Факторы суицидального риска у детей и подростков

25 апреля 2018
4344


Автор: Светлана Емельянова, медицинский психолог.

"Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это
понять, мне хватает. Дело не в том, как
долго я буду жить, вопрос только – 
насколько красивой будет моя жизнь"

Из интервью певца Рэя Чарльза


Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников. По мнению многих авторов семейная дисфункция и трудности интерперсонального общения являются ведущими причинами суицидального поведения в детском и подростковом возрасте (Амбрумова А.Г., 1983; Шипицына JI.M. с соавт., 2000; Каубиш В.К., 2000; Положий Б.С., Лазебник А.И., 2002; Donald V., Dower J., Lucke J., Raphael В., 2001; Guertin T., 2001; Donald Metal., 2001; Schwartz R.C., Cohen B.N., 2001, Flannery D.J., 2001).


Суицидальное поведение у детей и подростков имеет определенные отличия от аналогичного поведения взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это "крик о помощи", демонстрация, иногда шантаж, и лишь в 10% случаев имеет место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство).

В отличие от взрослых, картина пресуицидального состояния у несовершеннолетних не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.

Неблагоприятные микросоциальные условия провоцировали отклонения в поведении, которые сначала носили характер адекватных реакций на тяжелую ситуацию и проявлялись в виде неспецифических возрастных реакций активного или пассивного протеста, отказа или имитации. Постепенно, в условиях той же микросреды, возникала склонность к повторению и закреплению этих реакций, то есть возникал этап аномально-личностного реагирования, отмечалось присоединение аффективных реакций.

В препубертатном периоде девиантные формы поведения (прогулы, пропуски уроков, курение, лживость) приводили к нарушению адаптации.

По данным ГНЦССП им. В.П. Сербского, мальчики совершают завершенные суициды в 4-5 раз чаще, чем девочки. В свою очередь, девочки в 3 раза чаще совершают суицидальные попытки.


Напряженность в межличностных отношениях в семье, учебном заведении, среди сверстников, а также с лицами противоположного пола приводили к возникновению конфликтных ситуаций. Стремление быстро избавиться от субъективно-сложных жизненных обстоятельств приводило подростков к шантажно-демонстративной суицидальной попытке. В ряде случаев наблюдались предшествующие однократные суицидальные попытки с аналогичным механизмом формирования. Отмечались высказывания окружающим о желании умереть, а также в ряде случаев совершались попытки на глазах других людей.

Можно отметить комплексное влияние различных воздействий. Проведенное нами исследование показывает преобладание неполной и деформированной семьи у обследованного контингента (65%). Гармоничный стиль воспитания наблюдался в среднем в 20% случаев. Преобладают аномальные типы воспитания и среди них такие, как: гипоопека (30%), гиперопека (10%) и воспитание в противоречивых условиях (12%).

Относительно благополучные условия микросоциума в целом в исследованиях встречались у 33% детей и подростков. В 60% случаев характеристиками жизни обследованных детей и подростков являлись такие неблагоприятные условия жизни, как алкоголизация родителей, атмосфера частых семейных скандалов и материальные трудности, а также их сочетания. Семейные скандалы, пьянство родителей и трудное материальное положение сочетались в семьях детей и подростков с формирующимися у них психопатиями, патохарактерологическими расстройствами и расстройствами поведения органической этиологии (52%).


Основной разновидностью суицидогенного конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (55,0%). В большинстве случаев эта причина была главной, в остальных же она служила фоном, на котором другие причины приобретали особую значимость и становились суицидогенными.

Обобщая данные о роли конституционально-биологического фактора можно отметить, что в целом среди детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, достоверно преобладали лица женского пола.

Отмечаются высокие показатели наследственной отягощенности по алкоголизму и аномальным личностным чертам.

Обобщая воздействие и вклад социально-психологического фактора, можно сделать вывод, что имела место совокупность неблагоприятно действовавших микросоциальных условий, таких как деформированное микросоциальное окружение, аномальные типы воспитания, атмосфера семейных скандалов, пьянство родителей и материальные затруднения в семье, которые способствовали формированию пограничных расстройств, определяли причину реализации суицидальной попытки у обследованного контингента пациентов. Каждая выделенная клиническая группа характеризовалась определенной предпочтительностью психогенных факторов микросоциального окружения и связанными с ними мотивационными установками.


Из различных составляющих конституционально-биологического фактора на формирование пограничных нервно-психических расстройств и реализацию суицидальной попытки у детей и подростков оказывали наибольшее влияние женский пол, пубертатный возраст, аномальные личностные черты и алкоголизм у близких родственников, а также акцентуированные черты личности в преморбиде у самих детей и подростков, представленные в большинстве случаев истерическим личностным радикалом.

Список литературы:

Амбрумова А.Г Личностные психологические и психопатологические факторы суицида //Акт. вопросы соц. психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств. -М., 1985. -С. 93-95.
Амбрумова А.Г. О некоторых особенностях суицидального поведения у детей и подростков // Ж. неврол. и психиатрии. -1983. -Т. 83. Вып. 10.- С. 1544-1547.
Личко А.Е Лечение и профилактика патологических нарушений поведения у подростков //Съезд психиатров соц. стран. -М., 1987. -С. 367-371.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Стеценко Н. В. Мотивы суицидального поведения у подростков //Российский психиатрический журнал. – 2000. -Вып. 5. – С. 40-44.\

Источник

Метки: Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём