Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19 октября 2018
1022

Любовь Карпова

Психолог (детский, взрослый). Экзистенциальный психотерапевт Групповой терапевт

Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал страх. Это такая же эмоции, как радость, восхищение, гнев, печаль. Многие страхи присущи людям в силу возраста и со временем проходят. Кто-то боялся в детстве темноты, потеряться в супермаркете или что мама не вернется с работы. Со временем такие страхи ослабевают и часто исчезают. Если же они сохраняются длительное время, то это говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов или конфликтов в семье. 

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страха, нужно понимать его причину или источник. 

Сам по себе страх основан на инстинкте самосохранения и появляется в ответ на внешнюю угрозу. 

Что может быть этой угрозой? 

Травмирующий опыт – испуг, боль, конфликт, неудача и т.п. 

Внушенный страх – это страх, который исходит от взрослых, окружающих ребенка. Так особенно тревожные родители могут запрещать подвижные игры. Одновременно с этим ребенок считывает беспокойство родителей и у него возникает реакция страха. 

Тревога – это состояние, предшествующее страху. Например, ожидание какого-либо события, состояние беспокойства и неопределенности. 

Травмирующая ситуация – укус собаки, стихийное бедствие, авария и т.п. 

Сам по себе страх – естественная эмоция, но накапливаясь, страхи могут создавать невротические и адаптационные проблемы, становятся помехой личностному развитию ребенка. 

Как бороться? 

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Это психотерапия, основанная на искусстве, когда творческий процесс является главным терапевтическим механизмом. Рисунок дает выход внутренним конфликтам, сильным эмоциям, помогает понять чувства и переживания. Методика арт-терапии позволяют ребёнку погружаться в проблему страха настолько, насколько он сам готов к её переживанию. 

Особенно эффективна арт-терапия с детьми, которым сложно словами выразить свои чувства и мысли. 

Например, в силу речевых нарушений, аутизма, малоконтактности. 

Кому подойдет арт-терапия? 

Легче всего терапия проходит в возрасте 5-11 лет, когда дети рисуют непринужденно, свободно. В этом возрасте ребенок представляет воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. 

Чем старше ребенок, тем труднее ему рисовать спонтанно. Подростки иногда стесняются своего умения рисовать. И если к этому они обладают тревожно-мнительным характером, то им трудно даже начать рисовать свои страхи. Им кажется, что в этом нет смысла. Мешают и депрессивные оттенки настроения, и неуверенность в себе. 

Иногда дети боятся сделать что-то неправильно, то есть заранее предвидят свою неудачу. Обычно так их настраивают родители, и ребёнку трудно без колебаний выполнить задание. 

Когда арт-терапия наиболее эффективна

В первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно. 

Если травмирующее, пугающее событие произошло недавно (застревание в лифте, укус собаки, драка, стихийное бедствие), то рисование будет неэффективным. Вначале необходимо отработать психическую травму в игре, чтобы изменить отношение к ней. 

Нельзя по этическим соображениям просить ребёнка нарисовать страх смерти родителей. В отношении страха собственной смерти результаты хорошие, но этого можно не делать, так как такой страх закодирован в других страхах и уходит по мере избавления от них. 

Во время рисования происходит небольшое оживление страхов – это нормально. В любом случае, это лучше, чем они будут таиться в психике ребёнка, готовые вспыхнуть в любой момент. 

Как рисовать страхи

Страхи рисуют карандашами, фломастерами, красками. Краски больше подходят для дошкольников, ими можно делать широкие мазки. Фломастеры подходят для младших школьников. Подростки предпочитают карандаши, что даёт возможность детализировать изображение, стирать, если что-то не понравилось. Ребёнку надо предоставить возможность выбора, чтобы облегчить процесс. 

Очень важно, кто даёт задание нарисовать страх. Если это психолог или арт-терапевт, то эффект от рисования страхов будет высоким. Если родители, не пользующиеся авторитетом у детей – то рисование, скорее всего, будет малоэффективным. 

После сеанса психолог рассказывает о выявленных страхах родителям в отдельной беседе, чтобы они организовали рисование страхов дома. Психолог также объясняет родителям, как можно нарисовать некоторые страхи, если ребёнок спросит об этом. Например, страх одиночества – рисует себя и одновременно все то, чего боится, когда ребенок остается один. Страх нападения изображается в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть – рисуют микробы или больницу. Страх темноты – это чаще темная комната с неприятными персонажами из фантазий ребенка. Страх высоты – горой или высоким сооружением, где кто-то стоит. 

Эффект устранение страхов через рисование составляет 50% при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85% от оставшихся страхов – при изображении себя, противостоящим страху. 

В своей работе я использую арт-терапию в основном с детьми. Когда ребёнок находится рядом с понимающим и чувствующим его взрослым и берет в руки краски, чтобы нарисовать свои страхи, они начинают оживать на бумаге, как бы освобождая психику ребёнка от подавленной энергии. Освобождение этой энергии приводит к её трансформации и теперь она уходит не на борьбу со страхами, а на развитие личности. 
 

Что почитать? 

Если вы хотите самостоятельно глубже погрузиться в тему арт-терапии и детских страхов, могу порекомендовать литературу: 

А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
А.И. Копытин "Основы арт-терапии"; СПб, 1999
А.И. Копытин,Е.Е.Свистовская "Арт-терапия детей и подростков"; Москва, 2007 
Д. Алан "Ландшафт детской души"; СПб, 1997 

Метки: Воспитание, Арт-терапия,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
690
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
679
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Арт-терапия и наши истинные желания

Арт-терапия и наши истинные желания

06.05.2019
553
Мы склонны формировать желания, не прислушиваясь к себе, не погружаясь в себя и не понимая, чего мы хотим на самом деле. То, что в идеале должно исходить из сердца, мы черпаем извне: из общества, социальных сетей, коллег, журналов, рекламы.

Метки: Арт-терапия, Методики и упражнения, Переводы,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5180
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
14713
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
17439
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12679
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13699
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
23757
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
23754
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
14498
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

Средство наших прабабушек от выгорания

Средство наших прабабушек от выгорания

29.08.2018
11585
На одном тренинге, когда говорили о выгорании родителей, возник вопрос: а как же наши бабушки-прабабушки? У многих по 8-10 детей, хозяйство, скотина, каторжная работа, вечный недосып, часто пьющий или вообще отсутствующий муж и никаких шансов на отпуск на пляже. Как они все не выгорали?

Метки: Арт-терапия, Выгорание,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
11678
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
6276
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
5374
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём