Потребности, мотивы и удовольствие

23 июля 2018
1070

Евгений Чвалун

Психолог

Как стать другим? Нередко, человек, желающий что-либо изменить в своей жизни, сталкивается с тем, что не получается при всем желаниии. Выучить язык, записаться на фитнес, перестать пить, улучшить отношения с партнером. Даже с психологом не получается. Что скрывается за сопротивлением, почему оно такое упрямое?

Разобраться почему человек поступает так, а не иначе всегда непросто. У каждого есть потребности. Когда для их удовлетворения появляются подходящие условия, то он начинает действовать. Поведение или деятельность в конкретных условиях определяет мотив, за которым могут стоять одна или несколько потребностей. Молодой человек решил поступать в медицинский университет. Учеба поможет удовлетворить его потребность получить хорошую профессию, поможет самоуважению, даст возможность интересного общения и т. д. Этот мотив на определенном этапе жизни является ведущим.

Иреархия мотивов у взрослого устойчива, она определяется системой смыслов и ценностей, и, в конечном итоге, характеризует саму личность. Б. В. Зейгарник ввела понятие саморегуляции деятельности. Это осознанное поведение, которое управляется наиболее важными мотивами. К сожалению, успешно регулировать свою деятельность получается не у всех и не всегда.

Широко известен эксперемент с зефирками, который провел У. Мишел. Детям предлагали зефир. Его можно было съесть сразу, но если выдежать некоторое время, то полагалось еще столько же. Чем старше ребенок, тем легче ему выдержать двадцать минут ожидания. Он способен подчинить мгновенное желание ради получения отсроченного вознаграждения. Для получения двух зефирок надо преодолеть томительное ожидание сделать над собой усилие. Кажется,что для взрослоого альтернатива очевидна, и он может это легко. Однако, сколько взрослых не в состоянии подчинить свои сиюминутные желания отсроченнуму вознаграждению, которое предполагает ведущий мотив, демонстрируя детские модели поведения. Нельзя сказать, что человек не понимает смысла и последовательности своих действий, но не может правильно принять решение и ему следовать.

Этот эксперимент в упрощенной форме показал, как потребности и мотивы управляют поведением. Способность управлять желаниями, структурировать их по степени важности, подчинять одну потребность другой – достоверный показатель степени зрелости. 

Психика человека устроена сложно. К. Левин еще в первой половине двадцатого века писал, что удовлетворение потребностей могут вызывать противоречивое поведение. Влияет воспитание, социализация, разные ценности, которые, в свою очередь, могут ограничивать потребности, даже естественные. Для кого-то взять чужое нормально, другой согласится скорее недоедать из-за нехватки средств, но не будет воровать. 

Взрослый может выстраивать деятельность в соответствиии с иерархией мотивов таким образом, чтобы они не мешали друг другу. Желание пойти на дискотеку останется без внимания, если на следущий день надо сдать важный экзамен. Приоритет имеет мотив успешной сдачи, он ведущий, и подчинит себе дискотеку, во всяком случае, во время сессии. 

Мотивы имеют свою структуру и функции, которые организуют деятельность. А. Н. Леоньтьев выделил смылообразующую и побудительную фукцию мотива. Первая отвечает на вопрос – ради чего производится действие, вторая побуждает и напрвляет его. Предполагается, что мотив связан с потебностями. В самом деле, зачем что-то делать, если в этом нет потребности. Но, это не всегда так. Мотив может быть привнесен извне, человек, вроде бы, поступает с ним в соответствии, но это потребность не его. Родители очень хотят видеть сына врачем, он поступил в медицинский, но сам этого не хочет, не нравится ему медицина. Побудительная функция мотива к учебе отсутствует, он вынужден заставлять себя, им движет только страх собственной несостоятельности и желание угодить родителям – он просто избегает нежелательной ситуации. Декларируется один мотив, а используется другой: избегания. Студент знает, что надо учиться, но это знание, как ненужный конспект, пылится на полке сознания, не мотивируя деятельность.

Помимо очевидных мотивов побуждающих к действию или бездействию, существуют и скрытые. Они называются вторичными выгодами и скрываются потому, что не очень хорошо выглядят. Как-то не хочется признаваться, что долго не можешь выздоровить, потому, что нравится полагающаяся забота, которая нужна сейчас больше, чем здоровье. Мотивы не всегда осознаются, но от этого не перестают руководить поведением. Переплетаясь причудливым образом, они толкают человека к странному поведению. Несмотря на очевидные страдания, жене алкоголика трудно и страшно представить рядом трезвого мужа, потому что тогда придется перестраиваться, и собственные выгоды от его пьянства окажутся на поверхности. 

В конечном счете, удовлетворение потребностей ведет к удовольствию. Субъективно потребность воспринимается как напряжение, вызванное нехваткой чего-либо. Оно имеет гормональный механизм и стимулирует деятельность. Когда потребность удовлетворена, напряжение спадает, наступает релаксация. Потребности могут быть связанны с обеспеченим жизнедеятельности, могут быть духовного свойства, они могут быть очень разными, и удовольствие человек может испытывать по разным поводам. Трудно даже представить этот список. Их столько, сколько вариантов деятельности. 

Удовольствие, это критерий удовлетворения потребности. 

И вот тут начинается самое интересное. 

Покорить эверест, вкусно поесть, заработать много денег или иным способом реализовать свой потенциал, это испытать удовлетворение, насытить какую-то потребность. То, что обычно воспринимается как удовольствие одним, у другого будет провоцировать тревогу, потому, что у них разные потребности. Когда все хорошо, у невротика возникает страх это потерять, паника, потому, что, по его мнению, он этого не заслуживает, и ужас расплаты. Тогда он будет стремиться избежать удовольствия в общепринятом смысле слова. Ему может нравится сам процесс избегания, потому, что позволяет снизить уровень тревоги. 
 
Каждому знакомо приятное чувство, когда боль отпускает свою железную хватку. Освобождение от боли – тоже удовольствие! Значит, можно идти к боли или страданию, чтобы потом испытать облегчение... Более того, удовольствие можно получать от ощущения себя в положении жертвы, от чувства вины от бесприкословного подчинения. Этот список можно продолжать, и за каждым из пунктов стоит скрытая потребность.

Конечно, для сохранения привычной картины мира используются механизмы психологической защиты, которые не допускают до сознания истинные мотивы поведения, это может поколебать самоценность, что тоже может быть тревожно. 

Цепочки получения удовольствия организуют в мозгу прочные нейронный связи, которые вызывают привычные реакции и модели поведения. Когда-то, получив несколько раз удовольствие странным образом, человек может стремится к повторению ситуации. Призывы к прекрасному будущему в новых моделях поведения не работают, потому, что удовольствие от них только теоретическое, оно лишь знание на уровне ума, поэтому не срабатывает побудительня функция мотива к изменению. Вот вам и пресловутое сопротивление. 

В поведении человека, как в хорошем детективе: ищи мотив. За любой деятельностью стоят потребности и мотивы, которые проходят через сито смысловых и когнитивных установок. Чтобы изменить поведение, нужно, чтобы удовольствие от новых действий было привлекательней привычного. Тогда появляется желание действовать. Так преодолевается зависимость (я писал об этом в статье "Зависимость как дефицит развития"). Надо, чтобы очень захотелось две зефиринки вместо одной. А чтобы это стало возможным, необходимо вытащить на поверхность то, что прячется под психологическими защитами глубоко или не очень. Нужно почувствовать вкус зефиринки, он и станет движущей силой, а значит – альтернативой. Нельзя изменить поведение, пока не осознаются его мотивы и стоящие за ними потребности. Для этого необходимо взглянуть на себя со стороны, что без помощи психолога довольно трудно. 

В привычном есть потебность, которая удовлетворяется, доставляя удовольствие. Всегда. Часто совсем маленькое, но есть. Иными словами, есть что терять, иначе, человек обязательно захотел бы это изменить. Как ни грусно, но люди всегда имеют то, что хотят. Если вам что-то не нравится, значит вас не устраивает цена, которую надо заплатить, чтобы стало лучше. Кому-то страшно признать свои детские комплексы, кто-то не хочет лишать себя вечернего дивана и дежурного пива перед телевизором, кто-то очень боится оказаться несостоятельным в новом деле или с новым человеком. Новое таит в себе опасность, а страх провоцирует избегание. А, найти рациональное и красивое объяснение этому не проблема. 

Метки: Мотивация, Развитие личности, Психика,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

О психической саморегуляции

О психической саморегуляции

19.04.2019
2639
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Исходя из теории ментального метаболизма, одной из основополагающих в гештальт-подходе – весь человеческий организм, и, в частности, психика, постоянно стремится к восстановлению нарушенной целостности. Раны на теле стремятся заживать. Открытые гештальты стремятся к завершению. Опыт стремится быть ассимилированным, усвоенным".

Метки: Гештальт-терапия, Психика,

"Нет достойных мужчин"

"Нет достойных мужчин"

17.04.2019
5516
Психолог Елена Назаренко: "Этот психологический материал посвящён развенчанию популярного мифа о том, что нет достойных мужчин и прочих сходных по структуре формулировки мифов".

Метки: Развитие личности, Женщины, Мужчины,

Гид по психическим расстройствам

Гид по психическим расстройствам

15.04.2019
6070
Современная наука доказала, что между нормой и патологией нет четко проведенной границы: в условиях стресса каждый из нас может начать вести себя "неадекватно".

Метки: Психика, Психические расстройства,

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

12.04.2019
9223
Психолог Мария Горшкова: "Человек продолжает держаться за привычное, хотя оно давно уже не делает его счастливым. А может, и не делало никогда. Но он продолжает надеяться, что когда-нибудь всё изменится".

Метки: Развитие личности,

Тайны незавершенного гештальта

Тайны незавершенного гештальта

27.03.2019
7060
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Особенность незавершённого гештальта в том, что он никогда не будет завершён, если человек слишком эмоционально вовлечён в этот процесс".

Метки: Развитие личности, Гештальт-терапия,

5 навыков зрелости

5 навыков зрелости

07.02.2019
15038
Психолог Юлия Пирумова: "Эти пять навыков – открытия моей взрослой жизни. Еще сравнительно недавно я не предполагала, что когда-нибудь начну считать их действительно важными для зрелой личности. Мне казалось, что взрослость – это, скорее, способность обходиться без них. Но чем ближе сорокалетие, тем ощутимее, что без этих способностей не видать мне счастья".

Метки: Развитие личности,

Как перестать винить себя за недостаток развития

Как перестать винить себя за недостаток развития

06.02.2019
15017
Психотерапевт Анастасия Рубцова: "Для большинства из нас процесс учёбы неразрывно связан с оценкой. Если мы представим себе мозг, то в нём зоны "учёбы" и "оценки" будут очень близко, а между зонами "учёбы" и "удовольствия" будет расстояние, как от Китая до Мадрида. Можно ли связать Китай с Мадридом транспортными путями? Можно, но, как любое новое, это потребует больше сил и времени, чем проторённый путь".

Метки: Развитие личности, Чувство вины, Принятие себя,

Стремление к совершенству или как потерять себя

Стремление к совершенству или как потерять себя

24.01.2019
11056
Наше неведение в том, что мы изначально совершенны, ведет к тому, что мы начинаем искать подтверждение его вовне. И проблемы возникают тогда, когда стремление к совершенству приобретает направление – быть лучше других.

Метки: Развитие личности, Принятие себя, Иллюзии,

Тем, кто хочет измениться

Тем, кто хочет измениться

28.12.2018
33116
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Итак, скажу по секрету: все плохо. Невозможно стать кем-то другим. Никогда не придет кто-то и не решит все ваши проблемы за вас. Никогда, ни у кого не наступит время "сплошной белой полосы". У вас тоже не наступит."

Метки: Развитие личности,

Унижение

Унижение

20.12.2018
9059
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное – значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Иллюзии,

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

27.11.2018
27150
"Все психологические проблемы родом из детства". Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила.

Метки: Отношения, Психика,

Самолечение в психологии

Самолечение в психологии

28.10.2018
15895
Психолог Олег Сатов: "Прежде чем говорить о том, можно ли самостоятельно разобраться со своими тараканами, стоит прояснить, в чем вообще состоит смысл психологической работы, будь то самостоятельной или под руководством профессионального психолога. Ответить на этот вопрос можно с трех разных точек зрения, в зависимости от ситуации, личных целей и предпочтений".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Засилие позитива

Засилие позитива

17.10.2018
17316
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В статье речь идет не про позитивную психологию, а про тех людей, которые паразитируют на ней".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
26119
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

09.10.2018
13659
Знаете ли вы, как формируются плохие привычки? Осознаете, когда еще можете от них отказаться и все изменить? Независимо от того, какое зло вас гложет, вы способны избавиться от привычки, пока действительно настроены решить задачу.

Метки: Личная эффективность, Развитие личности, Самодисциплина,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём