Как сказать ребенку о смерти?

31 июля 2018
762

Ольга Кондрашова

Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Смерть случается в семьях. Не важно, смерть ли это домашнего питомца или же члена семьи, – это горе, это шок, и это также трогает детей, как и взрослых. Как сказать ребенку о смерти? В культуре есть ритуалы, помогающие людям понемногу справляться с первыми приступами горя, – поминки, отпевание, похороны. А вот дети обычно либо изолируются, либо взрослым вообще не до них, либо не считается нужным с ними об этом разговаривать, ну, что они понимают? Однако детям помощь в переживании этого события тоже, поверьте, нужна.

Рекомендую:

1. Говорить с ребенком о происшедшем, не вычеркивать это из контакта, делая вид, что это не касается ребенка. Проговаривание придает событию четкий смысл в глазах ребенка. И тогда исчезает тревога, страх, что "в доме что-то случилось, но я не знаю, что". Когда вы тихо разговариваете с ребенком о том, что произошло, что вообще такое смерть и как это тяжело для близких, вспоминаете, каким был умерший человек или питомец – вы соединяете в голове ребенка смысл события и чувства, сопутствующие ему. Тогда не происходит смятения и наплыва сильных по интенсивности переживаний, с которыми ребенок может не справиться, и это, в свою очередь, приведет к стрессу, или ребенок может заболеть.

2. Старайтесь объяснить смерть конкретными словами, не путая ребенка выражениями типа "он уснул" или "она улетела в другой мир". Ребенок вполне может надеяться, что можно проснуться, вернуться, прилететь обратно, и будет разочарован впоследствии. Вместо этого лучше четко и ясно "его тело больше не может работать", "его тело не дышит, не чувствует, не думает, и мы, к сожалению, не сможем больше никогда с ним поговорить… это очень грустно, но это так…" Поговорите о цикле жизни, в конце которого всегда бывает смерть. Есть специальные книги для детей на эту тему. Лучше, чтобы ребенок знал правду об этом с самого начала. Иначе дети могут развивать ненужные фантазии и мучиться вопросами, ответа на которые они не знают. Правда дает возможность погоревать, испытать в полной мере чувства горя и печали, поплакать. И тогда постепенно это проходит. И это не так пугает ребенка, нежели туман и загадки вокруг этого печального события.

Особенно это касается слов "уснул и больше не проснется". Ребенок может действительно сильно испугаться при мысли – ой, а вдруг я тоже усну и не проснусь?! А вдруг мама тоже уснет и не проснется?! Будет бояться засыпать, ложится в постель и т.д.

3. Чтобы ребенок не пугался, обязательно проговорите, что и он, и мама, и папа, умрут еще очень и очень не скоро, жизнь – долгая-долгая, и до смерти еще очень далеко.

4. Хороший способ – сделать вместе с ребенком что-то памятное об ушедшем человеке или питомце, например, альбом воспоминаний. Как он жил и какова была история отношений с ребенком у этого человека или животного-друга семьи. Это поможет выплеснуть чувства, погоревать, поплакать, побыть вместе в горе и вместе его пережить. И тогда, печаль начнет постепенно уходить. Как и все наши чувства. Они не могут владеть нами постоянно… Но для этого их надо не подавлять, а переживать…

5. Еще один полезный ход. Обычно горе тем сильнее, чем сильнее у человека переживание того, что он что-то не доделал в своих отношениях с ушедшим, может быть, даже в чем-то виноват перед ним. Тогда можно спросить – Что бы ты хотел(а) сказать тому, кто умер, что не спросил, не успел спросить или сказать? Это тоже мощный стимул для выхода чувств, эмоций, слез. А также возможность соприкоснуться с неким ощущением "груза", что ты что-то не успел и теперь уже не исправить. Помните, что переживая горе, давая выход слезам, мы помогаем ребенку постепенно справляться с болью, постепенно, шажок за шажком оставляя ее позади.

6. В зависимости от возраста ребенка, можно поговорить о том, что мы действительно не знаем, что там, после смерти ожидает каждого из нас. И вот здесь, можно дать ребенку использовать свою фантазию – Ок, здесь мы не можем ничего исправить, но давай придумаем, что там может быть, после смерти, как ты думаешь? Возможно, таким способом ребенку будет немного легче справиться с утратой, это смягчит его горе. Может быть, он расскажет вам про рай для собак, где можно прыгать на диван и есть сколько угодно косточек. Может быть, представит, что его дедушка на облачке и смотрит на него оттуда и посылает любовь…

Как сказать ребенку о смерти? Общее и главное правило – будьте честны и будьте рядом с ребенком, будьте внимательны к нему. Помните, что, если горе можно разделить с кем-то, то его интенсивность рано или поздно начнет снижаться. И ребенку будет становиться легче.

Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
7594
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
1013
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5326
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
5079
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
3567
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
10964
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
14872
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
17579
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Любить своего ребенка – что это значит?

Любить своего ребенка – что это значит?

12.01.2019
12036
Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не "испортим" ли мы их, если будем любить слишком сильно? Юлия Гиппенрейтер отвечает на вопросы, которые задает себе большинство современных родителей.

Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

09.01.2019
22780
Общественное мнение уверенно – если отношения мать-дочь зашли в тупик, то надо внимательнее присмотреться именно к дочери. Культурные мифы о материнстве – будто бы все женщины источник любви для своих детей, что материнство – инстинкт и что все матери любят своих детей безусловно – и формируют отношение людей к дочери, которая либо полностью прервала общение с матерью, либо поддерживает минимальный контакт и это очевидно не только близким, но и малознакомым людям.

Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12776
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13835
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24064
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
23942
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
14612
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём