужным – это не прививание самостоятельности. Это прививание подчинения. Самостоятельность – это когда я делаю сам то, что хочу делать сам. А не когда кто-то другой решил, что для меня это лучше, сказал мне, и я сделал.

Ваша задача следить за тем, что ребёнок хочет делать сам, разрешать ему это делать, показывать ему последствия того, что он сделал, и поощрять его за это! Все дети в возрасте 2-3 лет начинают хотеть быть самостоятельными. Но не в том, что вам нужно, а в том, в чем им хочется! Вам кажется, что самостоятельность – это когда он сам одевается или игрушки убирает. И вы его пытаетесь заставить, думая, что это будет самостоятельность. Но нет, это не она, ему это неинтересно и не нужно, это нужно вам.

А ему самому хочется, например, на кнопку лифта нажать, и это для него проявление самостоятельности. Или хочется взять тряпку и пыль вытереть, как вы это делаете. Да, он сделает это плохо, но он сделает это сам. Вот это надо замечать и поощрять.

Итак, наша задача замечать, что они хотят делать сами, позволять им это (в разумных пределах, конечно), проговаривать – вот ты захотел, сделал, ты смог и смотри – теперь мы едем на лифте или теперь у нас чистые полки. И это очень здорово и приятно и тебе, и окружающим!

Наша задача помогать им понимать себя, чтобы они знали, что они хотят делать, что любят – и делали это. Ведь в этом счастье и радость – когда я делаю то, что люблю. И то, что люблю, я всегда делаю только самостоятельно. И с радостью беру ответственность за это.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём