Ребенок очень стеснительный

12 июля 2018
2631

Ольга Кондрашова

Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Помните, что есть врожденная предрасположенность к интраверсии, но смущение или стеснение – это немного другое, хотя коррелирует со спецификой мозговой организации человека. Если ваш ребенок очень стеснительный, это означает, что ему хочется себя показать, заявить о себе, но его внутренняя речь, то есть разговор с самим собой транслирует ему что-то типа – Ой, а вдруг у меня не получится? Или – Ой, ну кому это интересно вообще? Или – Ну чего ты сейчас хвалиться будешь, хвастаться? Это же неприлично! Или – Ой, ну сейчас все на меня уставятся, я не вынесу!

Идея в чем? Стеснительному ребенку надо помогать справляться с этой противоположной, весьма отравляющей ему жизнь, тенденцией запрещать себе хотеть обратить на себя внимание окружающих. Вот этими своими непродуктивными страхами и фантазиями насчет того, что другим людям он не нужен, вообще не интересен, и надо вести себя прилично, не выпячиваться и прочую "ерунду", которую он "подхватил" у особо воспитанных родителей. Никого не осуждаю – просто, как всегда, хотели как лучше, но получилось немного с перебором.


Итак, что вы можете сделать, чтобы помочь стеснительному ребенку чувствовать себя лучше и комфортнее с людьми, чтобы снизить его социальную тревогу?

Правила помощи стеснительному ребенку:

1. Такому ребенку нужно больше времени для "разогрева". Его тревога связана с тем, что его мозг в силу своего устройства и приобретенной специфики анализирует большее количество параметров – кто как действует, кто какой из себя, от кого чего ждать, чтобы не попасть впросак и т.д. Не заставляйте его сразу быстро идти на контакт. Дайте ему время освоиться в незнакомой обстановке. И потом уже можно подбодрить его подойти или обратиться к одному из детей, попробовать заговорить или поиграть.

2. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите такого ребенка за его особенность. Не высмеивайте его и не сравнивайте с другими – Смотри, как Алеша играет со всеми, какой он веселый! – Тем самым еще больше заставите его тревожиться и волноваться насчет себя, еще больше вгоните его в стыд и он совсем "замрет".

3. Учите поддерживать приемлемый контакт глазами, улыбаться другим детям. Например – Ой, интересно, а какого цвета глаза у твоей соседки по парте? Ты знаешь?


4. Поддерживайте ребенка, но не делайте за него, не говорите за него, не спасайте. Просто находитесь рядом, пока он не привыкнет и ему не станет комфортно. Иначе, не будет вырабатываться собственная модель выхода из подобной сложной для него ситуации, не будет оттачиваться адаптационный механизм.

5. Если предстоит какой-то детский праздник – заранее подготовьте ребенка к этому мероприятию. Поговорите с ним о том, сколько там будет детей, кто именно, расскажите ему, чем они там будут заниматься, кто их будет развлекать. Приведите ребенка заранее, чтобы там не было уже толпы детей – пусть освоится. Поговорите о чувствах или состоянии ребенка – Ты боишься, да? Знаю, тебе всегда нелегко вначале, тревожишься… Но помнишь, как в прошлый раз было? Через 5 минут уже легче, привыкаешь и уже не так страшно. – Это даст ребенку контакт с собой и опору.

6. Самый "волшебный" и дико эффективный метод борьбы со смущением, стеснением и всякими страхами перед другими людьми! Попробуйте предложить ребенку сместить фокус внимания с себя на других. Если ребенок очень стеснительный – он страшно боится оценки других людей, волнуется, как на него посмотрят, что про него подумают, как он будет выглядеть и пр. Им кажется, что они могут не оправдать ожидания других, в них разочаруются, над ними будут смеяться. Они не могут долго быть в центре внимания, им опять страшно, что не выдержат напряжения. Они целиком внутри себя и своих фантазий о других людях. Поэтому – надо учить таких детей просто интересоваться другими в этот момент. – Так, а давай посмотрим на эту девочку? Во что она играет? А тебе нравится, как она говорит? А во что она одета? А на кого она похожа? (всегда весело сравнить людей с животными) А как ты думаешь, что она любит? Что ей может быть интересно? – Так вы поможете ребенку освободиться от своих навязчивых мыслей о себе (а все ли со мной в порядке?). Вместо тревоги возникает интерес, интерес к другому. И ребенку становится легче, смущение ослабевает, вместо напряжения от контакта возникнет содержание, интерес, удовольствие. 

Метки: Застенчивость, Воспитание,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём