Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

25 сентября 2018
1326

Мария Григорян

Психолог-консультант, психотерапевт

Я слышу эту фразу от мам минимум три раза в день. Уговорами и объяснениями мамы пытаются добиться от своих детей послушания. Но, конечно, не добиваются. Почему конечно? Потому что эти методы совершенно не действуют на маленьких детей. В итоге мамы испытывают бессилие, злятся (и на себя, и на детей) и все это не самым лучшим образом сказывается на их взаимоотношениях. Я постараюсь объяснить, почему это не работает, и что же вместо этого можно делать. Чтобы сделать эту информацию максимально понятной, буду все сильно упрощать.

У нас, людей, есть ощущения. Мы видим, слышим, обоняем, осязаем, одним словом – ощущаем. Через ощущения мы напрямую получаем сигналы от каких-либо внешних раздражителей и так или иначе на это реагируем. К нам в мозг поступает сигнал – напрямую, через наши ощущения – и мы (точнее, наш мозг), получая этот сигнал, предпринимаем какие-то действия. Сигналы от ощущений и представлений, относящихся к окружающему миру – это первая сигнальная система, которая одинакова у людей и у животных.

А есть то, что присуще только человеку. Это сигнал, идущий в мозг (а именно – в кору головного мозга) не от ощущений, а от речевых органов. И это вторые сигналы, сигналы сигналов. Вторая сигнальная система. Например, мы пробуем лимон и ощущаем, что он кислый – это первая сигнальная система. А когда нам говорят, что лимон кислый, мы получаем сигнал не напрямую от раздражителя, а через речь. Мы представляем себе кислый вкус, и у нас выделяется слюна, как будто мы, правда, его едим – и это пример работы второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система – это специальный тип высшей нервной деятельности человека. Благодаря чему становится возможным появление такого типа нервной деятельности? Благодаря особенностям человеческого мозга, а именно – благодаря коре больших полушарий. То есть если представить человека, у которого не развита кора, то у него не разовьется и этот тип нервной деятельности, и вторая сигнальная система будет ему недоступна.

Есть такие люди? Конечно! Это – дети. Кора больших полушарий функционально созревает только к семи годам. Что значит функционально? Это значит, что становятся доступны те функции, которые она выполняет. Нельзя сказать, что кора больших полушарий появляется внезапно ровно в семь лет. Нет, она зреет постепенно на протяжении всех семи лет жизни ребенка. И вот к семи годам созревает настолько, чтобы функционировать – и ребенку становится доступна та самая вторая сигнальная система. А вообще-то, кора потом будет зреть еще аж до 25 лет.

Итак, у детей до семи лет нет, условно говоря, той части мозга, которая отвечает за наличие и возможность использования второй сигнальной системы. То есть, конечно, она есть, но еще не развита, чтобы функционировать; также, например, как у новорожденного уже есть ноги, но они еще не могут функционировать в полной мере, ребенок не может ходить.

Дети примерно до семи лет могут воспринимать что-то как сигнал только напрямую, через ощущения и представления об окружающем мире.

Получается, что логические объяснения для ребенка не только бесполезны, но даже и вредны. Потому как ребенку все же приходится не только это слушать, но и как-то на это реагировать. А значит, мозгу ребенка приходится работать в нефизиологических условиях. Например, если мама начинает, в итоге, на ребенка ругаться, то он, испытывая страх, делает то, что нужно. Но как он это делает, если у него практически нет возможностей для этого? Что происходит в его мозгу, в его нервной системе? Чем и когда это компенсируется?..

Итак, бесполезно ребенку что-то объяснять и уговаривать его в надежде, что он поймет вас и сделает то, что необходимо. Не поймет, не может еще понять. А что же делать?

Подкреплять слова действиями. Физически останавливать ребенка от нежелательных действий. Показывать ему, что нужно делать. Делать это вместе с ребенком. Делать вместо ребенка, если нужно.

Напоследок приведу цитату из учебника по возрастной психологии, которую я старалась простыми словами разъяснить:

"Только к семи годам функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы (кора больших полушарий). В связи с этим особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях".

Метки: Воспитание,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
7592
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
1012
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5325
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
14872
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
17579
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12776
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13835
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24064
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
23942
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
14612
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
11935
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
6300
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
5392
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
11857
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
5215
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём