Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30 октября 2018
28019

Юлия Лапина

Клинический психолог

Автор – Dr Mari Kovanen

Перевод – Юлия Лапина.

Лиза всю жизнь чувствовала, что отличается от других и постоянно боролась за построение отношений с семьёй, друзьями и бывшими партнёрами. Для окружающих она казалась отстраненной и непонятной. Она часто ощущала себя потеряной и старалась справиться с различными жизненными ситуациями просто игнорируя их, пытаясь ужиться с этими неприятными состояниями.

Сейчас Лиза в отношениях с партнёром, с которым вместе уже год и он очень её любит, но она продолжает вести борьбу за построение отношений и за возможность позволить партнеру узнать её. Когда Лизу что-то расстраивает, она часто использует еду, чтобы найти комфорт, как она это описывает еда успокаивает её "внутреннюю пустоту".


Лиза выросла с родителями, которые много работали, чтобы обеспечить троих детей. Лиза вспоминает, что бОльшую часть времени она была предоставлена сама себе, потому что её братья и сестры были значительно старше, а у родителей не хватало времени на детей. Родители считали, что за детьми нужно смотреть, но не слушать, и Лиза часто ощущала, что ей нельзя было выражать то, что она чувствовала.

Возможно, что-то знакомое слышится вам в истории Лизы? Вы не одиноки. Многие люди испытывают подобное. Концепция Эмоционального игнорирования в детстве (ЭИД) описывает, что происходит когда в детстве не случается очень важной вещи и как это влияет на качество взрослой жизнь.

Что же это такое Эмоциональное игнорирование в детстве (ЭИД)? Доктор Jonice Webb (2013) написал книгу об ЭИД (Webb, J. (2013). Running on empty: Overcome your Childhood Emotional Neglect.), в которой описал 12 различных родительских стилей воспитания, которые могут привести к тому, что эмоциональные потребности детей не будут удовлетворены и как ЭИД проявляется во взрослом возрасте.

В своей клинической практике я встречала много клиентов, которые говорили, что у них было "идеальное детство" или, как минимум, детство со множеством счастливых воспоминаний, но они, например, испытывают глубокое чувство одиночества, страх что их бросят, когда состоят в отношениях, беспричинную тревогу или сниженное настроение. ЭИД это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.


Как мы узнаем о своих чувствах?

Мы учимся им в детстве, когда родители слышат наши потребности, отражая их, отвечая на них, и этот процесс происходит постоянно, давая ребенку ощущение, что его чувства принимаются и они важны.

Эмоциональное игнорирование может выглядеть, например, так: родитель или другой значимый взрослый игнорирует ребёнка, когда тот расстроен или преуменьшает значимость переживаний ребёнка (классическое "не плачь тебе не больно" вместо эмпатичного "да, я понимаю, что тебе сейчас больно, мне очень жаль тебя" – прим. перев.). Когда родителю не удаётся установить границы, обеспечивающие безопасность, всегда отдавая преимущества потребностям другого ребёнка или своим собственным. Или когда родитель поглощен другими вещами и у него нет времени дать ребенку почувствовать важность эмоциональных переживаний.

Доктор Webb объясняет, что многие родители, которым не удаётся понять эмоциональные потребности своих детей, сами были отвергаемы родителями в своем детстве в аспекте эмоциональных переживаний и зачастую просто не знают и не умеют как помочь своему ребенку ориентироваться в мире эмоций.


Популярное на сайте: Механизм передачи травмы (прим.ред.)

Чувства очень важны для нас и умение понимать их принципиально для качества жизни. Чувства информируют нас, например, о том, что для нас важно, помогают избегать опасности и мотивируют к определённым поступкам.

Признаки ЭИД во взрослом возрасте

Доктор Webb описал перечень симптомов у взрослых, которые испытывали эмоциональное игнорирование в детстве. Вот некоторые из них:
  • Чувство пустоты ("Я не знаю кто я и какой смысл в моем существовании");
  • Страх быть зависимым ("Меня бросят или предадут, если я кому-то доверюсь");
  • Нереалистичная оценка себя – трудности с точным описанием себя;
  • Трудности с сочувствием себе, но много сочувствия другим;
  • Вина и стыд ("Я не хочу быть обузой другим ", "Мне стыдно за свои чувства");
  • Самообвинение (" У меня никогда ничего не получается нормально");
  • Чувство что собственное появление на свет это роковая ошибка ("внутренняя пустота ");
  • Трудности заботится о себе и других ("Забота о себе это эгоизм и потакание слабостям");
  • Проблемы с самодисциплиной (например, прокрастинация, трудности с доведением дела до конца );
  • Плохое понимание и распознавание эмоций ("Лучше вообще не думать об эмоциях и спрятать их подальше").
Как вы можете исправить последствия Эмоционального игнорирования в детстве?


Это возможно вылечит ЭИД. Первый шаг – осознать как неспособность родителей адекватно реагировать на ваши чувства в детстве повлияла на ваше сегодняшнее эмоциональное состояние и отношения с другими.

Например, в случае Лизы, описанном выше, ей нужно осознать, что чувство рассоединенности является результатом того, что её чувства не были услышаны и приняты родителями в её детстве. Если родитель отражает и аккуратно отвечает на эмоциональные потребности ребёнка, ребенок учится тому, что его/её чувства важны, а так же чувствует связь со своим родителем.

Когда любящий Лизу партнёр пытается установить с ней связь, ей нужно научиться принимать эту любовь и поддержку. Вместо того, чтобы отталкивать его в этот момент, она должна научиться принимать его и позволить ему подойти близко. Точно так же и в дружбе, Лизе необходимо научиться пускать людей в свою жизнь, чтобы не чувствовать себя в изоляции. Лизе нужно научиться слышать свои чувства и понимать, что именно они хотят ей сказать. Ей нужно научиться подводить итоги эмоциональных ситуаций – записать, что конкретно происходит в каждой из них. Она может это делать сама или с помощью терапевта.

Научиться понимать свои чувства со временем поможет Лизе снизить потребность поиска утешения в еде, когда она сталкивается с эмоционально трудными ситуациями. В таких случаях вместо того, чтобы обращаться за комфортом к еде, она сможет подумать что ещё ей может помочь – доверительный разговор с другом или партнёром, практика сочувствия к себе, медитация, дневник эмоций.

Читайте также: Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций (прим.ред.)

Финальные слова.

Это краткое введение в проблему ЭИД, которая коснулась очень многих. Преодолеть её реально, но это требует обязательного обучения распознаванию собственных эмоций и реальных действий, которых, возможно, вы избегали в прошлом, например, забота о себе и откровенный разговор о чувствах с тем, кому вы доверяете.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём