Гештальт – это культ чувств?


Введение. Однажды в кулуарах.

Как-то, общаясь с одним интересным и образованным человеком, представляющим иное психологическое направление (не гештальт) – к своему удивлению столкнулась с распространенным (я не знала, что настолько) заблуждением.

Звучала фраза приблизительно так: "Мы, конечно, с гештальтом не идем в разных направлениях, но в некоторых вопросах сильно расходимся. Например, мы считаем, что эмоциями и чувствами нужно управлять и контролировать их, а вы, гештальтисты, считаете, что это вредно, опасно да и невозможно! У вас вообще культ чувств!"

Что вы, что вы, уважаемый! Это вам начинающие какие-то энтузиасты от гештальта попались. Я вижу это совсем иначе.

Часть 1. Ощущения. Эмоции. Чувства. Они существуют.

Новорожденный ребенок что-то ощущает. Много разного. От одного – приятно, от другого – нет. К первому он тянется, от второго сбегает или старается уклониться. Пока его возможности совсем ничтожны, он может только потянуться к соску. Даже откатиться сам от грязной пеленки не может. Нужна мама, которая поймет – что ему нужно и предложит это.
Реклама

Развивается ребенок, растут и его возможности в чувствовании этого мира.

Итак, есть ощущения (тело реагирует так: например, урчит в животе) и эмоции (отражаются на лице, в движениях, звуках: например, ребенок морщится, ворочается, кряхтит). Эмоции – это наблюдаемое отражение внутренних или внешних действий, совершаемых для избавления от неприятных ощущений, их отреагирования или проживания.

Если ребенок растет не в родной ему среде обитания, – так называемый "маугли" – то чувств у него не появится. По сути, любое чувство – это называние своего состояния (оно складывается из телесных ощущений от контакта с миром и с самим собой, плюс – от отношения ко всему этому), а для этого требуется владеть речью.

Научить сочетать свои ощущения и представления о своем состоянии со словами должны помочь ближайшие взрослые, принимающие участие в жизни ребенка. Обычно, это хорошая, достаточно чувствительная мама. Она придает смысл состоянию, обучает ребенка понимать – что с ним, описывая собственные переживания словами:

– Ты сердишься, ты испугался, ты устал, ты голоден и т.п.

Если этого не сделать, то ребенку, а потом и взрослому, будет сложнее научиться описывать и называть свои чувства словами.

С ощущениями, эмоциями и чувствами немного разобрались, идем дальше.

Часть 2. Чувства существуют. Надо ли их выражать?

Зачем в гештальт-терапии мы предлагаем выражать чувства? Чтобы отреагировать и исцелиться? Чтобы не заболеть чем-нибудь ужасным психосоматичесчким? Чтобы "прожить и отпустить"? Чушь. Всем два.

Выразить – движением, жестом, интонацией, мимикой, словами и т.п. – гештальт-терапевт просит лишь для того, чтобы усилить само переживание. Этот инструмент требуется только в том случае, когда чувство не осознается или осознается очень слабо.

Если клиент называет чувство, но оно не сопровождается никакими эмоциями, никакими ощущениями, телесными реакциями – надо проверить – оно ли? Просим сыграть, показать это чувство – чтобы человек изнутри его "проверил" на достоверность.

Если история вызывает у терапевта чувства, а у клиента нет – опять же, различные техники усиления помогут различить его.

Если клиент "подает" чувство, как незначительное, но у терапевта есть в этом причины усомниться. "Немного злюсь" – так что желваки побелели, "слегка обижен" – аж не дышит и т.п. Тоже поможет ослабление контроля через различные эксперименты, которые со стороны могут показаться "выражением чувств".

Если клиент никогда не выражал, скажем, любовь, и сейчас просто боится – вдруг он ею кого-нибудь задушит, ему нужна помощь в том, чтобы попробовать.

Или напуган когда-то собственной давнишней вспышкой злости, и с тех пор привык к мысли, что в гневе он чудовищен. А надо бы проверить. Как правило, в гневе это милые зайки, выросшие рядом ну с очень пугливыми мамами.

Или обнаруживает желание в контакте с другим человеком прожить что-то, а с реальным объектом чувств это невозможно по разным причинам. Тогда это в определенной форме возможно прожить рядом с терапевтом.

Итого: мы выражаем чувства в кабинете гештальт-терапевта, чтобы их лучше осознать и, – реже, – прожить. Если чувство осознано, проживать его можно экологичными способами, не вопя и не бегая по лесу с топором. Через наблюдение за своим состоянием в текущем моменте. Наблюдая, как появляются мысли, ощущения, чувства, и как они исчезают без следа, если не раскручивать их, фантазируя про прошлое или будущее, а лишь позволяя им (переживаниям) быть.

Часть 3. Зачем осознавать свои чувства?

Зачем гештальт-терапевту нужно знать о чувствах клиента я уже писала не раз. Это, по сути, инструмент измерения реальности клиента.

И у вас такое бывало, наверное, – друг говорит: "У меня родился третий ребенок" или "Я развелся". А вы ему: "Тебя поздравлять или сочувствовать?" Шутка – шуткой, но, по сути, это вопрос к реальности другого человека: как ты относишься к этому факту в данный момент?

Зачем самому человеку знать о собственных чувствах и чем чревато их незнание? "Всего лишь" неосознанностью своих действий, бездействий, желаний и мотиваций.

– Ты позвонил маме?
– А, нет, забыл. Завтра.

– Ты подготовил доклад?
– Ай, нет. Лень. Потом сделаю.

– Ты вывесил объявления о поиске работы?
– Почти… Я уже начал его писать.

– Ты наорал на дочку? За что?
– Да, знаешь, сорвался из-за чего-то. Устал, наверное.

Из-за чего это все – забыл, лень, не сделал, сорвался?

Сознанием фиксируется только А – событие, D – действие в ответ на событие. Что происходит между ними? Что в черном ящике? Там В и С.

В – интерпретация события. С – чувство в ответ на эту интерпретацию. Не на событие! На интерпретацию.

Пример.

А (событие) – Она не сняла трубку.
D (действие) – Он звонил раз 20, пока она ее сняла.
Что в черном ящике?
В (интерпретация) – мысль "она с кем-то другим".
С (чувство) – ревность и тревога, страх быть брошенным.

То есть последовательно цепочка выглядит так:

Не сняла – "она с другим" – ревность и тревога – 20 звонков.

Если этого абстрактного человека остановить в процессе названивания возлюбленной и спросить: "Нахрена? Зачем ты звонишь?" Он ответит: "Она не снимает трубку!"

То есть – для него будет очевидно, что этого достаточно. Что причина именно в неснятой трубке, а не в том, какие причины этого события он себе уже вообразил. Он не осознает, что с ним происходит – как в мыслях, так и в чувствах. Единственное, что обычно в такой ситуации могут выделить люди специально не обученные – это раздражение, возникающее из-за невозможности немедленно избавиться от дискомфорта. И подлинный (осознанный) ответ был бы таким: "Я названиваю ей, так как это сейчас единственный доступный для меня способ справляться с моей тревогой, моей ревностью и моими фантазиями о том, где она и с кем".

Обратите внимание, что первый ответ не дает никаких шансов к изменению действия (D). Проверочный вопрос: и что ты хочешь? "Хочу, чтобы она сняла трубку – любой ценой!"

А второй дает. И что же ты хочешь? "Хочу перестать фантазировать, хочу найти другой способ". И тут есть шанс к изменению действий. Вместо названивания. Во-первых, можно обратить внимание, – есть ли основания для фантазий и реалистичен ли повод для тревоги, и, во-вторых, поискать более эффективный способ справляться со своим состоянием.

Итого: для точной диагностики своего состояния – с целью последующего изменения обственного поведения – полезно осознавать свои мысли, фантазии, интерпретации) и чувства, которыми они сопровождаются.

Часть 4. Чувства: возможны ли контроль и управление?

Нужно ли выражать чувства все, которые пришли, сразу, как только пришли, и в той форме, в которой пришли? Это как если бы меня спросили, стоит ли выделять мочу или кал (прошу прощения за прямоту) сразу, как только приспичило! Конечно, нет! В этом – контроль.

Можем ли мы управлять чувствами? Мы не можем отменить чувство, которое возникло. Мы не отвечаем за те чувства, которые появятся у другого в ответ на наши слова. Но мы отвечаем за ту форму, в которой решили сообщить о своих чувствах собеседнику, и можем – даже должны – сознательно выбрать ее. Чувства нуждаются в осмыслении и осмысленном принятии решения – как, когда, кому, в каком виде и зачем вы будете их выражать. Чем более разрушительно, ядовито, токсично, интенсивно переживаемое вами чувство, тем больше необходимость донести его до "туалета" (выдохнуть, осознать – в одиночестве или рядом с тем, кто поддержит осознавание, а не накручивание), а потом уже решать – надо ли его кому-то предъявлять и как.

В этом и состоит управление ими.

Часть 5. Чувства в контакте.

Когда о своих чувствах нужно информировать собеседника?

Во-первых, когда вы с ним хотите близких, открытых отношений.

Во-вторых, когда вы их осознали и нашли подходящую форму для их предъявления.

В-третьих, когда вы знаете, зачем вы это делаете – говорите о своих чувствах, – и готовы об этом тоже прямо сообщить собеседнику.

В-четвертых, когда есть шанс быть услышанным.

"Я тебя люблю и хочу с тобой встречаться". "Я на тебя обижаюсь и требую, чтобы ты больше проводил времени с ребенком". "Я смущаюсь и прошу, чтобы ты не торопил меня".

Это не само по себе "выражение чувств". Это информирование (особенно ценно, когда искреннее) собеседника о вашем состоянии и чем оно для него чревато. Иначе – голая манипуляция. "Я на тебя злюсь. Делай с этим что хочешь".

Итого. Чувства – необходимая часть нашей внутренней жизни. И, как и другие ее части, требует бережного обращения. Как внутри, так и снаружи! Считать ли это культом чувств? Я бы сказала, что это больше похоже на культ осознанности собственного внутреннего мир во всех его проявлениях.

А вы как думаете?

Метки: Гештальт-терапия, Чувства,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём