Ребенок очень стеснительный

12 июля 2018
1534

Ольга Кондрашова

Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Помните, что есть врожденная предрасположенность к интраверсии, но смущение или стеснение – это немного другое, хотя коррелирует со спецификой мозговой организации человека. Если ваш ребенок очень стеснительный, это означает, что ему хочется себя показать, заявить о себе, но его внутренняя речь, то есть разговор с самим собой транслирует ему что-то типа – Ой, а вдруг у меня не получится? Или – Ой, ну кому это интересно вообще? Или – Ну чего ты сейчас хвалиться будешь, хвастаться? Это же неприлично! Или – Ой, ну сейчас все на меня уставятся, я не вынесу!

Идея в чем? Стеснительному ребенку надо помогать справляться с этой противоположной, весьма отравляющей ему жизнь, тенденцией запрещать себе хотеть обратить на себя внимание окружающих. Вот этими своими непродуктивными страхами и фантазиями насчет того, что другим людям он не нужен, вообще не интересен, и надо вести себя прилично, не выпячиваться и прочую "ерунду", которую он "подхватил" у особо воспитанных родителей. Никого не осуждаю – просто, как всегда, хотели как лучше, но получилось немного с перебором.

Итак, что вы можете сделать, чтобы помочь стеснительному ребенку чувствовать себя лучше и комфортнее с людьми, чтобы снизить его социальную тревогу?

Правила помощи стеснительному ребенку:

1. Такому ребенку нужно больше времени для "разогрева". Его тревога связана с тем, что его мозг в силу своего устройства и приобретенной специфики анализирует большее количество параметров – кто как действует, кто какой из себя, от кого чего ждать, чтобы не попасть впросак и т.д. Не заставляйте его сразу быстро идти на контакт. Дайте ему время освоиться в незнакомой обстановке. И потом уже можно подбодрить его подойти или обратиться к одному из детей, попробовать заговорить или поиграть.

2. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите такого ребенка за его особенность. Не высмеивайте его и не сравнивайте с другими – Смотри, как Алеша играет со всеми, какой он веселый! – Тем самым еще больше заставите его тревожиться и волноваться насчет себя, еще больше вгоните его в стыд и он совсем "замрет".

3. Учите поддерживать приемлемый контакт глазами, улыбаться другим детям. Например – Ой, интересно, а какого цвета глаза у твоей соседки по парте? Ты знаешь?

4. Поддерживайте ребенка, но не делайте за него, не говорите за него, не спасайте. Просто находитесь рядом, пока он не привыкнет и ему не станет комфортно. Иначе, не будет вырабатываться собственная модель выхода из подобной сложной для него ситуации, не будет оттачиваться адаптационный механизм.

5. Если предстоит какой-то детский праздник – заранее подготовьте ребенка к этому мероприятию. Поговорите с ним о том, сколько там будет детей, кто именно, расскажите ему, чем они там будут заниматься, кто их будет развлекать. Приведите ребенка заранее, чтобы там не было уже толпы детей – пусть освоится. Поговорите о чувствах или состоянии ребенка – Ты боишься, да? Знаю, тебе всегда нелегко вначале, тревожишься… Но помнишь, как в прошлый раз было? Через 5 минут уже легче, привыкаешь и уже не так страшно. – Это даст ребенку контакт с собой и опору.

6. Самый "волшебный" и дико эффективный метод борьбы со смущением, стеснением и всякими страхами перед другими людьми! Попробуйте предложить ребенку сместить фокус внимания с себя на других. Если ребенок очень стеснительный – он страшно боится оценки других людей, волнуется, как на него посмотрят, что про него подумают, как он будет выглядеть и пр. Им кажется, что они могут не оправдать ожидания других, в них разочаруются, над ними будут смеяться. Они не могут долго быть в центре внимания, им опять страшно, что не выдержат напряжения. Они целиком внутри себя и своих фантазий о других людях. Поэтому – надо учить таких детей просто интересоваться другими в этот момент. – Так, а давай посмотрим на эту девочку? Во что она играет? А тебе нравится, как она говорит? А во что она одета? А на кого она похожа? (всегда весело сравнить людей с животными) А как ты думаешь, что она любит? Что ей может быть интересно? – Так вы поможете ребенку освободиться от своих навязчивых мыслей о себе (а все ли со мной в порядке?). Вместо тревоги возникает интерес, интерес к другому. И ребенку становится легче, смущение ослабевает, вместо напряжения от контакта возникнет содержание, интерес, удовольствие. 

Метки: Застенчивость, Воспитание,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
7592
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
1012
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5325
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
14872
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
17579
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
12776
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
13835
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24064
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
23942
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
14612
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
11935
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
6300
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
5392
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
11857
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
5215
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём