Светлана Коваленко
Графолог, психолог, представитель института графоанализа Инессы Гольдберг
Почерк на самом деле можно называть письмом мозга. Когда вы впервые стали учиться форме письма рукой, вы должны были сознательно думать о том, как сформировать фигуру буквы - движения были довольно шаткими и требовали больших усилий. Большинство людей узнали и выработали навык письма в детстве, поэтому процесс стал второй природой.
Анализ почерка относится к одному из способов исследования личности. Люди меняются со временем, и поэтому их почерк тоже претерпевает некоторые изменения. Почерк может колебаться в зависимости от настроения пишущего, и это не уменьшает достоверность анализа, а только увеличивает.
Реклама

Основными элементами анализа почерка являются оценка трех зон буквы, оценка движения, наклон и направления штриха. Три зоны почерка легко соотносятся с тремя областями жизни человека.

Верхняя зона раскрывает философские интересы. К ним относится религиозность, цели и планы, другие философские идеалы.
Средняя зона характеризует объект и его связь с жизнью в данный момент - сейчас, сегодня. В этой зоне мы обнаружим такие черты, как скрытность, разговорчивость, мыслительные процессы, тенденцию к спорам, и другие черты, касающиеся окружающей среды человека и особенности его взаимоотношений с людьми.
Нижняя зона относится к особенностям физической жизни. Она включает в себя путешествия, физическую нагрузку, материальные вопросы и секс. Нижняя зона является источником энергии и драйва.
Петли любого вида, заложенные в любую букву, показывают воображение. Таким образом, огромные петли в нижней зоне означают воображение в физической сфере. Это можно перевести как преувеличенные потребности в удовлетворении физических желаний.
Движение - это способность достигать поставленные цели, готовность проявлять самостоятельность и добиваться желаемого.
Если обычный, ежедневный почерк, условно медленен и близок к каллиграфичному - это будет показателем общей непродуктивности человека и доли масочности в поведении. Например, при выписывании лишних декоративных элементов - о неумении отделить главное от второстепенного, застревании на деталях.
Эмоциональные реакции человека раскрываются через наклон его почерка. Как правило, любой ход, имеющий наклон к правой стороне страницы, символизирует движение к другим людям или в будущее.
Аналогичным образом, любое движение, с левым наклоном говорит о тенденции к торможению, остановке или возвращению в прошлое. Имея ввиду данную концепцию, легче понять, почему тот, кто пишет с левым уклоном более застенчивый, чем тот, движение письма которого идет к правой стороне бумаги.
Наклон и нажим раскрывают эмоциональный фундамент, основу любого анализа почерка.
Графически нажим может распределяться в нескольких характеристиках: нажим слабый и линяя тонкая, нажим сильный и линяя толстая, прощупывается на обратной стороне (имеет измерение), определяется по штрихам (светотень, спазмированность, однородность или неоднородность, глубина).
Заблокированность или постоянный нажим: в этом варианте нет разницы давления при всем написании слов (верхний или нижний штрихи, соединения). Он показывает пассивность или эмоциональную закрытость, создание оборонительного состояния.
Гибкость: гармоничная координация между изгибами и расширениями, с преобладанием мягкого растяжения. Преобладают быстрые, волнообразные и свободные движения штриха. Созвучно с описанием характера текучести воды.
Остановки: повышенный тонус, твердость и решительность для дальнейших шагов. Черты методичности и несгибаемости, показательно человека хозяйственного, ответственного, дисциплинированного.
Мягкость: черта гипотоника, расслабленность. В руке нет силы, слабое давление может препятствовать построение качественных графических форм. Субъект может быть очень пассивным и адекватно не использует свои возможности.
Твердость: наличие активного напряжения. Рука отражает твердость и жесткость штриха, есть стабильный отрыв над листом, в написании есть углы и прямые штрихи.
Дополнительно. Нисходящее влияние отмеченных ранее факторов. Когда не хватает жизненности, субъекту на хватает энергии, нет подчитывающей творческой энергии, есть бедность воображения и интериоризации состояния. При таком отсутствии, субъект с большим трудом может реализоваться в общественной сфере.