Автор: Юлия Купрейкина, психолог.
Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать.
Реклама

Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис.
Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура "помогает" бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой.
Смысл и бессмысленность
Есть ли смысл или все в этом мире случайно и бессмысленно? Зачастую к этому вопросу нас возвращает смерть близких нам людей. Мы понимаем, что они прожили свою жизнь, представляем как, но не знаем зачем. Это "зачем" терзает наше сознание днем и ночью. Вспомним Будду, для которого столкновение со смертью человека, стало началом пути к просветлению.Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе.
В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это?
Выбор и ответственность
Нам известно, что мы сами наделяем смыслом свои поступки, так как несем ответственность за то, что делаем. Каждый раз совершая выбор, мы соизмеряем степень ответственности, которую за него понесем и свои способности его нести. Бунт тоже выступает таким выбором, поэтому к бунту необходимо подходить с осознанием ответственности за способы и методы бунта, одним из которых, как считает А. Камю, является бунт через творчество.Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца.
Взаимодействие с равнодушным миром
В естественно-научной картине мир нейтрален по отношению к человеку, человек хоть и включен в него, но его действия не влияют на движение небесных светил или смену времен года. Мы начинаем чувствовать себя заброшенными, оставленными в мире, где все и так существовало бы без нашего присутствия. Это чувство заброшенности и не дает нам смириться с равнодушием мира. Мы начинаем вносить смыслы в свою деятельность, взаимодействовать с миром осознано и эти смыслы оживляют безжизненный мир. Мир перестает быть безликим и равнодушным, он становится пространством смыслов, которые дают нам возможности для духовного развития. Смыслы, которые мы обнаруживаем в искусстве и природе, оживляют нас, а потому творчество имеет силу, способную возвысить человека над обыденностью и придать ему мужество взаимодействовать с миром, но уже не равнодушным миром, а миром красоты и смыслов.Страх перед смертью
Страх перед смертью, самый сильный страх, которому подвержен любой человек, независимо от социального положения или религиозных убеждений. Мы не знаем, что там, а потому страх перед смертью – это страх перед ничто, перед неизвестным. Этот страх отлично описал М. Хайдеггер, назвав его первобытным ужасом.Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. "Познай самого себя" - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом.
Вера
Часто в состоянии кризиса мы не знаем, где искать поддержки, на что опираться. Мы как бы находимся в состоянии постоянного падения в бездну. Представьте, что вы возвращаетесь поздно вечером домой, но по какой-то причине фонари вдоль вашей улицы уже не горят. Эту дорогу вы знаете наизусть, но, так как сегодня весь день шел дождь, вы не знаете наверняка, в какой момент под ногами у вас может оказаться лужа или грязь. Скорее всего, вы будете идти очень осторожно, пытаясь осмыслить каждый сделанный вами шаг. Вера в этой ситуации подобна внезапному свету от загоревшегося рядом фонаря, который делает ваш путь к дому ясным и понятным. А главное, вы больше не испытываете тревоги и страха наступить в яму или лужу. В состоянии экзистенциального кризиса человек находится в постоянном стрессе, он начинает искать опору, любой источник света, для того чтобы ощутить твердое основание под ногами. Однако этим основанием могут оказаться и сомнительные социальные связи и организации: деструктивные секты, субкультуры, маги и шарлатаны. Важно помнить, что существуют дипломированные специалисты способные помочь в случае кризисной ситуации.Любовь
Любовь способна вывести нас из кризиса и дать основания для дальнейшей жизни, которую мы будем выстраивать с принятием активной роли любимого в наших повседневных делах.Встречая на своем жизненном пути другого человека, мы можем заинтересоваться им. Что лежит в основании этого интереса - не столь важно. Важно, что по мере общения этот интерес усиливается и никогда не бывает полностью удовлетворен. Мы хотим узнать о нем все. Чем он занимается, как и почему носит именно такую одежду, какую музыку он слушает и т. п. Мы настолько привязываемся к любимому, что хотим узнать его в разных жизненных ситуациях, однако, мы должны всегда помнить, что познать полностью другого человека невозможно. Получается, мы можем принять на веру, что то, чего мы не знаем, не существенно, а потому не угрожает нам. Любовь - это всегда доверие, придающее смысл нашему существованию, поэтому вера – неотъемлемая часть любви. В любви человек получает уверенность в себе и основание, придающее ему силы для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Любовь – преобразующая мир сила, способная спасти человека. Появляясь в жизни каждого, она дает нам свободу преобразовывать себя и мир, потому что дает ответ на вопрос зачем это необходимо делать.
Творчество
Экзистенциальный кризис не всегда является деструктивным для человека и не всегда приводит к негативным последствиям. Кризис дает нам возможность остановиться, уединиться и задуматься о себе и своей жизни. В результате уединения мы можем открыть в себе ранее неизвестные нам способности к творчеству. Писатели "потерянного поколения" (Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд), столкнувшись с экзистенциальным кризисом на войне, вернулись с нее, осознав свой долг перед человечеством – писать. Их творчество – это правда о себе и своей жизни, у каждого из них своя жизнь и свои взгляды на роль войны в ней. Однако творчество писателей "потерянного поколения" стало для них единственным способом спасения души, единственным выходом из экзистенциального кризиса.Благодаря творческому общению человек способен измениться и преодолеть кризис. Если он может доверить свои переживания другому человеку, а другой принять их как свои, поддержать его и помочь поверить в себя, то такое общение может дать человеку твердое основание под ногами.
Источник