Реклама

5 правил эффективного изучения чего угодно

17 Ноября 2020
467


Автор: Анна Крылова, методист образовательных программ онлайн-университета Skillbox

Обучение – процесс физиологический. Руководит этим процессом уникальный аппарат – человеческий мозг. Сегодня наука знает о мозге человека больше, чем когда-либо в истории. Конечно, исследовано далеко не все, но даже то, что уже известно, может пригодиться при создании образовательного курса. 

1. Чередовать режимы обучения.

У мозга есть два режима обучения. Первый режим называется сфокусированный – когда человек сосредоточен на чем-то. В этом режиме человек сосредоточенно думает исключительно об информации, которую пытается изучить. Например, заучивая новое иностранное слово или решая математическую задачу. В этот момент закладываются первоначальные знания и активизируется область внутри и вокруг префронтальной коры, расположенная прямо за лбом. Именно эта область отвечает за решения, которые будут приняты человеком на основе усвоенных знаний.
Реклама

Второй режим называется рассеянный. В этот момент мозг расслаблен. Человек не сосредоточен на решении какой-то конкретной задачи, но на бессознательном уровне поиск верного ответа продолжается в фоновом режиме. Именно в этом рассеянном режиме приходят креативные идеи и озарения. В отличие от сфокусированного, когда мысль идет по уже проложенному пути и задействует только одну область внутри и вокруг префронтальной коры, в рассеянном, мозгу приходится прокладывать путь самостоятельно и задействовать сразу несколько отделов.

Каждый из этих типов мышления обладает своими достоинствами. Однако, успешное усвоение нового происходит, когда мозг переключается с одного режима на другой и обратно.

2. Повторять.

Мозг состоит из миллиардов крошечных клеток – нейронов. Однако теперь науке точно известно: на протяжении всей жизни в нашем мозге формируются все новые и новые синапсы – контакты между нейронами или получающими их сигнал клетками другого типа. Нейроны и синапсы формируют нейронную сеть, отдельные элементы которой постоянно контактируют между собой и обмениваются информацией.

Если нейроны часто вместе активны, между ними укрепляются связи и они образуют мозговую цепочку. По такой цепочке, состоящей из клеток мозга, быстро пробегает информация.
Реклама

Обучение приводит к тому, что образуются новые мозговые цепочки, или укрепляются старые мозговые цепочки. Именно эти мозговые цепочки и есть память и знания. Поначалу, пока человек только начинает что-то изучать, мозговая цепочка в мозге очень слаба. В цепочке могут участвовать всего несколько нейронов. И связи между ними довольно слабые. По мере того как человек упражняется в новом материале, выполняет задания и повторяет материал, синаптическая связь между клетками-нейронами укрепляется. В такую мозговую цепочку включаются все новые нейроны, между ними образуется все новые связи. Крепнут синапсы, и цепочка растет и крепнет – происходит процесс изменений в головном мозге, вызванный деятельностью или опытом. 

3. Концентрироваться и осмысливать.

Человеческий мозг постоянно обрабатывает информацию, даже если не стремится ее осознать. Находясь в процессе пассивного потребления потока "легкой" информации (например, из социальных сетей, развлекательных приложений), мозг не успевает переработать данные и извлечь из них ценный смысл. Если пассивное потребление входит в привычку, человеку становится сложнее заставить себя приложить интеллектуальные усилия. Формируется заблуждение, что восприятие равносильно знанию и пониманию. Однако новые знания невозможно получить без концентрации и усилий, без осмысления и многочисленных повторов. 
Реклама

4. Использовать эмоции.

Согласно исследованиям нейробиологов, мозгу необходимо испытать эмоции, чтобы обучиться. Полученная нами информация сначала проходит через лимбическую систему, эмоциональную часть человеческого мозга. Это важно с точки зрения выживания, так как человеку необходимо запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.

Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события так как человек думает и запоминает только о том, что его действительно заботит.

5. Подключать воображение.

Альваро Паскуаль-Леоне, глава Медицинского центра "Бет Израэль Диконесс" при Гарвардской медицинской школе в Бостоне, провел эксперимент, доказывающий, что мы действительно можем, используя только воображение, вызывать физические изменения в своем теле. Паскуаль-Леоне сформировал две группы из людей, которые никогда раньше не играли на пианино, и стал учить их несложной мелодии. Затем члены одной группы пять дней сидели по два часа перед пианино и просто представляли, что играют эту мелодию. Члены другой группы тоже пять дней по два часа действительно ее играли. 

В результате моторные зоны не только отреагировали на воображаемые движения – их динамика почти полностью повторила рост, отмеченный у основной группы. Моторные области людей, выполнявших упражнения в уме, походили по размеру на соответствующие участки тех, кто по-настоящему занимался на клавиатуре. Мысленная тренировка привела к реальной натренированности – к изменению нейрофизиологических свойств ткани мозга.
Реклама

Результат позволил сделать вывод, что мысленное представление какого-либо действия и его совершение не очень различаются. Когда мы что-то делаем или просто представляем, что делаем, активизируются одни и те же участки мозга.

Итак, если вы хотите преуспеть в процессе обучения: 
  1. Чередуйте сфокусированный и рассеянный режимы работы мозга;
  2. Повторяйте полученную информацию; 
  3. Концентрируйтесь и осмысляйте новую информацию;
  4. Используйте эмоции;
  5. Подключайте воображение.

Метки: Карьера, Успех,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём