Автор: Канская Ксения, психотерапевт.
Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых.
На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы.
Прежде всего, "Догвилль" – фильм, в котором блестяще показана динамика садо-мазохистической комплементарности: парной и групповой.
Психика, изнасилованная в тот период, когда шло ее формирование – неизбежно будет впоследствии насиловать саму себя и других. Триер очень психоаналитично представляет зрителю наглядность того, что происходит во внутреннем мире мазохиста, с одной стороны, и как структурируется его внешняя реальность, с другой стороны. Поступки жителей Догвиля отражают садистическую часть Грейс, которую она упорно не хочет видеть в себе. Точнее, не может увидеть, принять и интегрировать в себе собственного внутреннего садиста. Именно вследствии этого отщепления своей сдистической части и выбрасывания её вовне, мазохист неизбежно воссоздаст поле насилия, унижения, агрессии вокруг себя.
Реклама

Угодливость и услужливость на внешнем уровне и колоссальная вытесненная агрессия на внутреннем уровне – это, конечно же, не может продолжаться вечно. И вот агрессия мазохистически структурированной психики Грейс находит свой выход, что особенно отчетливо наглядно в последнем эпизоде фильма. В психоаналитическом смысле – это точно выверенный, а не случайный, эпизод: Грейс беспощадно расстреливает своих мучителей. Тень её внутреннего садиста становится явной.
Для меня "Догвилль" – это также фильм и о том, что любая попытка осуществить побег от родительских фигур- которые на самом деле давно внутренние и живут в психическом – любые эти попытки обречены на провал. Потому что те, от кого бежит человек в этом случае – это его персональная внутренняя реальность, то есть часть его самого. А от себя не убежишь. Себя можно лишь понять. И именно в этом решение и выход.
То есть, побег от внешнего садистичного окружения, которое на самом деле зеркалит психику Грейс, был изначально обречен на провал. И даже если бы побег из Догвилля на грузовике с яблоками состоялся- героиня попала бы (бессознательно выбрала или бессознательно воссоздала) в точно такой же Догвилль 2
Сюжет картины отражает внутренний мир нарциссического мазохизма Грэйс.
Триер блестяще и аналитично отражает внутренний мир ещё одного героя. Том – нарциссически структурированнся личность с пустым сэлф. Внутренние пустоты своей души Том пытается заглушить морализаторством на организованных им собраниях. Слушать его скучно. Скука – это и есть то чувство, которое рождается в душе человека рядом с нарциссом. Это происходит потому, что нарцисс "вещает" из своего ложного сэлф, за которым пустота. И это нагнетает тоску.
И все таки, главный вопрос , который ставит перед зрителем Ларс фон Триер – это вопрос философский: милосердие или справедливость?
Каждый из нас по своему отвечает на этот вопрос.
Сам же Триер отвечает: "Справедливость". Справедливость во имя других маленьких городов. Во имя одного единственного человека.
Милосердие же он увязывает с высокомерием.
Высокомерие – это значит под прикрытием "сострадания" и понимания внутренней природы жестокости, под прикрытием идей о милосердии, не давать людям встречаться с последствиями их выборов, их поступков.
Справедливость же, по мнению Триера, возможна лишь в руках того, кто имеет власть.
Осознание, осознанность, как внезапно появившейся лунный свет, меняет восприятие: и то, что еще минуту назад выглядело милыми ягодами крыжовника, из которого пекут пироги, вдруг видится всего лишь уродливыми шипами; то, что еще минуту назад выглядело как проявление слабой природы человека, как закономерное следствие личной истории, переполненной насилием и травмами, выглядит просто насилием, просто жестокостью. Без объяснений и без оправданий.Рассказывает нам Триер в "Догвилле".
Лично я, не присоединяясь к тем решениям нравственных дилемм, которые предъявляет зрителю Ларс фон Триер. И я люблю его фильмы именно за саму постановку этих нравственных дилемм. За возможность поразмышлять. Подумать. Хотя я часто совершенно по иному, противоположным образом отвечаю на эти вопросы.
Милосердие? Или справедливость?
А Вы согласны с Ларсом фон Триером?
Источник