Как говорить с ребенком о терактах?

30 июня 2016
2897


  Ольга Маховская
  Психолог-исследователь, к.н., автор бестселлеров — «Как спокойно говорить с  ребенком, чтобы он потом вам дал спокойно   жить», «Думай как ребенок.  Поступай как взрослый», «Американские дети играют с удовольствием, французские по   правилам, русские — до победы». 

11 правил и одно исключение

То и дело слышу от молодых мам: «А мой играет в террориста, ему нравится, когда все взрывается! Это же пройдет, поумнеет, разберется?»

Вообще-то идентификация с террористом — Стокгольмский синдром, объяснить, конечно, такое поведение можно, но принять как норму трудно, потому что пройдет время, и никто не поумнеет.


играет в террориста.jpg

Представление о том, что такое хорошо, что такое плохо, закладывается рано. Плохие герои — Дракон, который держит всех в страхе, Баба Яга, которая любит покататься на косточках съеденных ею детей, Волк (этот вообще загрызет кого угодно, голод не тетка)... Террористы в этом ряду.

Террорист — это бандит, который следит, когда народ собирается вместе, на вокзалах, на концертах, в домах, чтобы взорвать как можно больше людей. Дети 4-6 лет понимают такой простой сюжет. Но в сюжете про террориста должен быть и антигерой, спасатель, сильный и ловкий. Вот с ним и должен идентифицироваться мальчишка. Пришло время придумывать такого персонажа. Быть героем, нападать и побеждать мальчишкам нравится, но причина здесь физиологическая: выделяется гормон радости. Какой персонаж будет вызывать повышение уровня допамина — террорист или его антипод?

Теракты — это новая реальность, в которой растут дети во многих странах мира — Израиль, США, Франция, Испания, Турция, Россия.

Дети всех возрастов сразу попали в число жертв самых крупномасштабных террористических актов в России и мире, начиная со взрывов двух домов на Гурьянова и Каширском шоссе в Москве в 1999 году. Тогда погибли 241 человек, из них 15 детей. Примерно такая же статистика по последней авиакатастрофе в Египте, которая стала скорее всего результатом теракта: 224 погибших, 17 из которых дети. Такова пропорция детей в местах массового скопления людей, на которые нацелены террористы.


Со времени первых терактов в России выросло поколение взрослых, многие из которых уже стали родителями. Но прежде некоторые из них стали вторичными жертвами терактов. Так называют детей, шокированных телевизионными репортажами, паническими криками и высказываниями родителей.

По неопытности взрослые выражали свои эмоции, страх и агрессию по отношению к террористам, когда малыши бегали рядом. В результате психологи и психиатры констатировали, что новое поколение в 2 раза невротичней, чем их безоглядные родители. Теракты невротизируют. Это первое.

Второе: теракты формируют краткосрочную установку на жизнь, которая может внезапно, без всякой причины и даже намека, закончиться в самый счастливый момент жизни, даже если эта жизнь только началась.

Террористы в качестве мишеней выбирают воскресные, праздничные мероприятия, когда мы больше всего открыты, расслаблены и счастливы — первое сентября в Беслане, концерт в Норд-Осте, футбольный матч в Париже, возвращение из отпуска в Петербург...


Столкнувшись с такой несправедливостью, и ребенок, и взрослый может потерять мотив жить и действовать дальше. Ребенок будет расти, внешне меняться, а внутри так и останется перепуганным и беспомощным, не способным принимать решения самостоятельно. Такая внутренняя инвалидность называется выученной беспомощностью: «Ничего не поделаешь!» — лейтмотив такого существования.

Пережив мужественно теракты, человек может внутренне отвернуться от беды, отказаться говорить на эту тему, «забыть навсегда», или, как говорят психоаналитики, вытеснить ее. Эта ловушка, которая может затянуться петлей на горле спустя многие годы.

Я говорю о посттравматическом стрессе, когда приступы паники и страха настигают внезапно, и горе требует того, чтобы его все равно пережили медленно, мучительно, как ад, который всегда внутри. Посттравматический стресс — это тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся снижением настроения, ухудшением памяти, пессимистической оценкой перспектив, депрессией, невозможностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью, или, напротив, слабой реактивностью взрослых и детей.

Но главная особенность посттравматического стресса — это его продолжительность во времени. После первой острой фазы страха и последующего шока, наступает довольно продолжительный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком.


Я все время думаю про тех родителей, которые в детстве уже пережили ужас терактов. Новые события для них могли стать детонаторами старых травм. Не станет ли стресс родовой травмой, которая будет передаваться из поколения в поколение? Не станет ли эта травма проклятием, сводящим на нет все надежды и энтузиазм семьи? Не станут ли дети из «здоровых» семей новыми вторичными жертвами? Чтобы предупредить и амортизировать психологические последствия теракта, помните о некоторых правилах.

Правило N1: Если хотите посмотреть новости о теракте, отведите детей от экранов телевизора. Вы не успеете прокомментировать картинку. Ребенок испугается быстрее. Точно так, не нужно при ребенке панически обсуждать с друзьями и родными произошедшую катастрофу. Ребенок настроен на ваши эмоции, но сильные эмоции, с которыми справляется взрослый, ему еще не по плечу.

Правило N 2: Если после новостей о теракте, ребенок боится идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить его дома на 1-3 дня. Учиться он все равно не сможет. Более того, испуганные дети будут индуцировать друг друга, заражать своими страхами и невероятными предположениями. Учителя и воспитатели, как правило, идут на встречу и относятся к повышенной тревожности детей с пониманием.


Правило N3: С ребенком нужно поговорить о том, что его испугало. Но первое, что нужно сделать — это прижать к себе: «Не бойся, я с тобой!», «Я никому не дам в обиду своего малыша». Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну-две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя реально защищенным и успокоенным.

Правило N4: Нужно рассказывать детям о том, что другие и дети нуждаются в помощи и прививать им навыки солидарности. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать письмо или сделать открытку — хороший способ активного противостояния беде.

Исключение из правил: Но! Если ребенок шокирован, испуган не нужно на него давить и мучить его разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь: игрушкой, кино, книжкой. Транквилизирующие приемы хороши: погладить, успокоить, поцеловать, держать за руку на улице, разговаривать тихо.
  
Правило N5: Не забудьте сказать, что бояться террористов (равно, как и других опасностей) — это нормально. «Все испугались. Любой бы испугался на твоем месте!» «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может даже больше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям».

Правило N 6: Помочь ребенку до 10 лет понять и пережить горе помогают невербальные методы: дайте ребенку карандаши, мозаику, пластилин, пусть изобразит то, что его волнует. Это поможет вывести во вне детскую травму, научит с нею справляться даже тогда, когда ребенок становится неконтактным.

Правило N 7: В доме всегда есть темные места, которых ребенок избегает. Пусть это будет уголок страха. Возьмите ребенка за руку или обнимите за плечо и поделитесь с ним своими страхами в расчете на то, что он вас утешит, а заодно и расскажет, как ему было страшно.


Правило N8: Наряду с отрицательными персонажами, пиратами, волками, Кащеями, придумайте рассказ про террориста, который, как Дракон держал всех в страхе, требуя все новых и новых жертв. Дракон — типичный террорист, который не умеет любить, не знает, как получить любовь других. У него злое сердце, поэтому все, что он делает, это убивает, но в конце концов, люди с ним справляются.

Посмотрите вместе с ребенком фильм или мультфильм про Дракона. Террорист, несмотря на человеческий облик, это уже не человек. Зомби, Фредди Крюгер, Дракула — создания, в которых программа жизни по каким-то причинам была заменена на программу смерти. Это опасные создания, противостоять им можно только сообща, детям лучше держать от них подальше.

Много лет проработав директором по содержанию «Улицы Сезам», я могу сказать, как непросто найти простой образный язык, чтобы поговорить с ребенком о безопасности, не испугав, но озадачив его. И каждый раз, возвращаясь к этой теме, я прихожу к выводу, что базовым навыком безопасности является умение говорить «Нет!» чужаку. Террорист — это тот же чужак.

Правило N9: Если вы оставляете ребенка дома, научите его не открывать дверь чужим людям, и не отвечать на телефон неизвестным. Для этого мало рассказать, нужно показать, потренироваться. Выйдете из квартиры, вернитесь, позвоните, скажите кодовые слова, похвалите ребенка за то, что он все сделал правильно.

Правило N10: Когда случается беда, люди объединяются, берутся за руки. Покажите ребенку, как организовано можно выйти из дома по лестнице. Лучше всего этот навык отрабатывается в детском саду.

Правило N11: «Не забудь позвонить маме!» Это правило для школьников. Что бы ни случилось, если есть возможность, нужно отправить смс или позвонить домой, чтобы не волновались мама, папа, бабушка…

Массовым посттравматический стресс становится в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (то есть почти заболевание, но позволяющее жить в обычных условиях, без госпитализации), получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн — вьетнамской, афганской, чеченской.

Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психическому здоровью раньше уделяли меньше внимания. Печально, но именно войны стимулировали развитие психологии как науки и практики.

И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому — подлый терроризм. Последние исследования посттравматического стресса показали:
  • Существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением посттравматического стресса у детей. У девочек посттравматический стресс возникает чаще, его признаки более выражены, чем у мальчиков. 
  • Уровень интеллекта влияет на глубину переживания беды. Существует обратная зависимость — чем ниже интеллект, тем интенсивнее проявления посттравматического стресса. 
  • Семья для взрослых и детей сильнейший амортизатор в беде. Отсутствие адекватной поддержки в семье усугубляет стресс. 
Из бестселлера Ольги Маховской «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить», Эксмо, 2015

 КакСпокойно.jpg

Метки: Воспитание,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
153
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".
Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
936
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.
Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9262
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.
Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5882
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".
Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7111
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".
Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11123
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".
Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22522
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".
Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11625
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.
Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2250
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6370
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.
Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15813
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".
Дети, которые ничего не хотят…

Дети, которые ничего не хотят…

14.01.2019
18720
Семейный психолог Анна Золотарева: "Современные дети привыкли к тому, что за них все будет решено: и кем быть, и где жить, и на какой машине в будущем ездить. Они не знают, чего хотят на самом деле, потому что за них всегда хотели родители. Потребности родителей и детей перестали различаться".
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
13336
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.
Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
14793
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".
Садись, два

Садись, два

06.11.2018
24785
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Читать по теме:

|
Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

17.02.2019
1494
Я часто слышу вопросы и сомнения родителей детей, у которых умер кто-то из близких. Они спрашивают, особенно если их дети дошкольного возраста, нужно ли говорить ребенку о смерти значимого взрослого? Этот непростой вопрос... В наших фантазиях нам кажется, что известие о смерти может просто разрушить "хрупкий" мир наших детей. Но так ли это? Мой личный опыт, как психолога, и взгляд известных мировых психотерапевтов говорит об обратном.
Кризис трех лет

Кризис трех лет

11.11.2018
1661
Как пережить кризис трех лет с минимальными потерями нервных клеток.
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

22.10.2018
1488
Хочу немножко рассказать вам про отлучки. Это очень важный момент во взаимодействии с ребенком, а вопросов он вызывает очень много.
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19.10.2018
1125
В данной статье речь пойдет о детских страхах, и о том как с ними справиться при помощи арт-терапии.
Нужно ли стыдить ребенка?

Нужно ли стыдить ребенка?

15.10.2018
411
Надо ли ребенку объяснять, что он плохо поступил? Надо ли наказывать, чтобы он больше не повторял такой плохой поступок?
Дети и смерть домашнего животного

Дети и смерть домашнего животного

08.10.2018
1372
Как пережить потерю домашнего питомца
Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
914
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.
Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
628
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.
Воспитание ребенка: как устанавливать границы

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

30.09.2018
1646
Ребенок рождается в мире с определенными законами. И мамина задача – вводить ребенка в мир, показывая эти законы и обучая жить по ним. Не на словах обучая, не читая нотации, а просто показывая их своим отношением к ребёнку, к другим, к жизни. Да, в жизни есть принятие, есть доверие, есть любовь, есть свобода и огромное количество возможностей. А еще есть ограничения. Их много. Мы должны знать их и решать, как с ними обходиться.
А ваш ребенок действует назло?

А ваш ребенок действует назло?

28.09.2018
1226
Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек.. Никогда дети не делают ничего назло.....
Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
1634
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.
Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

Почему уговоры и объяснения не действуют на детей

25.09.2018
1420
Уговорами и объяснениями мамы пытаются добиться от своих детей послушания. Но, конечно, не добиваются. Почему конечно? Потому что эти методы совершенно не действуют на маленьких детей. В итоге мамы испытывают бессилие, злятся (и на себя, и на детей) и все это не самым лучшим образом сказывается на их взаимоотношениях. Я постараюсь объяснить, почему это не работает, и что же вместо этого можно делать. Чтобы сделать эту информацию максимально понятной, буду все сильно упрощать.
Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
860
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?
Как научить ребенка слушаться?

Как научить ребенка слушаться?

17.09.2018
1058
Научить ребенка слушаться можно, но это больше похоже на дрессировку. А вот научить ребенка слышать вас вполне реально. Нужно просто знать, с кем вы имеете дело, и на что он способен, этот ваш "непослушный" ребенок.
Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
2920
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём