Невроз – это

15 октября 2018
2561

Ольга Дергилева

Психолог, кандидат психологических наук

Невроз – это группа психогенных заболеваний (или психологических нарушений), функциональное нарушение высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии, дистимию, обсессии, компульсии, эмоционально-мнестические проблемы.

Говоря простым языком, невроз – результат длительного (или ярко выраженного, интенсивного) переживаниям и психоэмоционального напряжения, при котором проявляются проблемы психосоматического характера – то есть выраженные на психологическом и физическом уровнях.

Дискомфорт и трудности, связанные с неврозом, осознаются человеком (в отличие от психоза, например). При этом человек может ощущать, что "с психикой что-то не так", думать, что "сходит с ума", пугаться неожиданного, нового и неприятного состояния. Однако, психика остается здоровой, просто она, можно так выразиться, травмирована, ранена и ей необходима определенная помощь.


Кто работает с неврозами

Невроз, как диагноз, относится к области малой психиатрии, так что первый вывод, который напрашивается – с неврозом отправляться к врачу. Но не все так просто.

У врача шире опыт в "совсем клинических" вопросах – там, где речь идет об органических повреждениях, нарушениях и т. д. Привлечение психиатра крайне желательно в случаях, когда невроз отягощен (органическое повреждением мозга и т. п.).

В случаях, где речь идет о здоровой психике (а при неврозе психика сохранна, это одно из выражений психологической травмы) – решаются вопросы о целостности и зрелости психологических механизмов адаптации и способах обретения этой психологической целостности и зрелости – это зона компетенции психолога.

Также эффективен вариант котерапии: совместно работают психолог и психиатр/психоневролог. Врач ставит диагноз, назначает схему медикаментозного лечения (снятие симптоматики), а психолог (без диагноза он может говорить скорее о невротических реакциях) спокойно делает все остальное – работает с "доращиванием" Эго и ресурсами.

Как появляется невроз?

От чего появляется невроз?


Вкратце дело обстоит так. С самого детства в личности происходит "борьба и единство" Ид и Супер-Эго. То есть различные бессознательные процессы – импульсы, побуждения, желания Ид довольно часто входят в противоречия с контролем, установками, представлением о правилах и нормах Супер-Эго.

Эти столкновения начинаются практически с самого рождения. Когда "хочу эту игрушку – возьму эту игрушку" сталкивается с "это не твоя игрушка – ее брать нельзя". Изначально функцию Супер-Эго выполняет социум, семья, затем личность "впитывает" эти нормы, дополняет их. Очевидно, что эти противоречия, столкновения Ид и Супер-Эго могут быть болезненными для личности. И "договариваются" они между собой довольно плохо.

Эту функцию регуляции выполняет Эго, которое начинает формироваться и развиваться также довольно рано. Мы растим и формируем свое Эго всю жизнь и от его развитости, гибкости, пластичности зависит успех нашей внутренней саморегуляции, целостность и зрелость нашей личности.

Так вот, в детстве Эго весьма незрелое и юное, и когда случается психотравмирующая ситуация, Эго может быть не готово (не иметь сил и ресурсов) чтобы справиться с ней на отлично. Потому детские травмы так болезненны, потому они могут так сильно нас ранить, потому могут остаться с нами на долго – во время их возникновения психика была не готова к тому, чтобы справиться с ними.


Травмированные зоны оберегаются особенно усиленно, вытесняются, психика пытается "спрятать подальше" болезненное (потому многое может быть амнезировано). Вокруг них встраиваются какие-то адаптационные схемы, может не совсем удачные, но такие, на какие, в то пору, психика была способна. Психика пытается функционировать с учетом этой "раны".

Однако, несовершенство этих защитных механизмов (менее развитое Эго создает менее эффективные адаптационные схемы), выражается, так или иначе, в жизни в различных дискомфортах.

невроз

Пример. Мальчику с детства давали установку (наверно не нарочно, наверно от любви, но довольно жестко и систематически), что он несамостоятельный, что он "без родителей ничего не может", что все у него валится из рук и т. д. Таким образом, в нем формировалось чувство несамостоятельности попутно с зависимостью от родителей. Мальчик рос. Психика с детства подстроилась под установку – он выбирает ту работу, которая кажется ему простой, он избегает ответственности.

Но в какой-то момент его перестает удовлетворять то, что может дать ему эта "адаптация" – он сравнивает себя с другими, ему тоже хочется внимания и положительных оценок со стороны окружающих, ему хочется проявить себя на работе. Но его уверенность в том, что он не способен справляться с серьезными, ответственными задачами постоянно его тормозит. И если раньше (в учебе, в хобби, в общении со сверстниками) он как-то еще смирялся со своими "вторыми ролями" или ролью "неудачника", то со временем желание проявиться и получить должное все сильнее.


Или же неудачи в работе провоцируют реакцию начальства "ты ничего не можешь" (что само по себе болезненно), что напоминает о словах и установках родителей, возвращая в травму детства. Таким образом, уже взрослый мальчик, переживает не только ситуацию из настоящего, но и возвращается в прошлое, в ту первичную травму. А личность остается в "травмированной зоне" в том возрасте, в котором его получило. Соответственно его способы взаимодействия с начальником и попытки как-то урегулировать ситуацию могут быть неконструктивны, т.к. он действует как ребенок (провоцируя соответствующее отношение к себе).

Плюс актуализированная, таким образом, травма детства поднимает все накопленные эмоции и переживания, и наш мальчик переживает уже не только ситуацию сейчас, а все эмоции с того самого "начала". Это может выражаться в чрезмерных (даже по его собственному мнению) эмоциональных переживаниях и неадекватных реакциях.

То есть травмированная зона ("я ничего сам не могу" – своего рода запрет на самостоятельность, самовыражение и волеизъявление) сталкивается с желаниями и побуждениями (хочу самовыразиться, хочу заявить о своей индивидуальности), накопленными за годы, а "устаревшая" защитная схемой Эго (избегание ситуаций, где нужна самостоятельность и ответственность, запрет на амбиции) уже не способна регулировать и как-то сдерживать напряжение, растущее в зоне этого столкновения.


Так мы получаем противоречие, накопленный "заряд" которого может выразится в невротических реакциях, неврозах – тех самых неадекватно ярких переживаниях, эмоциональных и поведенческих реакциях.

Любое ли подобное противоречие, конфликт, травма приведут к неврозу? Нет, не любое, во многом зависит от выраженности и силы накопленных противоречий. Однако, психика сложная штука, и кажущееся незначительным переживание, может быть невротичным. Каждый случай стоит рассматривать индивидуально!

Я описала один из вариантов, могут быть и другие. Например, когда старая травма "спрятана" и о ней давно не вспоминают, но какая-то ситуация в настоящем (чем-то схожая) "будит" спрятанные и вытесненные эмоции и они начинают искать способ выражения. В результате будет та же история про столкновение, как в первом случае.

Метки: Невроз, Психическая травма, Психика,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём