Интерперсональный психоанализ

27 августа 2018
5592


Автор: Светлана Джексон, интерперсональный псиохоаналитик.

Если бы основные подходы в терапии были бы кремом, то самым вкусным для меня оказался бы психоанализ. Психоанализ – орешек эмоций, погруженный в кокосовую стружку логики. Он не вместо тысячи слов, ему нужен десяток точных и верных. Тех, что способны объяснить, что творится внутри.

Оказывается, психоанализ тоже бывает разным. И можно бесконечно уважать Фрейда, но работать без кушетки. Можно зачитываться Гринсоном, и активно участвовать в беседе с клиентом. И это интерперсональный психоанализ, впервые о котором я узнала от института The William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychoanalysis & Psychology (Нью-Йорк), ежегодно набирающего русскоговорящих студентов на двухгодичную онлайн программу. 
Реклама

Основоположником интерперсонального психоанализа является Гарри Стэк Салливан. А вместе с ним Шандор Ференци, Клара Томпсон, Эрих Фромм, Фрида Фромм-Райхманн и Карен Хорни.

"Акцент на культуральных и экономических факторах является большим прорывом от фрейдистской традиции, в которой патология и развитие личности рассматривались как предопределенные превратностями влечений и их разрядки. Принимая во внимание значимость фигуры Фрейда в ранние годы психоанализа, то, что интерперсоналисты осмелились отвергнуть теорию влечений, универсальность эдипова комплекса, зависть к пенису и другие центральные для фрейдистской теории концепты, являлось значимым событием" [Дэйл Х. Ортмайер, "История основателей интерперсонального психоанализа", перевод из учебных материалов института Уайта]

Ключевой особенностью интерперсонального психоанализа является методика подробного расспроса. Это не просто клиническое интервью, как медицинское сканирование, которое позволяет поставить диагноз, концептуализировать случай клиента и составить план маршрута. Для Салливана это был процесс, который позволял исследовать, кем были его пациенты, и как они стали теми, кем были.

"Исследование Салливана это не "сбор истории". Терапевт участвует наравне с пациентом и создает новый важный опыт. Это опыт психологически значимой встречи пациента со своей жизнью" [Руководство по интерперсональному психоанализу. Алан Купер, глава 30, "Подробный расспрос", перевод из учебных материалов института Уайта].

Подробный расспрос несет в себе ещё одну важную функцию: он позволяет переключить внимание клиента с его недостатков и симптомов на то, каким образом отношения, в которых он участвует, влияют на его реакции. 

Из этих повседневных клиентских историй, аналитик может получать много информации о том, как клиент взаимодействует с собой и миром, и на основании этого выстраивать атмосферу сотрудничества. Клиент может избегать описания каких-то ситуаций, и в этом случае, главное к чему может привести этот союз аналитика и клиента – появление любопытства. Разжигание и поддержание любопытства к себе у клиента – то, что двигает этот локомотив аналитической работы. Купер пишет об этом скорее, как о психологическом романе с описаниями структуры характера, мотивов и целей пациента, чем об учебнике по психиатрии. 

Кроме этого, есть еще один отличительный момент. Интерперсоналисты стали по-другому смотреть на сам концепт аналитика, как объективного наблюдателя, который "трансформировался в признание в аналитике субъективного, участвующего наблюдателя, далее наблюдающего участника и, некоторое время назад, равноправного законодателя" [Ирвин Хирш, "Интерперсональная традиция: истоки психоаналитической субъективности", перевод из учебных материалов института Уайта]. 

Интерперсоналисты настаивают на субъективном и уникальном присутствии аналитика, и в этом есть смысл. Ведь невозможно быть только зеркалом: у тебя своя рама, свои искажения и бугристости стекла, свет, под которым передаешь отражение. Хайзенберг настаивал, что присутствие экспериментатора непременно влияет на ход эксперимента. Тогда откуда эта иллюзия, что можно только отражать? Словно прийти на праздник, сесть в угол и отвечать на все приглашения "я не танцую". Нет, милочка, вы уже танцуете, сидя в этом углу. 

В терапию клиенты приходят не за подходом, а приходят за личностью. Именно человек со своими особенностями, реакциями, эмоциями и принятием делает свое дело и способствует изменениям. Поэтому клиент получает новый опыт взаимодействия, которого не имел раньше и сейчас получить не с кем. Он не только горюет о своих травмах, но прямо в эту минуту ощущает новый уровень отношений. И пробует ощущать себя по-новому. 

Интерперсоналисты смотрят по-другому не только на аналитика, но и на клиента: они не ставят себя выше него. Они такие же, только немного другой уровень мастерства, они сотрудничают, а не учат. Этакий гуманизм в психоанализе. "Выражение "жизненные трудности", используемое Салливаном, глубоко отражает его видение пациентов. Он не считает, что пациенты отличаются от других людей, даже от терапевтов. Клинический диалог ведется между равными; позиция терапевта отличается только более высоким уровнем мастерства, при помощи которого он помогает пациентам прояснить происходящие с ними трудности и понять себя" [Дэйл Х. Ортмайер, "История основателей интерперсонального психоанализа", перевод из учебных материалов института Уайта].

В интерперсональной традиции уделяется большое внимание тому, что происходит между аналитиком и клиентом в настоящем времени и как они друг на друга влияют. Ощущения аналитика в связи с тем, что с ним проделывает пациент, с большой вероятностью отражают то, как складывается взаимодействие клиента с другими людьми в его жизни. А также, как сам клиент реагирует на взаимодействие с аналитиком, какой пласт осознаваемых и неосознаваемых эмоций у него возникает. Клиент переживает амбивалетные чувства по отношению к аналитику, работа с которыми возможна как раз в той самой атмосфере сотрудничества. И в моем понимании способность аналитика справляться с агрессией клиента лежит как раз в его живости, способности участвовать в процессе и быть ему открытым. 

Интерперсональный психоанализ как интегративный подход вбирает в себя лучшее из других психотерапевтических школ. Не отстраненность и авторитарность, а эмпатия и интроспекция. Не попытки отмолчаться, а активное участие в беседе. Все это делает интерперсональный психоанализ живым процессом, направленным одновременно в здесь-и-сейчас, на происходящее между нами в этой комнате, и в там-и-тогда на застывшие переживания. 

Метки: Психоанализ,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём