Безусловно, кто-то из близких такого человека отнесется с пониманием к его переживаниям, поддержит и ободрит на непростом пути работы с травмами и проблемами, порадуется успехам, а у кого-то на это сил не хватит, и он отреагирует, на первый взгляд, эгоистично или агрессивно.
Вот несколько примеров того, как походы к психологу одного члена семьи могут влиять на других в негативном ключе.
1. Тот из членов семьи, кто ходит к психологу (далее в тексте я буду называть его "клиент"), может начать "агитировать за советскую власть", то есть рассказывать окружающим, как здорово и полезно ходить к психологу, как много он о себе узнал, и призывать всех последовать его примеру.

Такого рода трансляция ведется в любые доступные уши, но самым близким людям достается больше всех. Однако, не всем нравится, когда их в директивной манере куда-то посылают, и решают за них, что им будет полезно. Клиент рискует столкнуться с игнорированием, непониманием, обесцениванием или агрессией со стороны близких.
2. Исходя из своего личного опыта (несколько встреч с психологом, разрозненные статьи на психологические темы) клиент может пытаться анализировать поведение близких людей, не обращая внимания на их готовность и реакцию, чем так же может вызвать недовольство.
3. Если специфика метода, в котором работает психолог, предполагает выполнение домашних заданий, то клиент может предлагать эти задания своим близким. Либо может предлагать упражнения, которые сам делал на сессии с психологом, не зная полностью об их смысле в контексте психологической сессии.
Действуя подобным образом близкие клиента могут получить интересный опыт, но так же могут и пострадать без профессионального психологического сопровождения.
4. После психологической сессии клиент некоторое время может находиться в специфическом эмоциональном состоянии, быть подавленным или, наоборот, возбужденным, грустным, агрессивным и т.д. Человек в таком состоянии требует особо бережного отношения от окружающих, которые не всегда готовы проявить терпение и понимание в силу личных особенностей и причин. Клиент может расценить это как отсутствие поддержки и любви, что может накалить отношения с близкими людьми.
5. Близкие люди могут начать беспокоиться за самих себя, переживать, обсуждают ли клиенты их с психологом, особенно, если сам клиент ничего не рассказывает. Вот эта его грусть после сессии, относится ли она ко мне? А если они там разбирают именно меня? И почему он молчит, может, планирует бросить меня? Усиление тревоги приводит к учащению конфликтов.
6. Близкие люди беспокоятся и за клиента – если после встречи с психологом он грустит и переживает, они предлагают бросить это занятие, чтобы человек не расстраивался лишний раз. Так они как раз проявляют поддержку и заботу, а клиент может воспринимать этот как отсутствие поддержки. Таким образом, раскол в отношениях может углубиться.
7. Близкие могут чувствовать, что клиент отдаляется от них, не поддерживает прежние игры и схемы общения; ощущать, что они утрачивают влияние на него; чувствовать себя преданными, обманутыми, оскорбленными, пребывать в состоянии сильной тревоги.
И поэтому всеми доступными способами пытаются вернуть его на путь истинный. В этом случае близкие могут усилить свои прежние методы – давление, упреки, обиды, манипуляции, обесценивание, агрессию, игнорирование, нарушение границ и другие.
8. Когда психологические "чакры" открываются, клиент может начать бесконечно говорить на одну тему. Например, отец одной женщины раньше на все вопросы о своем детстве отвечал: "Я не был маленьким". Мужчина, будучи в подростковом возрасте, потерял своего отца. В ходе работы с психологом эта травма была проработана, открылся канал воспоминаний и чувств. И мужчина начал рассказывать о своем отце и о своем детстве дочери, причем, без остановки. Проведенные вместе праздничные дни превратились в пытку информацией.
9. Клиент может не отдавать себе отчета, что его близкие не работают с психологом и не осознают всего того, что открылось ему, и требовать от них мгновенных радикальных изменений, что тоже может вызвать непонимание и даже агрессию с их стороны. Например, клиент требует передела процесса принятия решений, но не объясняет всю логическую цепочку, не выясняет позицию оппонента. Как говорят в одном известном фильме, "делает это без уважения".
10. Клиент может инициировать сложные разговоры о ситуациях или чувствах, темы которых не поднимались раньше. И близким придется как-то реагировать на это, возможно, проходить через что-то, к чему они не готовы, вспоминать собственные травмы, что может быть для них тяжело.
11. Так же для близких может стать неприятным открытием, что клиент хочет независимости в финансовом плане или передела финансовых потоков. Например, женщина, которая довольно долго была только заботливой матерью и женой, обнаружила, что она еще и женщина, и решила заменить свою кургузую спортивную куртку на модное коричневое шерстяное пальто О-силуэта. И внезапно потратила на это деньги, которые раньше ее муж без зазрения совести потратил бы на аккаунт в онлайн игре и посиделки с друзьями в баре.
12. Возможны изменения в круге общения клиента, иногда он не хочет больше общаться с людьми, с которыми его близкие общаться хотят, или перед которыми имеют обязательства. И близким может быть стыдно или непонятно, что тоже может вызвать негативную реакцию.
Процесс психотерапии столь же сложен, сколь и интересен, и имеет множество аспектов. В своей статье я отразила лишь один из них, притом, в утрированном виде.
Отсутствие поддержки либо настоящее сопротивление близких изменениям, которые происходят с клиентом, не являются чем-то уникальным и непреодолимым.
Советов здесь может быть несколько.
1. Учиться объективно оценивать свои и чужие возможности и особенности. Иногда поддержка от близких приходит после разъяснений, прямых просьб либо совместной психологической сессии, иногда она не приходит, и тогда общение минимизируется или каким-то образом меняется.
2. Учиться разговаривать в необличительной манере, используя "я-сообщения" и прислушиваясь к аргументам противоположной стороны.
3. Учиться чувствовать свои и чужие границы, отстаивая свое право на их непрекосновенность.
4. Учиться принимать отказы. Иногда объективно ничего нельзя поделать даже с самыми близкими людьми.
5. Учиться находить и использовать свои ресурсы и давать поддержку самому себе.
Важно помнить, что на стороне клиента всегда как минимум двое – он сам и его терапевт. Так что вперед, на абордаж проблем!