Как приучить ребенка к самостоятельности

7 октября 2018
913

Мария Григорян

Психолог-консультант, психотерапевт

Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Хочу поделиться с вами своими размышлениями про самостоятельность.

Первое и самое важное, что стоит понять. Родители говорят:

"Мне очень важна тема самостоятельности, потому что мой ребёнок чрезмерно ко мне привязан!"

Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Родители должны заботиться об укреплении привязанности, а не о том, как бы побыстрее ребёнка "вытолкнуть" в мнимую самостоятельность.

Потому что привязанность обеспечивает безопасность для ребёнка и эмоциональный комфорт. И только в этих условиях ребёнок будет нормально развиваться. В том числе и самостоятельность будет развиваться только в условиях эмоциональной безопасности.


Ребёнок может быть самостоятельным и сохранять привязанность к родителям. Это не взаимоисключающие вещи. Слово привязанность можно истолковывать неверно, понимая под ним зависимость. Но это не так. Если вдруг вы ничего не знаете про привязанность, очень рекомендую срочно почитать книги, такие как:

1. Людмила Петрановская. "Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка".
2. Ольга Писарик. "Привязанность – жизненно-важная связь"
3. Гордон Ньюфелд. "Не упускайте своих детей".

Итак, самостоятельность – это не отсутствие привязанности и желания находиться рядом с мамой.

Следующее что важно понять: самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Настоящая самостоятельность – это когда я делаю что-то сам и отвечаю за последствия того, что сделал, тоже сам. Вот это самостоятельность. А все другое, что часто ею называют, но там нет ответственности за последствия – это не самостоятельность. Так что очень призываю вас не обманывать себя, а понимать, что на самом деле вкладывается в это понятие.

И если смотреть на самостоятельность с такой позиции, то вы можете ответить себе на вопрос: вы готовы реально отдать детям ответственность за выполнение ими самостоятельных действий? Вы готовы перестать контролировать каждый их шаг и учить, что и как делать, в том аспекте, где хотите их самостоятельности? Если да, то отлично! А если нет – это тоже неплохо, главное, чтобы это было честно! Главное, чтобы вы понимали, что пока вы их контролируете и навязываете им ваше видение того, как надо, самостоятельности не будет.


Заставлять ребёнка делать то, что вы считаете нужным – это не прививание самостоятельности. Это прививание подчинения. Самостоятельность – это когда я делаю сам то, что хочу делать сам. А не когда кто-то другой решил, что для меня это лучше, сказал мне, и я сделал.

Ваша задача следить за тем, что ребёнок хочет делать сам, разрешать ему это делать, показывать ему последствия того, что он сделал, и поощрять его за это! Все дети в возрасте 2-3 лет начинают хотеть быть самостоятельными. Но не в том, что вам нужно, а в том, в чем им хочется! Вам кажется, что самостоятельность – это когда он сам одевается или игрушки убирает. И вы его пытаетесь заставить, думая, что это будет самостоятельность. Но нет, это не она, ему это неинтересно и не нужно, это нужно вам.

А ему самому хочется, например, на кнопку лифта нажать, и это для него проявление самостоятельности. Или хочется взять тряпку и пыль вытереть, как вы это делаете. Да, он сделает это плохо, но он сделает это сам. Вот это надо замечать и поощрять.

Итак, наша задача замечать, что они хотят делать сами, позволять им это (в разумных пределах, конечно), проговаривать – вот ты захотел, сделал, ты смог и смотри – теперь мы едем на лифте или теперь у нас чистые полки. И это очень здорово и приятно и тебе, и окружающим!

Наша задача помогать им понимать себя, чтобы они знали, что они хотят делать, что любят – и делали это. Ведь в этом счастье и радость – когда я делаю то, что люблю. И то, что люблю, я всегда делаю только самостоятельно. И с радостью беру ответственность за это.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
78
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание,

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
827
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9205
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание, Сценарии, Сепарация от родителей,

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5847
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание, Чувства,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7042
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11066
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22497
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11424
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2229
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6352
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6239
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4654
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12556
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15800
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18671
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём