Реклама

Эффект Барнума (Форера)

28 Августа 2020
1366


Автор: Анастасия Колесникова – психолог.

Эффект Барнума (Форера) – это когнитивное искажение, проще говоря, распространенная ловушка человеческого мышления.

Это искажение объясняет веру в гороскопы, хиромантию, гомеопатию, соционику и т.п.

Как видите, у этого эффекта несколько названий, поскольку не один специалист обращал на него внимание.

Финеас Барнум – это известный американский шоумен, известный своими психологическими манипуляциями. Он не исследовал данный эффект (по крайней мере, в научном смысле), но активно использовал.

Бертрам Форер – американский психолог, который провел научный эксперимент, доказавший существование этого эффекта.

Эксперимент был достаточно прост – психолог дал своим студентам специальный тест, результаты которого должны были описать их личность. Однако вместо реальных результатов каждый студент получил один и тот же текст – расплывчатый и неконкретный.
Реклама

Форер взял его из гороскопа. Вот этот текст:

"Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность".

После этого психолог попросил студентов оценить результат по 5-балльной шкале, в зависимости от того, насколько он соответствует действительности. Проще говоря – насколько он им подходит.

Средней оценкой стали 4,26 балла.

Впоследствии этот эксперимент повторяли множество раз с другими людьми и другими тестами, но, чтобы убедиться в существовании эффекта, достаточно вспомнить об огромном количестве людей, которые отстаивают истинность гороскопов и подобного.

На эффект влияют несколько факторов:
  1. Субъект должен считать, что результат применим только к нему, что это его личный результат;
  2. Субъект должен чувствовать авторитет человека, составившего описание;
  3. В описании должны быть преимущественно позитивные характеристики (но не только позитивные).
Помните о том, что знание об эффекте уберегает вас от когнитивного искажения.

Метки: Когнитивные искажения психики,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём