Ограничивающие убеждения

30 июля 2018
10031

Ольга Маргиева

Практикующий психолог, семейный консультант, коуч, игропрактик

Что же это за зверь такой, и как он в нас проявляется? Можно ли ему сопротивляться? И если да, то как?

Прежде всего стоит понять, откуда берутся ограничивающие убеждения.

Условно наши убеждения можно поделить на три типа.

Первый тип – это те убеждения, которые были заложены еще в детстве. Они, как правило, оказывают на нас самое сильное влияние, так как неразрывно связаны с нашей личностью, с нашим самоощущением и самооценкой.
  • "Я неудачник";
  • "Я слюнтяй и слабак";
  • "Я ни на что не гожусь";
  • "Все, за чтобы я не брался, всё получается плохо";
  • "Я ненормальный" и так далее.
Такие установки мы можем получать в детстве от значимых для нас взрослых. Не то, чтобы взрослые были какими-то плохими и хотели заложить в нас негативные убеждения, просто им никто не рассказывал о том, какое влияние их слова оказывают на детей.
  • Что ты плачешь, как девчонка?
  • Мальчикам нельзя плакать. Мальчики – сильные;
  • А ну перестань реветь. Плачут, только слабаки;
  • Вытри слезы, в нашей семье все сильные, и никто нюни не распускает; 
  • Горе ты мое. От тебя одни только беды;
  • Давай быстрее. Какой же ты нерасторопный. Нарочно так делаешь?
  • Вот как тёте Ире с дочкой повезло. Не то, что мне;
  • Вот уж уродился. Ни тебе успехов в учебе, ни в музыке, ни в спорте. И что из тебя вырастит вообще?
Вот лишь несколько примеров установок, которые мы могли получить в детстве от своих родителей, и которые потом перешли с нами во взрослую жизнь в виде закоренелых убеждений о самом себе.

Второй тип – это убеждения, которые мы уже получаем непосредственно находясь в контакте с окружающими людьми. И здесь происходит сравнение себя с другими и как итог – обесценивание. Формируются убеждения такого плана:

У меня никогда не получится это сделать. У Маши все данные для этого есть: она умная, пробивная, целеустремленная. А я что? – ноль без палочки.

Таких убеждений в нас загружается очень много, так как постоянно идет момент сравнения себя с социумом. И чаще всего вывод мы делаем не в пользу себя, тем самым ставя перед собой преграды на пути достижения целей.

Третий тип – это убеждения, которые формируются из непонимания, что у каждого из нас существует своя картина мира, отличная от других. Есть реальность, а есть наше представление об этой реальности.

Например, у нас может быть много убеждений касательно того, что все люди должны быть такими же, как и мы: должны также думать, иметь такие же ценности, должны любить то же, что и мы… Но в реальности все люди разные. И признание того, что другой человек может и по сути должен быть другим, не таким как мы, – позволяет убрать много ограничивающих убеждений и помогает налаживать отношения с людьми. И такое понимание и принятие закономерных вещей позволяет расширять круг знакомств и общения.

Ограничивающие убеждения – это просто наши идеи, на самом деле. Но они диктуют условия, которые приходится соблюдать. Они ограничивают нас в мышлении, в поведении, не дают идти навстречу желаемому.

И даже в те моменты, когда мы пытаемся что-то поменять в жизни, мозг начинает отчаянно сопротивляться и подсовывает нам всевозможные ограничивающие убеждения. И зачастую у него получается сбить нас с намеченного пути. 

Убеждение всегда звучит как категоричное заявление. Такое жесткое мнение может быть направлено как на себя, так и на других людей.

Примеры ограничивающих убеждения про себя:
  • Второе высшее в 40 лет. Да вы что? Мне уже поздно;
  • Найти новую работу в 50? Да вы смеетесь – мне уж если уходить, то только на пенсию;
  • Открыть свое дело? Ну нет, мне еще рано. Я еще не всё знаю, умею. Мне еще поучиться надо…
Такие примеры заявлений о самом себе не позволяют нам достигать желаемых целей, тем самым они ограничивают нас в наших возможностях.

Ограничивающие убеждения про других людей связаны с оценочной позицией и навешиванием ярлыков с нашей стороны. И опять-таки, мы исходим из видения лишь своей картины мира и из собственного представления о том, какими люди должны быть.

Примеры убеждений про другого человека:
  • Он тупой;
  • Она стерва;
  • Он бабник;
  • Она дура…
И фразы такие яркие, хлесткие, что даже не поспоришь с ними…

Что же можно сделать, чтобы ослабить влияние ограничивающих убеждений?

Прежде всего необходимо задавать себе вопросы, проверяющие истинность суждения:
  • Кто сказал, что у тебя не получится?
  • А почему ты так решил?
  • По какому критерию ты понял, что не сможешь этого добиться?
  • С чего ты взял, что тебе поздно это сделать?
  • Как ты поймешь, что не сможешь, если не попробуешь?
  • Если он не такой умный, как ты, означает ли это, что он "тупой"?
  • Если ты видел один эпизод из жизни и не знаешь, почему человек так отреагировал, можешь ли ты говорить, что он "козел"?
Зачастую мозгу даже нечего вам ответить на эти вопросы. Потому что нет никаких ограничений, кроме тех, что мы сами себе придумываем. А почему вы раньше не замечали, что нет ответа на эти вопросы? – вы просто их не задавали, вот и всё. Вы не сопротивлялись тому, что вам выдавал мозг, просто принимали на веру все его суждения и убеждения.

Как изменить ограничивающие убеждения?

1. Перовое, что необходимо – это научиться отлавливать убеждения. Нужно найти их и проанализировать – выключаем автопилот, включаем контроль. Когда вы сталкиваетесь с дискомфортной ситуацией, с негативными чувствами – проверьте, не скрывается ли за всем этим какое-нибудь убеждение. Там, где присутствует ограничивающее убеждение всегда есть определенный дискомфорт, сопровождающийся деструктивными чувствами.

2. Когда убеждение найдено, анализируем, когда впервые оно у вас появилось. Если был человек, который внушил вам это мнение, ответьте на вопрос:
  • Был ли этот человек компетентен в том, о чем говорил?
  • Спустя время, его слова также важны для вас?
  • Что вы сейчас об этом думаете?
3. Отвечаем сознательно на следующие вопросы:
  • Это убеждение помогает мне быть эффективным?
  • Это убеждение помогает мне быть счастливым?
  • Это убеждение помогает мне выстраивать отношения?
  • Если я не откажусь от этого убеждения, чего мне это будет стоить? С какими последствиями я столкнусь?
  • Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
  • Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю свое убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
  • Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Как тогда будет звучать мое новое (альтернативное) убеждение?
4. Начинаем осознанно внедрять новое убеждение в жизнь.

И тут, конечно, следует запастить терпением, так как для того, чтобы перестроить мышление и отказаться от стереотипного и шаблонного мышления, нужно время. Но результат вам однозначно понравится. Так что вперед – действуйте. И помните, что всё зависит только от вас.

Метки: Развитие личности, Сценарии,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

"Нет достойных мужчин"

"Нет достойных мужчин"

17.04.2019
5518
Психолог Елена Назаренко: "Этот психологический материал посвящён развенчанию популярного мифа о том, что нет достойных мужчин и прочих сходных по структуре формулировки мифов".

Метки: Развитие личности, Женщины, Мужчины,

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

12.04.2019
9225
Психолог Мария Горшкова: "Человек продолжает держаться за привычное, хотя оно давно уже не делает его счастливым. А может, и не делало никогда. Но он продолжает надеяться, что когда-нибудь всё изменится".

Метки: Развитие личности,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
10433
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Тайны незавершенного гештальта

Тайны незавершенного гештальта

27.03.2019
7061
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Особенность незавершённого гештальта в том, что он никогда не будет завершён, если человек слишком эмоционально вовлечён в этот процесс".

Метки: Развитие личности, Гештальт-терапия,

Я виноват и должен быть наказан!

Я виноват и должен быть наказан!

15.03.2019
9447
Психолог Елизавета Колобова: "Подсознательное ожидание наказания выливается в твёрдые убеждения "за счастье надо платить", "всё хорошо не бывает" и "всё хорошее когда-то заканчивается".

Метки: Чувство вины, Сценарии,

5 навыков зрелости

5 навыков зрелости

07.02.2019
15039
Психолог Юлия Пирумова: "Эти пять навыков – открытия моей взрослой жизни. Еще сравнительно недавно я не предполагала, что когда-нибудь начну считать их действительно важными для зрелой личности. Мне казалось, что взрослость – это, скорее, способность обходиться без них. Но чем ближе сорокалетие, тем ощутимее, что без этих способностей не видать мне счастья".

Метки: Развитие личности,

Как перестать винить себя за недостаток развития

Как перестать винить себя за недостаток развития

06.02.2019
15017
Психотерапевт Анастасия Рубцова: "Для большинства из нас процесс учёбы неразрывно связан с оценкой. Если мы представим себе мозг, то в нём зоны "учёбы" и "оценки" будут очень близко, а между зонами "учёбы" и "удовольствия" будет расстояние, как от Китая до Мадрида. Можно ли связать Китай с Мадридом транспортными путями? Можно, но, как любое новое, это потребует больше сил и времени, чем проторённый путь".

Метки: Развитие личности, Чувство вины, Принятие себя,

Стремление к совершенству или как потерять себя

Стремление к совершенству или как потерять себя

24.01.2019
11057
Наше неведение в том, что мы изначально совершенны, ведет к тому, что мы начинаем искать подтверждение его вовне. И проблемы возникают тогда, когда стремление к совершенству приобретает направление – быть лучше других.

Метки: Развитие личности, Принятие себя, Иллюзии,

Тем, кто хочет измениться

Тем, кто хочет измениться

28.12.2018
33118
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Итак, скажу по секрету: все плохо. Невозможно стать кем-то другим. Никогда не придет кто-то и не решит все ваши проблемы за вас. Никогда, ни у кого не наступит время "сплошной белой полосы". У вас тоже не наступит."

Метки: Развитие личности,

Унижение

Унижение

20.12.2018
9059
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное – значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Иллюзии,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
23751
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Самолечение в психологии

Самолечение в психологии

28.10.2018
15895
Психолог Олег Сатов: "Прежде чем говорить о том, можно ли самостоятельно разобраться со своими тараканами, стоит прояснить, в чем вообще состоит смысл психологической работы, будь то самостоятельной или под руководством профессионального психолога. Ответить на этот вопрос можно с трех разных точек зрения, в зависимости от ситуации, личных целей и предпочтений".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Моя мама всегда говорила...

Моя мама всегда говорила...

25.10.2018
9690
Психолог Анастасия Долганова: "Благодаря семейным традициям, наша жизнь может стать и лучше, и хуже. Для того чтобы оценить переданные нам навыки и понять, стоит ли оставлять их в собственной жизни в том же виде, нужен процесс, который называется "осознание интроекций".

Метки: Семья, Сценарии, Интроекция,

Засилие позитива

Засилие позитива

17.10.2018
17318
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В статье речь идет не про позитивную психологию, а про тех людей, которые паразитируют на ней".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
26119
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём