Автор: Елена Соколова, психолог.
В последнее время все чаще подруги и клиентки делятся со мной негативным опытом работы с психологами. Не всегда человек, находящийся с сложной жизненной ситуации может сам оценить, насколько профессионально работает психолог, так как как раз в такой ситуации критичность снижена, границы легко нарушить, человек становится более уязвим. Многие ощущают себя дискомфортно на приеме, но не решаются сменить психолога, иногда – потому что не знают, что профессинально допустимо, а что является грубым нарушением профессиональной этики.
Мы решили составить памятку – список фраз, которые должны как минимум насторожить вас при общении с психологом. И как максимум – подтолкнуть к смене специалиста. Если же ваш психолог так не говорит – супер, держитесь за него.
1. Первое, что должно настораживать – это просьба об услуге личного характера. Например, терапевт, узнав, что клиент прекрасный программист, просит его сделать сайт, или познакомить с кем-то важным, или одолжить денег, например. Любая просьба, которая подразумевает использование ресурсов клиента в личных целях терапевта – непрофессиональна, является манипуляцией, и вредит терапии.
Реклама

2. Занятие личными делами во время консультации. Если во время консультации терапевт вдруг решает привести себя в порядок ("вы продолжайте, продолжайте, я пока накрашусь"), отвечает на телефонный звонок, читает книжку, я не могу пока придумать что еще можно делать во время клиентской сессии, но предыдущие примеры – реальные случаи. Обратите внимание, во время консультации вы имеете право на 100% внимания своего терапевта.
3. Приглашение к личному контакту вне сессий (попить кофе, сходить вместе на выставку, просто прогуляться и поболтать). Личный контакт между клиентом и терапевтом вне сессий возможен, но это означает завершение терапевтических отношений, и лучше, если между этими событиями пройдет время. То есть вы сможете дружить с терапевтом через полгода, и это будет безопасно для вашей терапии.
4. Смещение ролей. Если психолог вдруг начинает вам сам жаловаться на жизнь, просить совет, поддержку, рассказывает о своей сложной жизненной ситуации. То есть становится в клиентскую позицию.
5. Принятие решения или любые конкретные советы в ситуации выбора клиента. "Вам надо разводиться, жениться, увольняться, переехать к маме". Это неэтично, потому что ставит клиента в подчиненную и зависимую позицию. В таком случае терапевт берет на себя ответственность за решения клиента, клиент, может и получает временное облегчение, но не получает "терапии" и возможности научиться принимать эти решения самостоятельно, за чем он вероятнее всего и пришел на терапию, в том числе.
6. Обвинения в адрес клиента ("вы сами виноваты в том, что у вас так сложилось", "с вами сложно работать, вы сопротивляетесь, вы не хотите меняться, вы не хотите сотрудничать").
7. Обесценивание в любом виде ("ваши чувства – ерунда, что вы с этим так носитесь, бывает хуже").
8. Намеки, вместо прямой коммуникации. Если терапевт говорит иносказательно, запутанно, не желает прояснять, и вам сложно понять, что он имеет ввиду.
9. Намеки на психическую неадекватность. Исключение составляет прямой вопрос на диагностическом интервью о наличии психических заболеваний.
10. Я не хочу вам помогать.
Источник