Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16 мая 2019
9193

Юлия Лапина

Клинический психолог

Автор: Peg Streep

Перевод – Юлия Лапина.

Как выйти и замкнутого круга и двигаться дальше

Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным.

Нет. Это слово – отпустить. Одно слово, девять букв и огромная важность в нём, потому что оно противоречит популярному мнению, которое гласит, что терпение и труд все перетрут, главное стараться и все получится. Что действительно сложно – это как раз выйти из ситуации и отпустить её. Почему? Причины одновременно и сложны, и просты.

Мы более склонны оставаться на месте, нежели двигаться вперед, потому что мы предпочитаем стабильность – даже если она мучительная и болезненная – потому что нам кажется, что неизвестное может быть ещё хуже. Люди известные мастера по избеганию риска – именно за доказательства этого Daniel Kahneman получил Нобелевскую премию – у нас, у людей, весь мозг заточен под то, чтобы застревать, а не отпускать. Самый сильный мотиватор для нас – это периодическое подкрепление – то есть когда нам удается лишь иногда получать желаемое, а не когда что-то у нас есть все время или этого просто нет. Это особенно актуально, если мы испытываем голод по любви, одобрению и поддержке. Случайная капля удовлетворения одной из этих потребностей – или даже мимолетное затишье в бесконечном потоке критики – будет иметь эффект как пять изысканных блюд для голодного человека.

К тому же, мы имеем склонность смотреть на поражение сквозь розовые очки, воспринимать его как "почти победу"; именно этот эффект удерживает людей у игровых автоматов, когда до выигрышной комбинации не хватило всего лишь одной цифры и в более позитивном ключе притягивает в игре в гольф. Возвращаясь к семейной теме, этот крючок работает, когда, возможно, ваша мать вдруг выразила интерес к тому, чем вы занимаетесь, или ваша сестра сделала вам комплимент – вы наполняетесь надеждой и появляется ощущение, что победа близка, она почти у вас в руках: "Она поняла, как ошибалась по отношению ко мне", "Мама наконец-то увидела, какая я", "Может быть наконец-то уже вся эта безумная чушь закончится, и моя семья будет нормальной". Не стоит забывать и о таком паттерне нашего мозга как руминация, именно это его свойство заставляет нас обдумывать снова и снова в своей голове произошедшие болезненные ситуации и контакты с другими людьми, мы обдумываем их снова и снова, проигрывая возможные сценарии, думаем, что и как надо было бы тогда сказать, а не двигаемся вперед.

Что точно не является "отпусканием"

Отпустить вовсе не значит, что прошлого никогда не было, что вас не ранили и не причиняли боль или что ваш родитель не несет ответственности за свои жестокие действия.

Отпустить означает научиться различать способы мышления, которые вы должны отпустить, и эмоции, которые нужно отбросить в сторону, потому что они заставляют вас застревать на одном и том же, а также обрести способы мышления и чувства, которые помогут вам двигаться вперед и исцелиться.

Отпускание, о котором я говорю ещё называется "уход от цели". Это не что-то, что можно сделать разом, как образ который приходит в голову, когда слышишь слово "отпустить" – скорее всего представляется веревка, свободно падающая из разжатой ладони или воздушный шарик, улетающий в небо или как что-то выскальзывает из вашей руки и падает с ударом на землю – но на самом деле, отпускание довольно сложный и длительный процесс.

Уход от цели

На самом деле процесс состоит из четырех важных шагов: отпустить паттерны мышления, которые приводят к застреванию в ситуации (когнитивный уход); научиться справляться с эмоциями, которые возникают при попытке вырваться из замкнутого круга (аффективный уход); отказаться от предыдущей цели (мотивационный уход) и составление планов действий по достижению новой цели (поведенческий уход).

Каждый из четырех шагов требует немного разных навыков: когнитивный уход требует, чтобы вы перестали думать, почему вы не достигли поставленной цели и переживать и/или заниматься руминацией, прекратить обыгрывать в голове сценарии на тему "а что если…", которые только убеждают вас в идее, что после всего пройденного и вложенного нельзя сдаваться.

Аффективный уход требует, чтобы вы умели справляться со всеми теми эмоциями, которые возникают, когда вам не удается достигнуть поставленной цели, это включает в себя чувство вины, чувство поражения или самообвинения.

Мотивационный уход требует прекращения обдумывания старой цели и начала планирования новой, включая ответы на вопросы куда вы хотите сейчас направить свои усилия и что вы хотите попробовать.

Поведенческий уход требует разработки конкретных шагов и действий по изменению своего будущего.

Как это применимо к токсичному детству

Если это все звучит слишком абстрактно, то давайте перейдем к конкретным примерам, как все это можно применять в случае токсичного детства.

Я расскажу в общих чертах то, что уже говорила в многочисленных интервью после выхода моей книги "Детокс для дочери".

В вашем детстве вас не любили, не замечали, унижали, вы были объектом постоянной критики и, возможно, козлом отпущения. Вы делали все возможное, чтобы защитить себя или, возможно, старались максимально угодить другим, в любом случае, вы делали что могли, до тех пор, пока не повзрослели и не начали свою самостоятельную взрослую жизнь.

С этого момента вы стали принимать свои собственные решения где жить, с кем дружить, как поддерживать себя и партнеров, а также, что делать с вашей родительской семьей. Большинство нелюбимых дочерей, испытывая облегчения от факта освобождения от прямого материнского контроля, не меняют сложившиеся паттерны отношений, а лишь пытаются справиться с их последствиями. И наступает момент, когда их усилия терпят неудачу – их все так же ранит взаимодействие с родителем(-ми), возможно, и с братьями и сестрами, они не могут справиться с эмоциями, возникающими в результате этого взаимодействия, чувствуют, что не контролируют свое состояние, а их просто уносит волной эмоций, не могут установить здоровые границы – тогда они и понимают, что ходят по замкнутому кругу и им необходимо из этого круга уйти и найти новые способы взаимодействия с семьей.

Когнитивный уход достаточно труден, потому что социальные стереотипы о семье гласят ровно обратное ("Она же твоя мать!", "У всех проблемы в семье", "Ты, похоже, неплохой человек, значит все не так плохо"), а так как нелюбимая дочь имеет тенденцию не доверять своим суждениям, после долгих лет внушения ей собственной незначимости, то она склонна сомневаться и колебаться ("Может она права, я слишком чувствительная", "она сделала все что могла, может я и правда много хочу").

Аффективный уход сложен, потому что прошлая боль, которая влечет за собой спектр самых разных эмоций от горя до ярости, а также, чувство вины, стыда и ощущение предательства, и все это возникает даже при попытке гипотетически рассмотреть, как можно иначе взаимодействовать с семьей. А также страх, что они правы в отношении вас, а вы ошибаетесь во всем. Добавьте к этому тот факт, что люди, не получившие в детстве должного внимания к своим потребностям (в том числе и эмоциональным), так или иначе имеют проблемы с регуляцией эмоций и тогда станет понятно, почему эта часть процесса отпускания такая сложная.

Мотивационный уход сложен из-за проблемы, которую я называю "центральный конфликт". Суть его в противоречии между понимаем необходимости выстроить иные отношения с матерью и продолжающейся потребностью в материнской любви и поддержке, а главное – надежде, что её можно всё же добиться. И такой конфликт надежно удерживает дочь от изменений.

И пока продолжается этот центральный конфликт, невозможно активно действовать, таким образом, этап поведенческого ухода – постановка новых конкретных целей для своей жизни и отношений – не происходит.

Маленькие шаги, чтобы отпустить

Если вы чувствуете, что застряли, то вот стратегии, которые могут помочь вырваться из ловушки. Конечно, работа с талантливым терапевтом лучший вариант, но некоторые вещи вы можете сделать для себя сами.

1. Осознайте, что это не ваша вина.

Самообвинение, которое ощущается как базовая настройка мышления, заставляет вас молчать и думать, что в вас есть какой-то "дефект", которые если исправить, то тогда все и наладится. Осознание того, что вы не виноваты влечет за собой и осознание того, что вы не можете исправить проблему лишь самостоятельно – родитель(-ли) должен(-ны) работать над проблемой вместе с вами.

2. На считайте насилие нормой.

Дети считают нормой то поведение, которое демонстрируют их родители и нередко продолжают думать так же и во взрослом возрасте. Не привыкайте и не оправдывайте словестные оскорбления; отмечайте их и реагируйте спокойно и прямо. У вас есть право устанавливать правила как можно, а как нельзя с вами обращаться, в том числе и по отношению к родителям или/и родственникам.

3. Устанавливайте границы.

Вам необходимо эмоциональное пространство, чтобы справляться с отношениями. И делайте для его организации все, что вам нужно – будь это отказ от контакта или его ограничение.

4. Создайте свой собственный набор эмоциональных инструментов.

Постарайтесь идентифицировать свои эмоции детально, насколько это возможно – это важная часть эмоционального интеллекта – и посмотрите, удается ли проследить источник ваших чувств, особенно когда вы думаете об отношениях с матерью и другими членами семьи. Работайте над тем, чтобы, например, отделить вину от стыда, а также учитесь видеть как рождаются негативные чувства по отношению к себе, почему вы ощущаете себя человеком заслуживающим плохого отношения и незаслуживающим любви.

5. Научитесь справляться со своими мыслями.

Руминации и тревога могут застопорить вас. Исследования Daniel Wegner о навязчивых мыслях демонстрируют, что попытки подавить их, приводят лишь к их большей интенсивности, поэтому нужно использовать другие стратегии. Одна из них, которую предлагает сам Daniel, это выделить себе для беспокойства специальное время; другой вариант – это разрешить себе дискутировать с этими навязчивыми мыслям и продумать шаги, что вы будете делать, если все пойдет по худшему из обдумываемых ваши сценариев и понять, что вы справитесь при любом раскладе.

Отпустить – это очень трудно, но возможно.

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
2842
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
1239
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
1486
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

Метки: Воспитание, Тревожность, Детско-родительские отношения,

Арт-терапия и наши истинные желания

Арт-терапия и наши истинные желания

06.05.2019
1166
Мы склонны формировать желания, не прислушиваясь к себе, не погружаясь в себя и не понимая, чего мы хотим на самом деле. То, что в идеале должно исходить из сердца, мы черпаем извне: из общества, социальных сетей, коллег, журналов, рекламы.

Метки: Арт-терапия, Методики и упражнения, Переводы,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
5834
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

На медленном огне

На медленном огне

03.04.2019
6677
Психотерапевт Анастасия Рубцова: "Нет ничего нормальнее и естественнее родительского выгорания. Но почему "это происходит со мной" и что с этим делать?"

Метки: Материнство, Выгорание,

Нарциссичная мать и травма отвержения

Нарциссичная мать и травма отвержения

20.03.2019
21300
Психолог Елена Буркова: "Вырастая в семье с нарциссичными родителями, ребёнок может приобрести ярко выраженные нарциссические черты характера с оттенком садизма или мазохизма".

Метки: Материнство, Нарциссизм, Отвержение,

Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15244
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18022
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".

Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда

09.01.2019
23778
Общественное мнение уверенно – если отношения мать-дочь зашли в тупик, то надо внимательнее присмотреться именно к дочери. Культурные мифы о материнстве – будто бы все женщины источник любви для своих детей, что материнство – инстинкт и что все матери любят своих детей безусловно – и формируют отношение людей к дочери, которая либо полностью прервала общение с матерью, либо поддерживает минимальный контакт и это очевидно не только близким, но и малознакомым людям.

Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
13022
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
14206
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24347
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
24460
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

07.10.2018
26866
Позволю себе опровергнуть солдатскую мудрость. Снаряд в одну воронку все же падает, и траекторию жизни просчитать невозможно в отличие от траектории снаряда. И, если в один миг мир перестает существовать, необходимо найти силы делать маленькие шаги, просто через не могу карабкаться из страшных ям судьбы. Любовь к жизни и маленькая девочка, которую я отрицала, помогли мне закрыть том замечательной жизни длиной в 45 лет, и начать писать новый.

Метки: Материнство, Женщины, Личный опыт,

Читать по теме:

|
Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

17.02.2019
1417
Я часто слышу вопросы и сомнения родителей детей, у которых умер кто-то из близких. Они спрашивают, особенно если их дети дошкольного возраста, нужно ли говорить ребенку о смерти значимого взрослого? Этот непростой вопрос... В наших фантазиях нам кажется, что известие о смерти может просто разрушить "хрупкий" мир наших детей. Но так ли это? Мой личный опыт, как психолога, и взгляд известных мировых психотерапевтов говорит об обратном.

Метки: Воспитание, Горевание,

"Хочу исчезнуть", "хочу чтобы меня не было". Откуда у ребёнка в 11 лет мысли о суициде?

"Хочу исчезнуть", "хочу чтобы меня не было". Откуда у ребёнка в 11 лет мысли о суициде?

10.01.2019
2316
Родители всё чаще не терпят у детей злости или раздражения. Таким родителям кажется, что если их малыш топает ногами и кричит, то это что-то страшное и следует это пресекать на корню. А ведь это нормальные эмоции. Важно научить ребёнка выражать эти эмоции в социально приемлемый способ, а не доводить до того, чтобы ребёнок сидел тихонько и вообще не злился. Ведь потом ребёнок пойдёт в школу, а там не получится избежать трудных ситуаций.

Метки: Подростковый суицид, Переводы,

Мать и дочь. Кто кого?

Мать и дочь. Кто кого?

12.11.2018
1333
Развитие всегда предполагает конкуренцию. Через конфликт мы преображаемся. В разногласиях всегда скрываются новые возможности. Борьба в близких отношениях, если она есть, говорит о некой самодостаточности ее участников.

Метки: Материнство,

Кризис трех лет

Кризис трех лет

11.11.2018
1558
Как пережить кризис трех лет с минимальными потерями нервных клеток.

Метки: Воспитание, Психологический кризис,

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

22.10.2018
1367
Хочу немножко рассказать вам про отлучки. Это очень важный момент во взаимодействии с ребенком, а вопросов он вызывает очень много.

Метки: Воспитание, Материнство,

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19.10.2018
1070
В данной статье речь пойдет о детских страхах, и о том как с ними справиться при помощи арт-терапии.

Метки: Воспитание, Арт-терапия,

Нужно ли стыдить ребенка?

Нужно ли стыдить ребенка?

15.10.2018
352
Надо ли ребенку объяснять, что он плохо поступил? Надо ли наказывать, чтобы он больше не повторял такой плохой поступок?

Метки: Воспитание, Стыд,

Зачем маме заботиться о себе?

Зачем маме заботиться о себе?

09.10.2018
987
"Если кто-то взялся бы изучать воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя".

Метки: Материнство, Ресурсы ,

Дети и смерть домашнего животного

Дети и смерть домашнего животного

08.10.2018
1266
Как пережить потерю домашнего питомца

Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,

Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
862
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
587
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

30.09.2018
1580
Ребенок рождается в мире с определенными законами. И мамина задача – вводить ребенка в мир, показывая эти законы и обучая жить по ним. Не на словах обучая, не читая нотации, а просто показывая их своим отношением к ребёнку, к другим, к жизни. Да, в жизни есть принятие, есть доверие, есть любовь, есть свобода и огромное количество возможностей. А еще есть ограничения. Их много. Мы должны знать их и решать, как с ними обходиться.

Метки: Воспитание, Материнство, Границы,

А ваш ребенок действует назло?

А ваш ребенок действует назло?

28.09.2018
1179
Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек.. Никогда дети не делают ничего назло.....

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
1524
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.

Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

25.09.2018
1367
Уговорами и объяснениями мамы пытаются добиться от своих детей послушания. Но, конечно, не добиваются. Почему конечно? Потому что эти методы совершенно не действуют на маленьких детей. В итоге мамы испытывают бессилие, злятся (и на себя, и на детей) и все это не самым лучшим образом сказывается на их взаимоотношениях. Я постараюсь объяснить, почему это не работает, и что же вместо этого можно делать. Чтобы сделать эту информацию максимально понятной, буду все сильно упрощать.

Метки: Воспитание,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём