Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

7 августа 2018
810

Ольга Кондрашова

Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Итак, Ваш ребенок идет в детский сад! Советы психолога о том, когда и как это лучше проделать. До трех лет искренне не рекомендую – рано!

До трех лет ребенок учится настраивать свою развивающуюся нервную систему на нашу с Вами земную реальность. Процесс сложный и требует времени. Предстоит научиться видеть, слышать, чувствовать, двигать ручками, ходить, кушать. Предварительная ступень очеловечивания – появление речи: ребенок начинает осваивать врожденный механизм социальной коммуникации.

Постепенно с двух до трех лет в мозге ребенка начинает более менее складываться схема его ближайшего окружения. Он начинает осознавать, что вот это – моя мама, это – папа, это – бабушка, это – "ключевой" член семьи – собака и т.д. И каким-то образом эти люди у него в голове начинают располагаться, как электроны вокруг ядра, в некую диспозицию: кто? где? когда? с кем? и как? И ребенку надо хорошо освоить эту семейную систему, разобраться и понять, кто и что может сделать ему хорошего, кто ему важен, когда и почему ему бывает "не очень-то", в ответ на какие его действия можно получить не улыбку, а сдвинутые брови. На это действительно нужно время.


Человеческий мозг развивается среди всего живущего на земле дольше всего, но он и сложнее всех по итогу. Если выдергивать ребенка из одного адаптационного механизма в другой, не дав освоить предыдущий этап развития, а именно, не позволив ему определить семейное окружение, привыкнуть к нему и побыть в стабильном комфортном состоянии – стресс от посещения детского сада может усилиться. У психики просто не хватит ресурсов справиться с новым испытанием. Ведь не забывайте, любое изменение привычной ситуации для человека, будь то хорошее изменение или плохое, – это стресс, и детский сад – не исключение.

Как подготовить ребенка к этому мероприятию?

Берем пример с природы, в ней полно уже разработанных алгоритмов!:) Вот, в ребенка изначально "воткнуто" готовое лекало разворачивания речевых процессов и мы, не помня себя, все как-то само собой заговорили. По той же схеме пробуем заранее "загрузить" в ребенка "идею" детского сада:

1. Находим мультик про детский сад для детей или зверюшек и демонстрируем его ребенку несколько раз, обязательно комментируя и обращая внимание ребенка на разные аспекты: кто там главный, кого все слушаются, что там можно делать, чего – нельзя. Как можно эмоциональнее: "Ого! А посмотри, что это случилось с зайчиком?" Поскольку внимание и способность сконцентрироваться на чем-то у 3-4-летних детей еще слабенькое, структуры мозга, отвечающие за эти процессы, еще совсем не развиты, то нам нужно это внимание как-то поймать и зафиксировать на нужных нам нюансах мультфильма. Мультик вполне заменяем книжкой – читаем и выделяем важные детали про детский сад;


2. Далее, на имеющуюся у нас базу (мультик, книжка) добавляем игру с ребенком дома в детский сад при помощи разных игрушек (5-10 минут) – пусть все имеющиеся в доме мишки, зайчики, тигрята, куклы – все ходят в детский сад! То есть просто проигрываете с ребенком на игрушках драматические сценки из мультика или книжки. Конечно, можно ввести свои сюжетные линии, особенно если продемонстрируете ребенку какую-то проблемную ситуацию и покажите, как можно из нее выйти, – вообще отлично. Пусть в голове малыша будет "нужный файл" по теме "Как справиться с неприятным событием". Помните, что и мультик/книжка и эти небольшие игры нужно повторять с ребенком в течение какого-то времени до начала посещения детского сада (2-3 недели), чтобы он запомнил эту информацию и мозг ее немного "поварил";


3. Следующий этап: выберите детский сад и прогуляйтесь с ребенком вокруг, желательно, когда детей выведут на прогулку. Знакомим ребенка с настоящим детским садом и вспоминаем при этом ваш мультик/книжку. Чтобы идея начала обретать реальное наполнение. Можете посравнивать – что похоже, а что нет. Это опять же для того, чтобы ребенок сфокусировал внимание именно на этом, а не на птичках, облаках и т.д.

Вывод: ребенок начнет усваивать идею детского сада на позитиве (мультик/книжка/игра), и это будет уже нечто знакомое для него. Ему будет понятно, как там все устроено. Соответственно, стресс от настоящего похода в детский сад снижается.

Важно: ребенок идет в детский сад каждый со своим "чемоданчиком" внутрисемейного опыта, который сложили ему родители. Если ребенок живет в атмосфере любви, поддержки и уважения к его нуждам, потребностям, внутреннему миру, то его способность адаптироваться в новых для него ситуациях возрастает в разы. По моему опыту более трети моих клиентов имеют проблемы с детским садом именно в силу неуверенности ребенка в своих силах, повышенной тревожности, ожиданий чего-то плохого, страшного и разрушительного.

Например, в семье к ребенку предъявлялись завышенные требования, а поддержки было не достаточно, и, как следствие, ребенок получал послания о том, что он не очень со всем справляется, какой-то он неуспешный или неправильный. Другой вариант: у самой мамы повышенный уровень тревожности и она не могла быть для ребенка надежной опорой, ребенок не получал от нее ощущения предсказуемости и надежности окружающего мира, соответственно у него нет ощущения внутренней силы и готовности противостоять трудностям. Стоит решать проблемы до того, как ваш ребенок идет в детский сад. Советы психолога помогут создать у ребенка хорошее представление о себе, наполнить его идеей о том, что мир к нему доброжелателен и все у него будет хорошо, со всем он справится!

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
76
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".

Метки: Воспитание,

Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
827
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Детско-родительские отношения,

Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9205
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.

Метки: Воспитание, Сценарии, Сепарация от родителей,

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5847
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".

Метки: Воспитание, Чувства,

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7039
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11065
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22496
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11417
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2229
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6351
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6239
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4654
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".

Метки: Детско-родительские отношения,

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12556
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"

Метки: Психотерапия, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15800
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18671
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём