Дети-орхидеи

13 ноября 2017
3586

Мария Пушкина

Журналист, редактор сайта bipolar.su

Тема подростковых (и тем более детских) суицидов тяжела и для большинства людей носит какой-то мистический оттенок. О ней предпочитают молчать, пока не случится очередная трагедия, а после начинают строить теории о фатальном внешнем влиянии: депрессивных фильмов, жестоких компьютерных игр, или, вот недавно – "групп смерти".

Всё это действительно может быть причиной отдельных случаев, но проблема суицида, к сожалению, массовая: каждый год погибают несколько тысяч детей, и среди них есть совсем юные – 8-10 лет. В большинстве смертей виновны вполне рядовые, будничные ситуации. Это значит, что детей может спасти не борьба с ужасными врагами, а грамотная, систематическая психологическая работа – в семьях, в школах, в больницах.

Что это за работа, кто и как может помочь ребёнку? К сожалению, в обществе об этом знают гораздо меньше, чем о "синих китах". Чтобы восполнить этот пробел, клиника Mental Health Center совместно с Ассоциацией когнитивно-бихевиоральных терапевтов организовали конференцию "Предотвращение суицида и самоповреждения".


На ней ведущие специалисты из России и США поделились своим опытом и рассказали о нескольких современных методах профилактики самоубийств.

Тренинги социальных навыков

Наталья Сирота, декан факультета клинической психологии МГМСУ, рассказала, что самоубийство провоцируют не сами по себе внешние проблемы, а сочетание их с уязвимостью подростка. Способность обратиться за помощью, увидеть выход из трудной ситуации, увидеть в жизни ценность – это навыки, которые нужно развивать. В идеале, конечно, это должно происходить в семье, но помощь специалистов во многих случаях бывает необходима.

МГМСУ разрабатывает профилактические программы для самых разных возрастов: от малышей 5-6 лет до студентов. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь выражать свои чувства и сотрудничать с окружающими.

"Задача наших программ – сформировать стратегии преодоления проблем и социальные навыки, которые помогут юношам и девушкам противостоять разрушительному поведению. Университет организует тренинги для учителей и психологов, чтобы они могли самостоятельно вести работу с детьми", – рассказывает Наталья Сирота.

На тренинге "Живая вода", например, дети участвуют в ролевой игре о сказочном путешествии. Играя, они усваивают важные ценности: доверие, справедливость, забота.


Для подростков проводят личностные тренинги с "мозговыми штурмами" и элементами психодрамы, которые дают им повод задуматься о перспективах и своей роли в обществе.

Многие программы разработаны при поддержке РПЦ. Авторы уверены, что духовные ориентиры защищают молодых людей от рискованного поведения. http://ladya-deti.ru/zhivaya-voda/o-programme-2.html

Диалектическая поведенческая терапия (dialectical behavior therapy, DBT)

Андре Иванофф, профессор Колумбийского университета, объясняет, что каждый человек, оказываясь в кризисной ситуации, ищет способы с ней справиться. Но они могут быть деструктивны: алкоголь, агрессия, суицид. Соответственно, задача терапии – обучить пациента практическим навыкам, которые помогут выйти из кризиса. Это техники осознанности, контроля эмоций, принятия ситуации или поиска выхода из неё.

Когнитивно-поведенческая терапия основана на том, что эти навыки можно натренировать и довести до автоматизма.


DBT – направление терапии, получившее в последние годы очень широкое распространение. Изначально методику разработали для людей с хроническим суицидальным поведением – для тех, кто повторяет попытки убить себя и наносит себе повреждения даже после лечения в больнице. Важно помнить, что в российские больницы нередко попадают юноши и девушки с третьей-четвёртой попыткой самоубийства.

Сегодня DBT используют в терапии тяжёлых пациентов, в том числе с серьёзными психическими нарушениями – с пограничным расстройством личности или депрессией.

Российские эксперты основали первое сообщество, которое распространяет эту практику. Здесь психотерапевты могут освоить DBT, а пациенты – пройти групповые и личные тренинги. http://www.dbtrussia.org/dbt_main/

Схема-терапия

Это новое для России направление когнитивно-поведенческой терапии представил Александр Еричев, научный сотрудник Научно-исследовательского института имени Бехтерева.

Александр Еричев поясняет, что пациенты, склонные к саморазрушению, используют неадаптивные схемы поведения. Они возникли в детстве из-за психологических травм или ошибок воспитания. Но более взрослый человек может их осознать и изменить.

Например, в депрессии, из-за ощущения уязвимости и чувства вины, молодой человек изолирует себя от общества и оказывается наедине со своими проблемами.

Терапия ставит задачу заменить подобные схемы на более эффективные. Освоить их можно на тренингах, которые призваны изменить стереотипы чувствования, мышления и поведения. Схема-терапия может проходить в формате ролевой игры, которая учит мечтать и фантазировать: например, представлять себе будущее, ради которого стоит жить. Методика оказалась эффективной для пациентов, склонных к самоповреждению.


В России это направление только начинает свой путь. Есть несколько сертифицированных специалистов, к которым можно обратиться. http://www.psychodinamica.ru/schema_therapy.php

Тренинги для семей

Будущее подростка, склонного к суициду, зависит от обстановки в семье: смогут ли родители понять его личную трагедию, убедить, что жизнь имеет смысл?

Но и самим родителям нужна поддержка, особенно если их ребёнок психически болен. Его непредсказуемое поведение может довести их до полного отчаяния.

В США и Канаде существует множество программ психологической помощи таким семьям. Об одной из них рассказала Элизабет МакКрейв из Образовательного альянса в поддержку людей с пограничным расстройством личности (США).

Организация разработала бесплатный 12-недельный тренинг для родных суицидальных подростков. Это общественная инициатива: Элизабет и её коллеги начали за эту работу, потому что сами воспитывали детей с пограничным расстройством.

http://www.borderlinepersonalitydisorder.com/family-connections/


"Дети очень разные. Их можно условно поделить на детей-ромашек и детей-орхидей. Ромашка неприхотлива и, если на неё наступят, будет расти дальше. А орхидея требует особого ухода, без него она не расцветёт, – рассказывает МакКрейв, – Проблема в том, что привычные методы воспитания не работают с детьми с психическими нарушениями. Их восприятие мира отличается, они могут бурно реагировать на самые обычные вещи".

Тренинг обучает родителей специальным тактикам общения, помогает понять, что на самом деле чувствует их слишком ранимый ребёнок и что провоцирует его на опасные поступки.

В нашей стране подобные общественные инициативы пока развиты слабо. Но уже действуют сообщества волонтёров, оказывающих психологическую помощь молодым людям и их родным, например, Nosuicid.ru. http://nosuicid.ru/forum/

Методы, о которых рассказали участники конференции – это лишь часть огромной работы по спасению молодых людей, потерявших желание жить. Но этих примеров достаточно, чтобы понять: невозможно укрыть ребёнка от всех невзгод. Зато можно подготовить его к жизни с её сложностями, и в этом деле обучение и поддержка принесут гораздо больше пользы, чем ограничения и запреты.

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Суицидальные мысли,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Плакать или радоваться? Зачем нужен подростковый кризис

Плакать или радоваться? Зачем нужен подростковый кризис

17.06.2019
4399
Гештальт-терапевт Ирина Лешкова: "Главная задача подросткового возраста – отдалиться от родителей, чтобы самому "встать на крыло", попробовать силу и власть над миром. Ее решают только через бунт и кризис, через отстаивание собственных правил "как жить". Нет бунта – нет отделения, а значит, нет взросления".
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6367
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.
Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6253
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?
Социальные сети и суицид: как помочь близким, нуждающихся в нашей поддержке

Социальные сети и суицид: как помочь близким, нуждающихся в нашей поддержке

18.09.2018
1660
"Я хочу покончить со всем этим". Что Вы подумаете, увидев подобную запись в своей новостной ленте? Что Вы предпримите? Обратите ли Вы на нее внимание или полистнете дальше, не придав значения?
История одного присутствия

История одного присутствия

02.09.2018
19485
Это был первый случай работы с такими яркими нарциссическими тенденциями у ребенка 6-7 лет, показавший мне, насколько само присутствие другого человека (в данном случае – терапевта) может быть невыносимо для ребенка, привыкшего к эпизодическим и устрашающим фигурам.
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
5592
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.
Подростки: люби меня

Подростки: люби меня

08.08.2018
12883
Марина Солотова: "За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы, родители. И никто больше".
13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

25.07.2018
13707
В интернете есть множество разнообразных образовательных платформ, интересных видео, уроков по школьной программе и даже образовательных мультфильмов как на русском, так и на других языках. В этом море можно утонуть, поэтому мы сделали для вас подборку лучшего познавательного контента для самых разных возрастов и по самым разным предметам.
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
29268
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
37333
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".
Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
17723
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".
О прочной связи с подростком. Золотые правила

О прочной связи с подростком. Золотые правила

24.05.2018
6196
Психолог  Ангелина Литвинова: "Я буду рада, если кому-то информация пригодится для построения новых, более прочных отношений между своими детьми-подростками".
Факторы суицидального риска у детей и подростков

Факторы суицидального риска у детей и подростков

25.04.2018
4105
Медицинский психолог Светлана Емельянова: "Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников".
Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
87471
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".
Кого боятся подростки

Кого боятся подростки

06.03.2018
5829
Семейный психолог Катерина Мурашова: "По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации, не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия – игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. – были разрешены".

Читать по теме:

|
Трудности переходного возраста

Трудности переходного возраста

12.03.2019
671
Мы, родители, любим своих детей. Но, родителями нас быть не учили, и, порой, мы не понимаем, что с ними происходит. Иногда это похоже на театр боевых действий. Но как договориться? Речь пойдет об этом.
Подросток режет руки. Как реагировать и как помочь?

Подросток режет руки. Как реагировать и как помочь?

15.10.2018
5722
Почему дети могут причинять себе вред? Зачем подростки режут себе руки и не только? Как лучше реагировать родителям, если с ребёнком происходят подобные вещи?
"План Х" – аварийный выход для подростка, который может спасти ему жизнь

"План Х" – аварийный выход для подростка, который может спасти ему жизнь

06.10.2018
4157
Берт Фулкс, думая о своих сыновьях, создал "План Х" (план икс) и поделился им в своём блоге с надеждой, что другие родители им воспользуются и помогут своим детям выйти из безвыходной ситуации не потеряв лица.
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
1369
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?
Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

24.07.2018
2016
В этой статье мы обсудим ряд открытий в области сексологии, которые позволят родителям помочь дочерям-подросткам обрести гармоничную сексуальность.
Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
1839
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём