Быть не собой, это как носить одежду не по размеру всегда жмет, висит, расползается, стесняет движения, делает неуклюжим. Поэтому, когда обсуждаются вопросы, связанные со сложностями во взаимоотношениях, окружающие дают совет – «просто будь собой». Если будешь вести себя подобным образом – то успех гарантирован. Ты будешь понят, принят и любим.
Но, как в быту бывает, совет звучит блестяще. Только вот, что это значит, быть собой, и показывать свою индивидуальность и идентичность. Это как дать совет тревожной личности на ее жалобу «я что-то нервничаю» – «а ты расслабься, и будет все хорошо».
Что же такое идентичность?
Это сумма знаний о себе, которые человек осознает именно как свои собственные качества. Это та самая я-концепция, примененная к себе. Приведу пример, для наглядности.Реклама

Человек может знать, что он к примеру бухгалтер (концепция по профессии), но жаловаться, что я себя не чувствую бухгалтером, а чувствую танцором большого театра.
Еще один наглядный пример – транссексуалы. Они знают, что имеют, допустим, мужской пол (со всеми соответствующими признаками), но мужчиной себя не чувствуют. Вот именно, ощущение себя кем-то и является идентичностью.
Идентичность может быть дифференцированной, очерченной и развитой. В этом случае человек ощущает себя достаточно ясно в разных ипостасях, как с хорошей, так и с плохой стороны. Знает свои плюсы и минусы, может оперировать своими качествами, применять знания, управлять эмоциями, о которых он довольно хорошо осведомлен.
Все люди разные, и человек со здоровой и развитой идентичностью хорошо осознает, что он один такой, как есть. Он индивидуален и уникален. И главное, это осознание его не пугает.
Люди обладающие хорошим чувством идентичности имеют свои преимущества. Они лучше справляются с жизненными задачами, реже попадают в зависимости, они более удовлетворены жизнью и отношениями. Ими довольно сложно манипулировать и они редко идут на поводу.Основная причина их успеха – понимание своих потребностей.
Идентичность и ее чувство не является чем-то застывшим. Это динамическое образование. Человек с течением жизни познает себя лучше, приобретает новые качества, обретает новые навыки. Т.е. личность стремится к расширению и познанию себя и мира.
Достоверно не известно, когда идентичность начинает формироваться у ребенка. Вероятно процесс происходит в первые месяцы, когда начинают появляться контролируемые ребенком движения. Я могу повернуть голову, зафиксировать взгляд, улыбнуться. Однако, как существо с отдельными чувствами и мыслями малыш осознает себя в 18-24 месяца.
Затем в 4-6 лет ребенок начинает понимать, что другие люди тоже имеют мысли, чувства, желания и эти свойства окружающих могут не соответствовать его собственным. Дети не всегда радостно играют только в то, что хочет он. Мама по какой-то неведомой причине любит другой сорт мороженного, который сам малыш не любит. С ума сойти, как она может есть то, что не вкусно.
В 6-12 лет ребенок все лучше начинает контролировать эмоции. Чувства начинают соотноситься с его личностью. Он знает, как быть добрым, как быть злым, как можно от обиды и злости сделать плохие вещи и как это можно остановить.
В 12-15 лет эмоции соотносятся с личностью все тоньше и точнее. Младший подросток уже с легкостью начинает узнавать в себе различные оттенки эмоций. Грусть может быть разной, веселье разнообразным.
Эмоции можно более точно изображать в рисунках, стихах, рассказах. Дружба становится довольно непростым делом, потому что в отношениях тоже масса нюансов, которые по разному затрагивают личность ребенка и дают разные эффекты настроения.
После 15 лет дети могут начать пробовать разные роли, чтобы осознать свою идентичность. Некоторым нужно довольно сильно и разнообразно прикладываться ко всему, что проплывает мимо, чтобы узнать себя.
Кто-то проходит этот процесс более спокойно, потому, что ранее узнал себя довольно хорошо. При этом бурная юность вовсе не означает провал личности, как и юность спокойная. Главное не скорость и яркость процесса, а его завершенность. Некоторые люди выходят из подросткового возраста, так и не осознавая, кто они есть.
Про идентичность довольно много можно говорить при разных расстройствах личности. Однако наиболее актуально эта проблема стоит перед лицами с пограничным расстройством.
В серии предыдущих постов я уже говорила не однократно, что у ПРЛ с границами проблема. Ощущение личности у них размыто. Размыта так же их идентичность. Они не знают, кто они, чего они могут, зачем они что-то делают, почему у них возникают те или иные эмоции.
Их «Я» из прошлого и будущие «Я» совершенно не связаны с «я» настоящим в их сознании себя. Каждое утро они просыпаются и не знают определенно, кто они есть. Им с разной степенью интенсивностью необходимы другие люди, чтобы осознать, кто они, и чего они хотят.
На самом деле это не осознание, а присвоение чужого кусочка личности. Некоторые ПРЛ говорят, что надо обязательно кому-то позвонить, пойти посидеть в сообщество в ЖЖ, почитать форум, поговорить с коллегами, с партерном, даже просто поругаться с кем-то… для того чтобы почувствовать, что они существуют на этом свете.
Кроме того для усиления своего чувства идентичности они используют такую стратегию. К примеру, в принципе, они знают, что довольно умны. Но быть умным довольно нестабильное состояние. Т.е. всегда есть возможность сделать неумную вещь или просто ошибку. Это часть жизни.
Хотя бы 1 раз из 1000 может иметь место какой-то вольный или невольный прокол. Из их сознания выпадает факты прошлых 999 удач. Не то, чтобы они забываются. Человек все прекрасно помнит, но все эти победы, как выцветшая фотография.
И тут он явственно осознает себя круглым и позорным идиотом. Но до определенного момента «идиот» тоже плавает в пространстве. Хотя любое сильное чувство очень нужно для осознания себя. Его как-то надо прибить к своей личности хоть ржавыми гвоздями.
На это чувство у ПРЛ 2 инструмента. Первый – гнев (это вы \ты меня сделали дураком и теперь я несчастен. Сгори в аду!).
Второй – самобичевание (я никчемный дурак, недостойный жизни на земле. Я сгорю в аду!)
В общем, состояния хоть экстремальные, но при общей трудности идентифицировать себя по иному берутся как руководство к действию.
Еще одна черта, ПРЛ, показывающая его трудности с идентичностью – не понимание, какое воздействие оказывают на окружающих их поведение. Они могут скандалить, ревновать, соблазнять, совершать импульсивный действия и закатывать истерики.
После восстановления чувства себя они относительно успокаиваются и живут дальше. Естественно, есть те которые не понимают совсем, что с ними было, и почему народ как-то глупо дуется, а есть те, которые довольно сильно переживают о том, что с ними случился какой-то «нервный припадок» и они опять на воротили дел. Но вот полного инсайта не бывает.
Могут видеть, что на них обижены, рассержены, но что именно вывело окружающих из себя не совсем понятно. И как вести себя, чтобы простили, забыли, и наладить отношения заново.
Почему это происходит?
Основная гипотеза, что в случае ПРЛ, развившегося в результате проблемного воспитания, ребенок не получает от родителей понимания своей личности, своих качеств, мотивов и эмоций. Все это есть, но не имеет значения. Это как египетские иероглифы до расшифровки с помощью Розеттского камня.«Пограничник» смотрит на проявление своей личности, как на картинки, смутно подозревая, что это все что-то значит. Но у него нет ключа, чтобы узнать контекст. Задача терапии – найти код ключ и научить им пользоваться.