Дети-орхидеи

13 ноября 2017
3849

Мария Пушкина

Журналист, редактор сайта bipolar.su

Тема подростковых (и тем более детских) суицидов тяжела и для большинства людей носит какой-то мистический оттенок. О ней предпочитают молчать, пока не случится очередная трагедия, а после начинают строить теории о фатальном внешнем влиянии: депрессивных фильмов, жестоких компьютерных игр, или, вот недавно – "групп смерти".

Всё это действительно может быть причиной отдельных случаев, но проблема суицида, к сожалению, массовая: каждый год погибают несколько тысяч детей, и среди них есть совсем юные – 8-10 лет. В большинстве смертей виновны вполне рядовые, будничные ситуации. Это значит, что детей может спасти не борьба с ужасными врагами, а грамотная, систематическая психологическая работа – в семьях, в школах, в больницах.

Что это за работа, кто и как может помочь ребёнку? К сожалению, в обществе об этом знают гораздо меньше, чем о "синих китах". Чтобы восполнить этот пробел, клиника Mental Health Center совместно с Ассоциацией когнитивно-бихевиоральных терапевтов организовали конференцию "Предотвращение суицида и самоповреждения".


На ней ведущие специалисты из России и США поделились своим опытом и рассказали о нескольких современных методах профилактики самоубийств.

Тренинги социальных навыков

Наталья Сирота, декан факультета клинической психологии МГМСУ, рассказала, что самоубийство провоцируют не сами по себе внешние проблемы, а сочетание их с уязвимостью подростка. Способность обратиться за помощью, увидеть выход из трудной ситуации, увидеть в жизни ценность – это навыки, которые нужно развивать. В идеале, конечно, это должно происходить в семье, но помощь специалистов во многих случаях бывает необходима.

МГМСУ разрабатывает профилактические программы для самых разных возрастов: от малышей 5-6 лет до студентов. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь выражать свои чувства и сотрудничать с окружающими.

"Задача наших программ – сформировать стратегии преодоления проблем и социальные навыки, которые помогут юношам и девушкам противостоять разрушительному поведению. Университет организует тренинги для учителей и психологов, чтобы они могли самостоятельно вести работу с детьми", – рассказывает Наталья Сирота.

На тренинге "Живая вода", например, дети участвуют в ролевой игре о сказочном путешествии. Играя, они усваивают важные ценности: доверие, справедливость, забота.


Для подростков проводят личностные тренинги с "мозговыми штурмами" и элементами психодрамы, которые дают им повод задуматься о перспективах и своей роли в обществе.

Многие программы разработаны при поддержке РПЦ. Авторы уверены, что духовные ориентиры защищают молодых людей от рискованного поведения. http://ladya-deti.ru/zhivaya-voda/o-programme-2.html

Диалектическая поведенческая терапия (dialectical behavior therapy, DBT)

Андре Иванофф, профессор Колумбийского университета, объясняет, что каждый человек, оказываясь в кризисной ситуации, ищет способы с ней справиться. Но они могут быть деструктивны: алкоголь, агрессия, суицид. Соответственно, задача терапии – обучить пациента практическим навыкам, которые помогут выйти из кризиса. Это техники осознанности, контроля эмоций, принятия ситуации или поиска выхода из неё.

Когнитивно-поведенческая терапия основана на том, что эти навыки можно натренировать и довести до автоматизма.


DBT – направление терапии, получившее в последние годы очень широкое распространение. Изначально методику разработали для людей с хроническим суицидальным поведением – для тех, кто повторяет попытки убить себя и наносит себе повреждения даже после лечения в больнице. Важно помнить, что в российские больницы нередко попадают юноши и девушки с третьей-четвёртой попыткой самоубийства.

Сегодня DBT используют в терапии тяжёлых пациентов, в том числе с серьёзными психическими нарушениями – с пограничным расстройством личности или депрессией.

Российские эксперты основали первое сообщество, которое распространяет эту практику. Здесь психотерапевты могут освоить DBT, а пациенты – пройти групповые и личные тренинги. http://www.dbtrussia.org/dbt_main/

Схема-терапия

Это новое для России направление когнитивно-поведенческой терапии представил Александр Еричев, научный сотрудник Научно-исследовательского института имени Бехтерева.

Александр Еричев поясняет, что пациенты, склонные к саморазрушению, используют неадаптивные схемы поведения. Они возникли в детстве из-за психологических травм или ошибок воспитания. Но более взрослый человек может их осознать и изменить.

Например, в депрессии, из-за ощущения уязвимости и чувства вины, молодой человек изолирует себя от общества и оказывается наедине со своими проблемами.

Терапия ставит задачу заменить подобные схемы на более эффективные. Освоить их можно на тренингах, которые призваны изменить стереотипы чувствования, мышления и поведения. Схема-терапия может проходить в формате ролевой игры, которая учит мечтать и фантазировать: например, представлять себе будущее, ради которого стоит жить. Методика оказалась эффективной для пациентов, склонных к самоповреждению.


В России это направление только начинает свой путь. Есть несколько сертифицированных специалистов, к которым можно обратиться. http://www.psychodinamica.ru/schema_therapy.php

Тренинги для семей

Будущее подростка, склонного к суициду, зависит от обстановки в семье: смогут ли родители понять его личную трагедию, убедить, что жизнь имеет смысл?

Но и самим родителям нужна поддержка, особенно если их ребёнок психически болен. Его непредсказуемое поведение может довести их до полного отчаяния.

В США и Канаде существует множество программ психологической помощи таким семьям. Об одной из них рассказала Элизабет МакКрейв из Образовательного альянса в поддержку людей с пограничным расстройством личности (США).

Организация разработала бесплатный 12-недельный тренинг для родных суицидальных подростков. Это общественная инициатива: Элизабет и её коллеги начали за эту работу, потому что сами воспитывали детей с пограничным расстройством.

http://www.borderlinepersonalitydisorder.com/family-connections/


"Дети очень разные. Их можно условно поделить на детей-ромашек и детей-орхидей. Ромашка неприхотлива и, если на неё наступят, будет расти дальше. А орхидея требует особого ухода, без него она не расцветёт, – рассказывает МакКрейв, – Проблема в том, что привычные методы воспитания не работают с детьми с психическими нарушениями. Их восприятие мира отличается, они могут бурно реагировать на самые обычные вещи".

Тренинг обучает родителей специальным тактикам общения, помогает понять, что на самом деле чувствует их слишком ранимый ребёнок и что провоцирует его на опасные поступки.

В нашей стране подобные общественные инициативы пока развиты слабо. Но уже действуют сообщества волонтёров, оказывающих психологическую помощь молодым людям и их родным, например, Nosuicid.ru. http://nosuicid.ru/forum/

Методы, о которых рассказали участники конференции – это лишь часть огромной работы по спасению молодых людей, потерявших желание жить. Но этих примеров достаточно, чтобы понять: невозможно укрыть ребёнка от всех невзгод. Зато можно подготовить его к жизни с её сложностями, и в этом деле обучение и поддержка принесут гораздо больше пользы, чем ограничения и запреты.

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Суицидальные мысли,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём