Автор: Дарья Кутузова, кандидат психологических наук, нарративный консультант.
Когда мы излечиваемся от болезней, избавляемся от проблем, личностно растем и развиваемся – в каком направлении мы при этом движемся? Что такое "полноценный человек", "душевное здоровье", "оптимальное функционирование"? Универсальны ли эти понятия? Что останется, если оставить за скобками культурно-исторический контекст – различия, вносимые спецификой исторической эпохи и места, а также особенностями личности основателя той или иной психотерапевтической школы?
В поисках ответа на эти вопросы 55 психологов-исследователей под руководством Криса Петерсона и Мартина Селигмана ("отца" позитивной психологии) три года читали и сопоставляли религиозные и философские источники, выделяя "телос", цель развития человеческой личности. В итоге в 2004 году они выделили 24 "сильные стороны характера/личности". Сильные стороны характера/личности – это определенные ценности и индивидуальный стиль воплощения каждой из них в действиях. Эти 24 сильные стороны объединяются в шесть групп – добродетелей.
Реклама

Дальше ученые провели масштабное кросс-культурное исследование (в 52 странах), чтобы проверить, действительно ли эти сильные стороны универсальны и ценны для представителей разных культур.
Оказалось, что да, универсальны.
Какие же это сильные стороны?
Первая группа – добродетель мудрости/познания.В эту группу входят когнитивные сильные стороны, связанные с обретением и использованием знаний
1. Креативность (творческость, оригинальность).
Придумывать новые продуктивные способы отражения/выражения впечатлений и переживаний, а также новые способы создавать что-то (речь здесь идет далеко не только об искусстве).
2. Любознательность (интерес, поиск новизны, открытость опыту).
Интересоваться как что устроено и почему разные явления происходят именно так, а не иначе; увлекаться той или иной темой или предметом; занимать исследовательскую позицию.
3. Критическое мышление (вынесение суждений, оценки; продумывание последствий; взгляд на ситуацию с разных точек зрения).
Тщательно рассматривать темы и взвешенно принимать решения; пересматривать собственные убеждения и позиции в свете новой информации; непредвзято мыслить и выносить суждения.
4. Любовь к учению.
С удовольствием осваивать новые умения и знания, как самостоятельно, так и в рамках учебных программ (эта сильная сторона близка к любознательности, но отличается от нее систематичностью приумножения знаний и умений).
5. Мудрость.
Уметь схватывать суть многопланового явления, объяснять другим сложные вещи, помогать советом или вопросом.
Вторая группа – добродетель мужества.
В эту группу входят эмоционально-волевые сильные стороны, подразумевающие преодоление препятствий, внешних или внутренних, на пути к желаемым целям.
6. Храбрость (отвага).
Не бежать от трудностей, вызовов, угроз или боли; отстаивать то, что считаешь верным, даже если противник силен; действовать в соответствии с убеждениями, непопулярными и не находящими поддержки (эта сильная сторона может подразумевать физическую активность, но не обязательно).
7. Упорство (постоянство, усердие).
С удовольствием доводить до конца начатое, двигаться по выбранному курсу, невзирая на препятствия.
8. Честность (аутентичность, соответствие себе, внутренняя цельность).
Говорить правду, а в более широком смысле – "быть настоящим", не притворяться, действовать и говорить искренне, не стараться показаться кем-то, кем не являешься; принимать ответственность за свои чувства и поступки.
9. Бодрость (энергичность, задор).
Относиться к жизни с радостным возбуждением, энтузиазмом; полностью вкладываться в то, что делаешь; относиться к жизни как к приключению; чувствовать себя живым, включенным.
Третья группа – добродетель человечности.
Межличностные сильные стороны, связанные с дружбой и заботой о других.
10. Любовь (умение любить и быть любимым).
Высоко ценить близкие отношения с другими людьми, особенно те, в которых есть чувство общности и взаимная забота.
11. Доброта (щедрость, взращивание, забота, сострадание, бескорыстная любовь, поддержка).
Делать людям приятное и полезное; помогать людям; заботиться о них.
12. Социальный интеллект (эмоциональный интеллект, межличностный интеллект).
Осознавать чувства и желания (свои и чужие); знать, как себя вести в разных социальных ситуациях; знать, что радует других людей, вызывает у них сильный отклик.
Четвертая группа – добродетель справедливости.
Гражданские сильные стороны, способствующие хорошей жизни в сообществе.
13. Работа в команде (гражданственность, социальная ответственность, лояльность).
Хорошо работать в команде или в группе; быть лояльным группе; делать свою часть работы.
14. Равенство (справедливость, непредвзятость).
Относиться ко всем людям по справедливости; не давать чувствам склонять в ту или иную сторону решения в отношении других людей; давать всем равные шансы, по справедливости.
15. Лидерство.
Вдохновлять группу, частью которой являешься, доводить дела до конца и в то же время поддерживать хорошие отношения с членами группы; организовывать групповые активности и отслеживать их реализацию.
Пятая группа – добродетель умеренности.
Сильные стороны, которые защищают от впадания в крайности.
16. Прощение (великодушие).
Прощать тех, кто поступил плохо и причинил вред; признавать несовершенства других людей; давать им второй шанс; не быть мстительным.
17. Скромность (смирение).
Не "выпячивать себя", позволять плодам своих трудов говорить самим за себя; не считать себя чрезмерно выдающимся, "особенным".
18. Благоразумие.
Принимать решения с осторожностью; не идти на ненужный риск; не говорить и не делать того, о чем впоследствии можешь пожалеть.
19. Саморегуляция (самоконтроль).
Управлять своими чувствами и действиями; быть дисциплинированным; не идти на поводу у своих сиюминутных желаний и эмоций.
Шестая группа – добродетель трансценденции.
Сильные стороны, создающие связь с миром и дающие смысл.
20. Восхищение (умение ценить прекрасное и наслаждаться им, благоговение).
Видеть и ценить красоту, совершенство, мастерство исполнения в разных сферах жизни – в природе, в искусстве, в математике, в науке, в повседневной жизни и быте.
21. Благодарность.
Отмечать то хорошее, что есть, и благодарить за него.
22. Надежда (оптимизм, ориентированность в будущее).
Верить в лучшее будущее, активно действовать, чтобы строить его; верить в возможность и осмысленность действий ради лучшего будущего.
23. Юмор (шаловливость, легкость).
Любить смеяться и веселиться; веселить и смешить людей; видеть смешное и веселое в самых разных ситуациях.
24. Духовность (вера, религиозность, миссия).
Иметь связную систему убеждений, касающихся высшего смысла существования вселенной; понимать, какое место сам занимаешь в этой великой схеме; опираться на свои убеждения о смысле жизни и при необходимости находить в них утешение.
Так что теперь мы точно знаем, что такое "развитие личности" – это развитие ее сильных сторон. У каждого человека есть свои особые "самые сильные стороны" – 4-5 или больше – и они складываются в уникальную конфигурацию. При этом ни одна конфигурация не лучше другой, каждая из них ценна. Более того, конфигурация "самых сильных сторон" может меняться с течением времени. Ученые разработали тест, позволяющий определить, каковы ваши сильные стороны, пройти его можно здесь, в том числе и на русском языке. Краткое описание результатов – бесплатно.
Сильные стороны – это не выдающиеся врожденные способности, которые либо есть, либо нет. Их можно намеренно развивать, исследуя и трансформируя себя в этом процессе. Каждая из сильных сторон может быть оптимально развита, переразвита или недоразвита (в последних двух случаях это уже не добродетель, а что-то иное). Каждая из сильных сторон поддерживает оптимальную реализацию остальных. Когда мы действуем, "включая" свои сильные стороны, мы попадаем в то самое "состояние потока", о котором писал Михай Чиксентмихайи.
То есть, чтобы развиваться как личность, наша задача:
- Прояснить ценности,
- Лучше настроиться на них,
- Осознать, как именно они проявляются в наших действиях и
- Создать новые привычки, которые помогут наилучшим образом реализовывать эти ценности, воплощая уникальный стиль деятельности каждого человека.