Как развивается привязанность ребенка к родителям

25 февраля 2019
770

Ксения Васильева

детский психолог


1. Ощущения.

В первый год жизни ребенок привязывается через физические ощущения. Поэтому так важно не отказывать малышу в ручках, в зрительном контакте. 

Первые полгода ребенок как бы знакомится с окружающими его взрослыми и выбирает к кому привязаться. 

Замечали, наверно, что вдруг после 6 – 8 месяцев ребенок начинает бояться малознакомых людей, предпочитая им тех, кто всегда рядом.

Основной привязанностью обычно становится мама. Связано это не с родством, а с тем, что именно мама, как правило, заботится о ребенке. Если же мамы не будет рядом, то привязанность сформируется к тому, кто возьмёт на себя заботу о ребенке. Если о нем заботятся несколько взрослых наравне, то привязанность сформируется к ним всем.

2. Похожесть.

После года ребенок стремится походить на своего взрослого. Малыш надевает шарфик как у мамы, пытается сесть на горшок как брат, стучит молотком как папа.


Именно вследствие привязанности дети учатся на примере родителей.

Родителям на этой стадии следует подчёркивать схожесть ребенка с собой.

3. Принадлежность.

Примерно с 2х лет ребенок начинает обозначать свою принадлежность: я мамин, моя мама, мой папа. В этом возрасте дети могут начать ревновать родителей друг к другу и к другим детям в семье.

Тогда же они начинают "жадничать". Специально ставлю в кавычки, потому что, когда двухлетка кричит "мое!" то это не про жадность.

Не нужно ругать ребенка за это и объяснять, что мама общая. Он и сам это со временем поймет.

А пока акцент на том, что "ты мой малыш, я твоя мама".

4. Значимость.

Примерно после 3х лет ребенку становится важным чувствовать свою значимость для своего взрослого, чувствовать, что им дорожат. От детей в этом возрасте часто можно услышать: Мама, посмотри как я умею.

Ребенку в этом возрасте важно видеть, что ему рады. Показывайте его ценность: "Я так рада, что ты мой ребенок!", "Так здорово, что ты у нас родился", "Мы так рады, что у нас родился именно ты".

5. Любовь.

Возраст 4-5 лет – это возраст, когда ребенок начинает по настоящему любить своих взрослых.


На этой стадии принятие важно как никогда. Ребенку важно чувствовать, что его любят не за что-то, а просто потому что он есть.

Любовь очень глубокое и уязвимое чувство. Не все дети и не со всеми взрослыми дорастают до этой стадии привязанности. При этом дети привязанные на уровне любви спокойней отпускают своих взрослых. На этой стадии уже нет такой сильной необходимости в физическом присутствии, так как ощущение безопасности, дает само чувство любви, которое греет даже в разлуке.

6. Познание.

На этом уровне ребенок доверяет вам свои тайны. И здесь важно сделать так, чтоб ребенок не боялся нести вам свои секреты, даже если он сделал что-то неправильно.

Если ребенок где-то ошибся, а потом признался в этом, то стоит просто обсудить с ним эту ситуацию, озвучить ему перед каким выбором он стал, его чувства, обсудить возможные решения.

Когда дети доверяют свои секреты, тем самым они лучше понимают сами себя, что в свою очередь ведет к развитию цельной личности.

Часто взрослые торопят своих маленьких детей преждевременно приучая к самостоятельности. Однако самостоятельность нельзя научить, она должна прийти изнутри.

Точно также как мы не можем ускорить физический рост детей, мы не можем ускорить их психическое созревание. И также как и с ростом, наша задача – это создать условия для созревания.

Таким условием и является надежная привязанность.

Метки: Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
827
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7042
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11066
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2229
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6239
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4654
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12556
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Любить своего ребенка – что это значит?

Любить своего ребенка – что это значит?

12.01.2019
13245
Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не "испортим" ли мы их, если будем любить слишком сильно? Юлия Гиппенрейтер отвечает на вопросы, которые задает себе большинство современных родителей.

Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

09.01.2019
24642
Общественное мнение уверенно – если отношения мать-дочь зашли в тупик, то надо внимательнее присмотреться именно к дочери. Культурные мифы о материнстве – будто бы все женщины источник любви для своих детей, что материнство – инстинкт и что все матери любят своих детей безусловно – и формируют отношение людей к дочери, которая либо полностью прервала общение с матерью, либо поддерживает минимальный контакт и это очевидно не только близким, но и малознакомым людям.

Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
13326
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
14779
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Развестись без вреда для ребенка

Развестись без вреда для ребенка

27.09.2018
10083
Семейный терапевт Наталья Полякова: "Процент семей, в работе с которыми всплывает данная тема, в моей консультативной практике высок. Родители используют детей, чтобы сделать больно супругу, в десятках разводящихся пар. Лишь единицам бывших супругов удается выстроить партнерство в отношении родительства и этим минимизировать негативные последствия развода для детей".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
12130
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
5359
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
33693
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём