"Хочу исчезнуть", "хочу чтобы меня не было". Откуда у ребёнка в 11 лет мысли о суициде?



– Если ребёнок научился подавлять в себе неприятные эмоции, то он будет снимать напряжение другим способом. Например посредством травмирования себя или суицидальных попыток. Ребёнок, который не может выплакаться, думает, что уже никогда не почувствует себя лучше. Думает, что эта трудная ситуация, в которой он находится, никогда не закончится – говорит доктор Анна Зелиньска-Венявска, специалистка детсткой и подростковой психиатрии из педиатрической клиники Варшавского медицинского университета.

– Если говорить о частоте самоубийств среди подростков и детей, то ушедший год был для нас исключительно трудный – признаёт доктор Зелиньска. Отделение, в котором я работаю, это единственное отделение – в связи с закрытием детского отделения в Юзефове[психиатрическое отделение для детей и подростков в пригороде Варшавы, закрыто с декабря 2018 года в связи с нехваткой врачей – прим. перев.] – такого типа для Мазовецкого и Подляшского воеводств, которое принимает детей, покушающихся на собственную жизнь.
Реклама

Сколько лет было самому младшему из ваших пациентов, совершившему суицидальную попытку?

Одиннадцать.

Разве ребёнок в таком возрасте понимает бесповоротность смерти?

В одиннадцать или двенадцать лет ребёнок может это понимать, хотя и не всегда. Но суцидальные мысли бывают и у 8-летних детей. А они конечно не знают, что смерть означает конец всего.

Как проявляются суицидальные мысли у восьмилетнего ребёнка? Он так просто говорит, что хочет себя убить?

Или говорит что хочет, чтобы его не было. Что хочет исчезнуть. В психиатрической практике называем это "мыслями ухода". Чрезвычайно важно не игнорировать такие мысли. Хотя 8-летка может быть не в состоянии предпринять действия, которые непосредственно будут угрожать его жизни, это не значит, что желание "исчезновения" пройдёт самостоятельно. Обязательно в такой ситуации обследование и выяснение что же послужило причиной такого плохого самочувствия ребёнка.

Каким образом ребёнок 11 лет узнаёт о том, как совершить самоубийство?

Одним из источников является интернет. А иногда бывает достаточно просмотра какого-либо фильма, сериала или разговора с ровесниками. Во время таких разговоров ребёнок узнаёт, к примеру, что нужно принять много снотворных таблеток и запить их алкоголем.

Где ребёнок всё это берёт?

Алкоголь находит в баре у родителей, а снотворные таблетки на травах может сам купить в аптеке. Говорит, что мама послала его купить – и готово. В свою очередь ребёнок 11 лет уже может найти страницы в интернете, на которых продаются нелегально снотворные таблетки. Бывают случаи, когда ребёнку удаётся их купить. Тогда возрастает риск, что ситуация может закончиться трагически.

Сейчас загруженность психатрического отделения больницы Варшавского медицинского университета достигает 150 процентов. Отделение располагает 20 койками, на которых в настоящее время более 30 пациентов младше 15 лет. Они все после суицидальных попыток или по причине серьёзных суицидальных мыслей?

Подавляющее большинство. Ожидание на госпитализацию в отделение довольно долгое, поэтому в первую очередь принимаем детей, которые совершили попытку суицида. Из того, что мы наблюдаем в отделении, – и что подтверждает официальная статистика – потенциальных суицидентов среди детей становится всё больше. Даже среди детей младшего возраста, что ранее было явлением спорадическим.

В амбулаторное отделение при психиатрической больнице обращаются дети, у которых одноклассник или одноклассница совершили самоубийство. Недавно я столкнулась с таким случаем, о котором ещё несколько лет назад не могла даже вообразить. Ко мне обратились родители ребёнка, который пережил самоубийства трёх своих приятелей в течение полугода.

Почему у детей появляются суицидальные мысли?

Причиной чаще всего являются депрессивные расстройства. Депрессия у ребёнка может иметь эндогенную этиологию. Это значит, что заболевание не имеет конкретных причин, и что ребёнок может иметь генетическую предрасположенность для такого типа расстройств. Однако такие случаи достаточно редкие. Чаще причиной депрессивных расстройств являются жизненные трудности, с которыми сталкивается ребёнок, – ситуация в школе, отвержение сверстниками, семейные конфликты, нахождение в ситуации насилия в семье. Вопреки распространённому мнению, проблемы такого типа касаются часто совсем обычных семей, в которых нет алкоголя или других серьёзных проблем. Зачастую депрессия является результатом того, что ребёнок не справляется со своими негативными эмоциями.

Что это значит?

Родители всё чаще не терпят у детей злости или раздражения. Таким родителям кажется, что если их малыш топает ногами и кричит, то это что-то страшное и следует это пресекать на корню. А ведь это нормальные эмоции. Важно научить ребёнка выражать эти эмоции в социально приемлемый способ, а не доводить до того, чтобы ребёнок сидел тихонько и вообще не злился. Ведь потом ребёнок пойдёт в школу, а там не получится избежать трудных ситуаций. Если дошкольник научился подавлять в себе негативные чувства, то он будет снимать накопленное напряжение другим способом. Например через самоповреждения, мысли о смерти и даже суицидальные попытки. Ребёнок, который не может выплакаться или прокричаться, думает, что уже никогда не почувствует себя лучше. Думает, что эта трудная ситуация, в которой он находится, никогда не закончится.

Другой частой причиной депрессивных расстройств у детей являются конфликты в семье.

Что это значит?

Ссоры, психологическое насилие, физическая агрессия или ситуации, которые называем "околоразводными". Поэтому на этапе лечения в психиатрическом отделении так важно сотрудничество с родителями. Есть родители, которые стараются выполнять все наши рекомендации. Однако есть и большая группа родителей – из моего опыта я вижу, что таких почти половина, – которые не хотят с нами сотрудничать. У нас в отделении были дети, которые находились на лечении несколько недель и даже дольше, а отсутствие успехов в их лечении было связано с тем, что родители не хотели включаться в этот процесс.

Почему?

Часто люди, которые занимаются воспитанием ребёнка, не понимают, что плохое состояние ребёнка в большинстве случаев является симптомом болезни, которая поражает всю семью. Если в семье появляется какой-либо конфликт, ребёнок первый его чувствует. Иногда родители боятся, что по нитке мы дойдём до первичного клубка проблем, которыми могут быть, к примеру, отношения между супругами, их неуверенность в желании быть и дальше вместе. Вместо этого родители ожидают, что мы исправим ребёнка, и всё встанет на свои места. Но так не бывает.

И что делать в таком случае?

Предлагаем им занятия по развитию родительских навыков, семейную терапию. Иногда рекомендуем терапию пар. Мы никоим образом не хотим их обвинять – просто подсказываем, что не удастся отделить того, что происходит с ребёнком, от того, что происходит с родителями. Однако многие взрослые не хотят об этом слышать. И находят тысячи оправданий, чтобы не участвовать в рекомендуемых занятиях или в терапии. Только когда мы, врачи и психологи, уже доходим до предела наши возможностей, и говорим прямо, что не в состоянии помочь ребёнку, родители начинают больше включаться в процесс лечения.

Можно ли предотвратить хотя бы некоторые суицидальные попытки у детей?

Это подразумевает системный подход к ситуации, поскольку большую часть упомянутых выше проблем удалось бы выявить и скорректировать раньше, чем ребёнок начнёт покупать снотворные таблетки и думать об "исчесзновении". Для этого однако нужна работающая система консультаций по вопросам психического здоровья. Тогда как в настоящее время в консультации при нашей больнице очередь на приём расписана на два года вперёд. В частных центрах очередь в записи на первичную консультацию составляет 3-4 месяца. Часть детей, у которых симптомы депрессии ещё не явно выражены, попадают к психиатру только тогда, когда уже и они, и их родители находятся на краю терпения. Или тогда, когда дети пытаются что-то с собой сделать. И в такой ситуации ребёнок вместо консультации попадает сразу в отделение, которое переполнено. Такой вот порочный круг. 

Как существующая ситуация влияет на вас, врачей?

Моя специализация является одной из наиболее редко выбираемых. Психиатров, которые занимаются здоровьем детей и подростков, просто напросто есть очень мало. Результатом является постоянная нехватка времени на спокойную и упорядоченную работу в отделении. Когда к нам попадает ребёнок, который хотел причинить себе вред, мы должны собрать информацию у опекунов, иногда близких родственников, учителей. Само выяснение того, что послужило причиной такого драматичного решения, занимает очень много времени. В случае 20 пациентов это ещё не так трудно. Но при 38 пациентах в отделении это уже не нормальная работа, а только "тушение пожаров". Которое не всегда заканчивается успехом, потому что часть детей после выписки вновь попадают в отделение через какое-то время. И весь процесс нужно начинать сначала. Это также для нас, психиатров и психологов, ситуация трудная и очень обременительная.

Разговаривала Анна Кеджынек.

Перевод с польского: Инесса Агеева.

Источник

Метки: Подростковый суицид, Переводы,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём