Что такое транс?
По роду своей профессиональной деятельности мне часто приходится разговаривать с людьми о гипнозе. Несмотря на то что мифы о нем постепенно уходят в прошлое, страх перед гипнозом и непонимание того, что представляет собой гипноз на самом деле, встречаются довольно часто.До того момента, как один из лучших психотерапевтов 20-го века, Милтон Эриксон, возродил гипноз для психотерапии, считалось, что человек входит в транс, подчиняясь воле гипнотизера. Теперь же общепризнанным является тот факт, что каждый нормальный человек каждый день, иногда по много раз входит в состояние транса спонтанно, и также спонтанно из него и выходит, и для этого не нужно никому подчиняться.
Например, вы читаете интересную книгу, но ваши глаза «не видят букв»: вместо этого, в голове у вас проплывают зрительные образы, связанные с тем, о чем вы читаете. Вы не можете вспомнить, как вели автомобиль, когда куда-либо на нем ехали. Находясь в обществе других людей, вы иногда замечаете, как какой-нибудь человек смотрит перед собой расфокусированным взглядом, и ничего вокруг не замечает. Если привлечь внимание такого человека и спросить его, о чем он думал, он чаще всего затруднится ответить на этот вопрос.
Реклама

Во всех этих случаях речь идет о людях, которые находились в состоянии повседневного житейского транса. Это и есть тот самый транс, в который человек входит и во время гипнотического сеанса. Таким образом, кроме сна и бодрствования существует еще и состояние транса, или, по-другому, измененное состояние сознания, которое является физиологическим, присущим человеку с нормальной психикой.
В чем же польза транса для психотерапии?
В настоящее время психология признает существование двух систем мышления: сознательной и бессознательной. На уровне сознания человек думает с помощью слов. При этом он внутри себя как бы проговаривает свои мысли в развернутом или свернутом виде. Во время такого «проговаривания» у человека происходят микросокращения речевой мускулатуры. Это явление называется внутренней речью.Сознательное мышление опирается на внутреннюю речь и законы логики, понятия, причинно-следственные связи. Бессознательное мышление «думает» с помощью образов и ощущений и опирается на ассоциации, а не на законы логики и здравого смысла.
Реклама
Возникновение тех или иных эмоциональных состояний тесно связано с бессознательным мышлением.
Когда человек входит в состояние транса, бессознательное мышление начинает преобладать и становится доступным для сотрудничества, направленного на решение проблем пациента. В эриксоновском гипнозе считается, что каждый человек обладает огромными ресурсами, позволяющими справиться со многими из его проблем. Эти ресурсы также связаны с бессознательным, и недоступны сознанию напрямую.
В процессе психотерапии врач не должен внушать пациенту свои способы решения проблем, потому что он и пациент – разные люди. Задача психотерапевта – помочь пациенту найти и активизировать собственные ресурсы и способы преодоления проблемы. И когда это получается, налицо бывает хороший результат.
Как выглядит сеанс эриксоновского гипноза?
Вы приходите на сеанс, садитесь в удобное кресло, закрываете глаза (а можете и не закрывать), и психотерапевт разговаривает с вами. Вам не нужно ему ничего отвечать, не нужно ничего делать, не нужно стараться, и даже не нужно очень внимательно его слушать. Постепенно вы погружаетесь в состояние транса.Реклама
Поскольку транс – это то состояние, в котором вы уже много раз бывали, погружение происходит легко, и вам, возможно, покажется, что не происходит ничего особенного. Состояние транса, как правило, сопровождается ощущениями телесного и психологического комфорта.
Во время сеанса у вас могут появляться зрительные образы, воспоминания о каких-то моментах прошлого. Вы можете слушать психотерапевта и вдруг обнаружить, что в своих мыслях оказались где-то очень далеко.
При этом вы не «отключаетесь», не теряете возможности двигаться, разговаривать, действовать, понимать.
Когда пациенты пытаются проанализировать, что говорит им психотерапевт во время сеанса, они часто бывают удивлены: кажется, что терапевт говорит о чем угодно, но только не об их проблеме. Так происходит потому, что у бессознательного, в отличие от сознания, свой язык. Бессознательное лучше понимает язык образов, символов, метафор, интонаций, жестов.
Мне вспоминается одна моя пациентка, у которой на психогенной почве поднималось артериальное давление. После трех сеансов, когда давление пришло в норму, она спросила, почему у нее «прошло давление», а я ей ничего об этом не говорил, а только рассказывал истории про птиц и рыб. В данном случае истории «про птиц и рыб» были метафорами, которые позволили ее бессознательному активизировать ресурсы, необходимые для разрешения ее проблемы.
Краткосрочность, достижение конкретного результата и глубина проработки проблемы
По данным научной литературы, психотерапевты, применяющие эриксоновский гипноз, тратят на психотерапию гораздо меньше времени, чем, например, представители психоанализа или когнитивно-поведенческой терапии. Следовательно, и пациент посещает меньшее количество сеансов и экономит свое время, а также во многих случаях быстрее получает желаемый результат.Реклама
В моей собственной практике количество сеансов варьировало в среднем от одного – двух, после чего пациент уходил довольный результатом, до 15 – 20 сеансов, как, например, с пациенткой, которая в течение 20 лет страдала от повторяющихся приступов панических атак и, в конце концов, благополучно от них избавилась.
Хотя, в некоторых случаях, мне тоже приходилось и приходится работать с пациентами по году и два. Что касается результатов, то в эриксоновском гипнозе результатом считается достижение вполне конкретных, запланированных пациентом изменений.
Так, если пациент обратился к психотерапевту по поводу фобии, конечным результатом должно стать отсутствие фобии. Если пациентка пришла на терапию в связи с тем, что у нее «не ладится личная жизнь» и она одна, результатом может быть развитие новых отношений с подходящим ей партнером.
Достаточно долго в психотерапии существовал миф, согласно которому гипноз является поверхностной формой терапии, и проблема или симптом, излеченные с помощью гипноза обязательно вернутся вновь. Этот миф был успешно развенчан Милтоном Эриксоном, работа которого и положила начало эриксоновскому гипнозу.
Согласно Эриксону и Росси, «наведение и поддерживание терапевтического транса обеспечивает определённое психологическое состояние, в котором пациент может реассоциировать и реорганизовать свой внутренний опыт, так, что результаты терапии в ходе внутреннего ресинтеза проявляются в его поведении». И, действительно, многие психотерапевты, последовавшие примеру Эриксона, подтверждают эффективность, глубину и результативность его подхода.