Почему уговоры и объяснения не действуют на детей


Я слышу эту фразу от мам минимум три раза в день. Уговорами и объяснениями мамы пытаются добиться от своих детей послушания. Но, конечно, не добиваются. Почему конечно? Потому что эти методы совершенно не действуют на маленьких детей. В итоге мамы испытывают бессилие, злятся (и на себя, и на детей) и все это не самым лучшим образом сказывается на их взаимоотношениях. Я постараюсь объяснить, почему это не работает, и что же вместо этого можно делать. Чтобы сделать эту информацию максимально понятной, буду все сильно упрощать.

У нас, людей, есть ощущения. Мы видим, слышим, обоняем, осязаем, одним словом – ощущаем. Через ощущения мы напрямую получаем сигналы от каких-либо внешних раздражителей и так или иначе на это реагируем. К нам в мозг поступает сигнал – напрямую, через наши ощущения – и мы (точнее, наш мозг), получая этот сигнал, предпринимаем какие-то действия. Сигналы от ощущений и представлений, относящихся к окружающему миру – это первая сигнальная система, которая одинакова у людей и у животных.
Реклама

А есть то, что присуще только человеку. Это сигнал, идущий в мозг (а именно – в кору головного мозга) не от ощущений, а от речевых органов. И это вторые сигналы, сигналы сигналов. Вторая сигнальная система. Например, мы пробуем лимон и ощущаем, что он кислый – это первая сигнальная система. А когда нам говорят, что лимон кислый, мы получаем сигнал не напрямую от раздражителя, а через речь. Мы представляем себе кислый вкус, и у нас выделяется слюна, как будто мы, правда, его едим – и это пример работы второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система – это специальный тип высшей нервной деятельности человека. Благодаря чему становится возможным появление такого типа нервной деятельности? Благодаря особенностям человеческого мозга, а именно – благодаря коре больших полушарий. То есть если представить человека, у которого не развита кора, то у него не разовьется и этот тип нервной деятельности, и вторая сигнальная система будет ему недоступна.

Есть такие люди? Конечно! Это – дети. Кора больших полушарий функционально созревает только к семи годам. Что значит функционально? Это значит, что становятся доступны те функции, которые она выполняет. Нельзя сказать, что кора больших полушарий появляется внезапно ровно в семь лет. Нет, она зреет постепенно на протяжении всех семи лет жизни ребенка. И вот к семи годам созревает настолько, чтобы функционировать – и ребенку становится доступна та самая вторая сигнальная система. А вообще-то, кора потом будет зреть еще аж до 25 лет.

Итак, у детей до семи лет нет, условно говоря, той части мозга, которая отвечает за наличие и возможность использования второй сигнальной системы. То есть, конечно, она есть, но еще не развита, чтобы функционировать; также, например, как у новорожденного уже есть ноги, но они еще не могут функционировать в полной мере, ребенок не может ходить.

Дети примерно до семи лет могут воспринимать что-то как сигнал только напрямую, через ощущения и представления об окружающем мире.

Получается, что логические объяснения для ребенка не только бесполезны, но даже и вредны. Потому как ребенку все же приходится не только это слушать, но и как-то на это реагировать. А значит, мозгу ребенка приходится работать в нефизиологических условиях. Например, если мама начинает, в итоге, на ребенка ругаться, то он, испытывая страх, делает то, что нужно. Но как он это делает, если у него практически нет возможностей для этого? Что происходит в его мозгу, в его нервной системе? Чем и когда это компенсируется?..

Итак, бесполезно ребенку что-то объяснять и уговаривать его в надежде, что он поймет вас и сделает то, что необходимо. Не поймет, не может еще понять. А что же делать?

Подкреплять слова действиями. Физически останавливать ребенка от нежелательных действий. Показывать ему, что нужно делать. Делать это вместе с ребенком. Делать вместо ребенка, если нужно.

Напоследок приведу цитату из учебника по возрастной психологии, которую я старалась простыми словами разъяснить:

"Только к семи годам функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы (кора больших полушарий). В связи с этим особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях".

Метки: Воспитание,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём