Что надо знать маме, отдавая ребёнка в 2 года в детский сад?
Автор Ольга Богословская, детский психолог, песочный терапевт.
Отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие текста, можно сказать кратко:"Зачем?" Маме надо в первую очередь знать, зачем она отдаёт ребёнка в в детский сад. Истинный ответ совсем не так прост, и может быть скрыт от самой мамы, как не странно.
Забегая вперёд, в то будущее, когда малыш уже посещает детский сад, можно описать идеальную картинку, которая подойдёт любым родителям. Ребёнок легко встаёт утром, с удовольствием спешит "на работу", с аппетитом завтракает, увлечённо занимается и играет, у него есть друзья, в утренниках участвует и хорошо читает стихи, еда ему нравится, в тихий час высыпается, не болеет, воспитатели адекватные, ему нравятся, вечером малыш радостно встречает маму и без капризов идёт домой. Уфф!
Вот такая прекрасная перспектива. Это всё может быть вполне реальным, и так бывает. Ну, может быть, не ежедневно, но часто. Четкое понимание мамой, зачем, почему, с какой целью принято решение отдать малыша в детский сад – это первый кирпичик в фундамент того прекрасного будущего, которое я описала.
Физическая и психологическая готовность самого ребёнка очень важна, но стоит не на первом месте. А мамины основания для решения имеют первостепенное значение. Позиция женщины может быть даже не оформлена в слова, но её волнение, тревога или неуверенность ощущаются малышом. И это формирует его отношение к переменам.
Для того, чтобы легче понять свои мотивы, можно прислушаться к себе и согласиться или не согласиться вот с такими утверждениями.
Зачем мой ребёнок идёт в детский сад?
1. Я устала сидеть дома, хочу на работу;
2. Я устала от него (неё);
3. Бабушка больше не может с ним сидеть, а я работаю;
4. Ему полезно общаться с другими детьми;
5. Я сама очень любила ходить в садик, и ему понравится;
6. Я не любила ходить в садик, но ему понравится, он совсем другой;
7. У меня нет другого варианта, надо на работу выходить;
8. Бабушка/папа считают, что это ему необходимо;
9. Я с ним не справляюсь, пусть специалисты его воспитывают;
10. У нас ещё малыш родился, мне с двумя трудно;
11. Няня может приходить только на …. часа.
Размышления над этими утверждениями помогают разобраться в собственных намерениях, и, конечно, вызывают новые вопросы к специалистам. Это правильно! Чем больше вопросов снимется, тем меньше тревога и яснее программа действий. Я не буду разбирать подробно каждый из этих выборов, это лучше делать индивидуально на личной встрече.
Но в целом можно сказать, что привыкание к детскому саду проходит быстрее в тех случаях, когда у мамы действительно нет выбора. Если же она руководствуется чужим, а не своим мнением (8) или отстраняется от малыша (2,9,10), то адаптация будет более сложной и длительной. Тяжелее всего перемены даются тогда, когда есть колебания в правильности принятого решения. Сама мама устаёт от этого, а ребёнок, который от неё зависит, ещё сильнее. Если при этом молодая мать ещё и чувствует себя виноватой, то общие муки адаптации к новым условиям длятся дольше и проходят тяжелее.

Человеку 2-летнего возраста нужно много времени проводить с мамой. Он уже интересуется ровесниками, но не готов играть вместе, только рядом. Или готов просто побегать с кем-то, но большого интереса к тесному общению нет. Это приходит позже, после завершения кризиса 3-х лет. Он может начаться и раньше. Этот нормативный кризис означает важный этап взросления. Ребёнок готов стать более самостоятельным ("Я сам!"), выстроить новые отношения с близкими взрослыми и более осмысленно выполнять их требования.
Но сам кризис сопровождается большим сопротивлением и неустойчивым эмоциональным состоянием и поведением. После завершения этого кризиса малышу гораздо легче расставаться с мамой и привыкать к детскому коллективу и новым условиям пребывания в течение дня.
В любом случае, не желая причинять своему сокровищу дополнительных переживаний от разлуки, маме следует приучать его к садику постепенно, не оставляя сразу на целый день и даже на полдня. Растянуть переходный период желательно на месяц, или даже больше. Маме надо быть готовой к тому, что ребёнок будет болеть в этот период, чаще капризничать, временно забудет какие-то уже хорошо освоенные навыки.
В поддержку малышу маме стоит его обнимать чаще обычного, уделять больше времени вне садика, не посещать мероприятия с большим числом людей и такие, где внимание женщины будет посвящено не только ребёнку. Хорошо, если в семье в присутствии малыша никогда не говорят про садик негативно и не критикуют воспитателей, других родителей и детей. И, конечно, детям легче привыкать, когда их заранее начинают приучать к режиму дня и питания детского сада.
Чётко понимая свою цель, мама малыша готова выстроить задачи по её достижению. Ребёнок может быть недоволен, но он приспособится, привыкнет к новым правилам жизни. И полюбит детский сад.
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
|Секрет влияния на ребенка
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Дети, которые ничего не хотят…
Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,
Любить своего ребенка – что это значит?
Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,
Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда
Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Наказание молчанием
Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Садись, два
Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,
Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?
Метки: Воспитание, Зависимость,
Развестись без вреда для ребенка
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности
Метки: Воспитание, Управление эмоциями,
Работа на всю жизнь
Метки: Воспитание, Личный опыт,
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе
Метки: Воспитание, Подростковый возраст,
"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Что случилось с нашей игривостью?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,
Право на счастье
Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,
Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом
Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,
Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
Как оторвать детей от гаджетов без скандала
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,
6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Прощай, эмпатия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
4 шага к общению с ребенком без крика
Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
Метки: Воспитание,
Подростковый максимализм: как быть родителям?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Когда раннее развитие приводит к отставанию
Метки: Воспитание,
Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей
Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,
Читать по теме:
|Сообщать ли ребенку о смерти близкого?
Метки: Воспитание, Горевание,
Можно ли простить родителей?
Метки: Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,
Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
Кризис трех лет
Метки: Воспитание, Психологический кризис,
Мои чувства – это слишком...
Метки: Детско-родительские отношения, Чувства,
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы
Метки: Воспитание, Материнство,
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?
Метки: Воспитание, Арт-терапия,
Нужно ли стыдить ребенка?
Метки: Воспитание, Стыд,
Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,
Как приучить ребенка к самостоятельности
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Дети учатся только на примере
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
Воспитание ребенка: как устанавливать границы
Метки: Воспитание, Материнство, Границы,
А ваш ребенок действует назло?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как не нанести ребенку психологическую травму?
Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Почему уговоры и объяснения не действуют на детей
Метки: Воспитание,
Мам, купи собаку!
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как научить ребенка слушаться?
Метки: Воспитание, Материнство,
Адаптация ребенка в первом классе
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Мать и дочь: метаморфозы взросления
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,
Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия
Метки: Воспитание, Сексуальность,
Как сказать ребенку о смерти?
Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,
Родительские запреты
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Ребенок очень стеснительный
Метки: Застенчивость, Воспитание,
Интернет зависимость у детей
Метки: Воспитание, Компьютерная зависимость, Зависимость,
Как мотивировать ребенка к учебе?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Давайте растить новое поколение!
Метки: Воспитание,