Размышление об инфантильности

9 февраля 2017
12428

Автор: Денис Осин, психолог  

Инфантильностью в наше время никого не удивить. Она давно стала частью нашей жизни. Как ни странно, но одной из причин массовой инфантильности является улучшение жизни. А также косвенно на это влияет увеличение срока образования и повышение возраста с которого человек начинает зарабатывать самостоятельно. Речь идёт, конечно, о психологическом инфантилизме.

Но давайте по порядку.

Инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.  Чтобы было понятно, приведу сильно утрированный пример: взрослый человек, лет 35, пришел в магазин и хочет что-то купить. Этого нет в наличии, тогда он бросается на пол магазина и начинает истерично кричать, плакать и биться о пол.

На лицо явное несоответствие возраста и поведения. Это и есть инфантилизм. В материале про детские истерики я писал что можно с этим делать. Но тут вопрос другой - здесь расхождение возраста и поведения.


Если мы сравним наше время и более ранние века, например, 17-18, то мы увидим насколько велико расхождение возрастных границ. Возраст, который раньше считался взрослым, мы сейчас относим к подросткам. А современный взрослый возраст ранее считался глубокой старостью: из записок 16-летнего Пушкина: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания». А это не так далеко от нас - 19 век.

Почему такое происходит?

Причины можно разбить на несколько групп:
  • условия жизни
  • социальная среда
С условиями жизни всё достаточно просто. В настоящее время условия жизни, чаще всего, не требуют выживания. Ребенок растет в относительно комфортной среде. Если вы сравните условия жизни в 16 веке и сейчас, то разница будет очевидна. В 16 веке средняя продолжительность жизни составляла в разных странах от 20 до 35 лет. И неудивительно, что человек в 15 лет знал и умел всё, что ему требуется для жизни и обзаводился своей семьей. В настоящее время 15 лет - это подросток, почти ребенок, находящийся на обеспечении родителей.

Популярное на эту тему: Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания (прим.ред.)


Социальная среда

К социальной среде охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.  Давайте возьмем возраст окончания школы - 17 лет и рассмотрим этот возраст с различных точек социальной среды.

Экономика

Часто 17 летнему человеку нет необходимости зарабатывать самостоятельно. Так как его ещё обеспечивают родители. И даже если он зарабатывает сам, то чаще всего живет в доме родителей и тратит заработанные деньги не на обеспечение своей жизни.

Общественные институты

Мне кажется, что достаточно одного факта: возраст полного совершеннолетия в России 18 лет. В некоторых странах 14, а во многих 21. То есть с точки зрения общественных институтов, в 17 лет человек ещё ребенок, который не может принимать решения и отвечать за них.

Общественное сознание и культура

Общественное сознание - это совокупность представлений. Представьте, что вас знакомят с человеком  и вы узнаете, что ему 17 лет. Как вы к нему отнесетесь: как к взрослому или как к ребенку? Скорее всего, как к человеку, который скоро станет взрослым. То есть не как к ребёнку, конечно, но и не как к взрослому.


Ещё совсем недавно - в произведениях Пушкина и Шекспира 14 лет это был возраст, в котором люди вступали в брак. И это отражалось в культуре и творчестве:
  • Марья Гавриловна из «Метели» Пушкина была уже немолода: «Ей шел 20-й год»
  • Маме шекспировской 14-летней Джульетты было 28 лет.
  • Ивану Сусанину, когда он совершал свой подвиг, исполнилось аж 32 года (у него к тому времени была уже взрослая 16-летняя дочь на выданье).
  • Старухе-процентщице из романа Достоевского «Преступление и наказание» было 42 года.
  • Анне Карениной на момент ее трагической гибели было 28 лет, Вронскому — 23 года, старику — мужу Анны Карениной — 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на два года меньше).
  • Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в романе А. Дюма осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Но на самом деле всё это связано с одним фактом - средним возрастом жизни человека. Как я писал выше, средний возраст жизни человека долгие века составлял 20-35 лет и только в начале 20 века (!) средний возраст стал 50 лет.

В наше время улучшилось качество питания, стала лучше медицина, меньше проблем с условиями жизни. Всё это позволяет людям жить дольше.


Но является ли это причиной инфантильности?

Нет. Не является. Более того, я думаю, что инфантильность как явление было всегда. Только мы не знаем об инфантилах 16 века - они чаще всего умирали рано и о них ничего не известно.

Давайте вернемся к определению: инфантильность - это незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Мы не сравниваем людей разных эпох, чтобы понять инфантилен ли человек. Мы смотрим насколько он отвечает своему возрастному этапу в своём времени. И причиной инфантильности является низкая скорость психического развития. Из-за этого появляется несоответствие реального возраста и поведения, которое удобно человеку.

Если мы посмотрим возрастные периодизации - описание стадий психического развития человека и их соотнесение с возрастом, то мы увидим в периодизации Выготского, что каждый возрастной период проходит две стадии: спокойное развитие и критическое развитие. Во время спокойного развития человек набирает опыт, знания, приспосабливается к жизни в текущих условиях. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Это стадия критического развития или иначе говоря - кризис.

Если человек не проходит стадию критического развития, то он застревает в предыдущем психологически комфортном этапе и начинает развиваться инфантилизм. Чем больше застреваний, тем больше расхождения между реальным возрастом и психологическими проявлениями.


Итак, подытожим:

Инфантилизм не зависит от времени в котором живет человек.

Инфантилизм связан с психическим развитием человека, а именно прохождением кризиса из-за неудовлетворенности местом, которое он занимает и стремлением эту ситуацию поменять. В процессе этого перехода у человека появляются новые потребности и уровень ответственности.

Как не вырастить инфантила

На мой взгляд, основной задачей родителя является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. То есть к жизни без родителей. Самостоятельно себя обеспечивать, принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор. Оценивать перспективы и риски по своим решениям, пробовать новое, сомневаться, думать и действовать. Это и есть задача родителя - научить этому всему.

Ну а теперь к инфантилизму.

Вспомним определения:

Инфантилизм – это сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это психическая незрелость человека, из-за которой в его поведении мы можем видеть проявления более ранних возрастных этапов.

Давайте попробуем разобраться какие особенности присущи детскому возрасту. Это несамостоятельность в принятии решений и последующих действиях, зависимость от взрослых и требование заботы и низкая оценка рисков, особенно отдаленных.

Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность.

Первое, что необходимо сделать родителю, который хочет, чтобы его ребёнок взрослел - дать ребенку самостоятельность. Важное примечание (!): самостоятельность должна быть по возрасту.


Если вы захотите дать двухлетнему ребенку обязанность обеспечивать свою жизнь, то ничего хорошего не получится. Однако, вы можете давать возможность принимать самостоятельные решения даже маленькому ребенку. Просто эти решения будут в некоторых рамках.

Например: какой сок он будет пить сегодня или какую кашу есть. Заметьте, не что он будет есть - тут ваша ответственность как родителя за правильное питание ребенка, а какую кашу будет есть ребенок. Такой подход закладывает два основополагающих момента: самостоятельный выбор с одной стороны и нормы и границы с другой стороны.

Когда ребенок растет, то и зона его самостоятельности и ответственности увеличивается. Поле, в котором можно давать ответственность - огромно. Это все проявления жизни. Какую игрушку купить, какого цвета футболку надеть, что из предложенного выбрать на завтрак-обед и т.д. При появлении новых сфер жизни - школы, внешкольных занятий и роста ребенка увеличивается и сфера его самостоятельности.

Задача родителя - постепенно передавать ребенку ответственность за различные сферы его жизни с целью подготовить ребенка к самостоятельной взрослой жизни. В идеале, к окончанию школы ребенок должен знать и уметь делать всё, что ему может пригодиться в жизни. От уборки квартиры до организации своего дня, недели, месяца.

Самостоятельность обязательно должна быть связана с ответственностью. Ответственность - это признание себя причиной того, что происходит. Например, если ребенок выбрал попробовать персиковый сок, вместо любимого яблочного, то он пьет персиковый сок. Или не пьет. А вы как родители рассказываете ему, что это выбор. Это его собственный выбор ему сейчас не понравился.

Но выбор для того и существует, чтобы пробовать новое и понимать нравится тебе или нет. Или ребенок постарше, после того как договорились, что он сам гладит себе вещи, вдруг понимает, что ему надо уже выходить, а рубашка / блузка не поглажены.

Неправильное поведение родителя - бросаться гладить ребёнку вещь. Правильное - дать ребёнку выбор: гладить сейчас и опоздать или надеть что-то другое, или надеть это, но мятое. Для родителей это не просто. Но ведь и задача не такая, чтобы родителям было просто. Задача - научить ребенка принимать на себя ответственность и быть самостоятельным.

Из самостоятельности и ответственности растут как побеги снижение требований о заботе, оценка рисков и критичность отношения к себе и окружению (то есть оценка возможностей и вероятностей).

Для примера, давайте рассмотрим случай с подростком и одеждой. Сейчас март, ещё прохладно, а подросток хочет пойти на улицу в легкой ветровке. Вы как родитель, желающий помочь ребёнку стать взрослым, можете предложить оценить вероятность замёрзнуть при таком выборе одежды.

Это позволит ребенку принять самостоятельное решение о выборе одежды, научиться оценивать возможные риски и принимать ответственность за свои решения. Хотя, бесспорно, привычнее пошуметь и навязать свой вариант одежды. Привычнее, только пользы меньше. Особенно мало пользы для отношений между  родителем и ребёнком. Так что это ваш выбор и ваша ответственность какую линию поведения по отношению к ребенку выбрать.

Резюмирую

Чтобы ребёнок не рос инфантилом, а становился взрослым, необходимо:
  • Научить его принимать самостоятельные решения;
  • Научить его нести ответственность за свои решения;
  • Научить оценивать риски (то есть прогнозировать последствия решений и оценивать перспективы);
И этим всем снизить зависимость ребёнка от родителей (то есть от вас).

Источник

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Привязанность – самое важное знание

Привязанность – самое важное знание

17.07.2019
153
Психолог Татьяна Усенкова: "Нарушение привязанности ребёнка со взрослым в детстве влияет на множество факторов в будущем: на характер ребёнка, на представление о доброжелательности мира, о его справедливости, о ценности себя, на то, какими станут отношения с другими людьми, с детьми и партнёром, как будет проживать и выходить из травм в будущем, на пищевое поведение и на многое другое".
Нет ни одной причины бить ребенка

Нет ни одной причины бить ребенка

15.07.2019
937
Когда я публикую материалы о шлепках детей, обязательно находятся люди, готовые отстаивать своё "право" детей бить. Они заявляют о самых разных причинах и ни одна из них на самом деле не может быть оправданием.
Отпустить ребенка и поверить в него

Отпустить ребенка и поверить в него

03.07.2019
9262
Когда круг деструктивного сценария разомкнется, то семья станет тем местом, где взрослые доверяют выбору ребенка. А ребенок в свою очередь знает, что ему есть куда прийти – ведь дома его поддержат любым, без условий, независимо от результатов.
Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

Почему детям так важно уметь проявлять свои чувства

19.06.2019
5882
Психотерапевт Ольга Троицкая: "Многие дети, да и взрослые, имеют в своём осознанном, речевом хранилище очень малое и зыбкое количество слов, обозначающих чувства. Чем больше осознаваемая палитра чувств, тем гибче и живее мышление человека, тем свободнее он в своих движениях, и тем легче ему адаптироваться в жизненных ситуациях".
Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

Когда родители… дети: 7 примеров того, как родители проявляют инфантильность в отношениях с детьми

10.06.2019
7111
Психолог Ирина Гифт: "Кажется, что появление ребёнка придаёт человеку статус "взрослого" и "серьёзного", но именно в отношениях с детьми проявляется вся наша личностная незрелость".
Как наказывать ребёнка

Как наказывать ребёнка

06.06.2019
11123
Психолог Павел Зыгмантович: "Хотите быть всегда прекрасным родителем, который ничего не запрещает и никак не наказывает? Хорошая мечта, красивая. В реальности же, увы, родителю нужно выставлять границы и время от времени наказывать за их нарушение".
Подборка сказок для терапии детских страхов

Подборка сказок для терапии детских страхов

27.05.2019
22522
Детский психолог Антонина Оксанич: "Сталкиваясь с детскими страхами, родители бывают озадачены, как лучше помочь ребенку с ними справиться. Откуда берутся детские страхи и как помогает малышам сказкотерапия – давайте обсудим".
Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

Избавиться от последствий токсичного детства? Слово, которое нужнее всего

16.05.2019
11625
Могу поспорить, вы пытаетесь догадаться, что же это за слово и на ум приходят разные варианты: Двигаться дальше. Простить. Быть добрее. Быть осознанным. Учиться понимать. Дистанцироваться. Смотреть только вперед и не оглядываться. Быть сильным. Нет. Это слово – отпустить.
Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

15.05.2019
2250
Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

25.04.2019
6370
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.
Почему подростки не слушают ваших советов

Почему подростки не слушают ваших советов

09.04.2019
6256
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах, или это просто очередное "потерянное поколение"?
Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

Должны ли мы простить родителей и обязаны ли их любить

02.04.2019
4669
Экзистенциальный психотерапевт Дмитрий Смирнов: "В современной популярной психологии часто говорят о необходимости прощения. В том числе существует дискурс "как простить родителей". В более грубой форме его часто подают как императив "родителей надо простить". Кто такие эти "родители", что означает "простить" и кому это всё "надо" – часто бывает совершенно непонятно".
Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

Я должен справиться с невозможным. Терапия досрочно повзрослевших

28.03.2019
12585
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Инфантильный, изможденный, нагруженный изо всех сил проблемами и не справляющийся с жизнью родитель воспринимает своего маленького ребёнка взрослее, чем тот есть. Хочет, чтобы малыш понимал больше, чем может, чтобы делал больше, чем может. Почему?"
Секрет влияния на ребенка

Секрет влияния на ребенка

13.02.2019
15813
Семейный психолог Елизавета Филоненко: "Если выделить главный секрет воспитания, то это будет эмоциональный контакт с ребенком. Без него на системе штрафов и поощрений мало что можно сделать. Все результаты будут очень шаткими и рассчитывать на влияние на подросшего ребенка уже трудно".
Обиженный ребенок внутри тебя

Обиженный ребенок внутри тебя

05.02.2019
19212
Психолог Анна Травникова: "Фантазировал ли ты в детстве о том, как все расстроятся, если ты вдруг умрешь? Как они будут плакать, что были несправедливы к тебе! Будут жалеть, что не купили тебе ту игрушку или щенка… Но будет уже поздно! А еще можно было обидеться и залезть в шкаф. И со злорадством прислушиваться, как родители ищут, зовут, беспокоятся… И как приятно осознавать себя нужным – ведь ищут же".

Читать по теме:

|
Детская мастурбация

Детская мастурбация

01.04.2019
399
Детская мастурбация – это естественный и нормальный процесс развития ребенка. Так же, как человек учится ходить и говорить, он учится обращаться с собственной сексуальностью.
Трудности переходного возраста

Трудности переходного возраста

12.03.2019
671
Мы, родители, любим своих детей. Но, родителями нас быть не учили, и, порой, мы не понимаем, что с ними происходит. Иногда это похоже на театр боевых действий. Но как договориться? Речь пойдет об этом.
Как развивается привязанность ребенка к родителям

Как развивается привязанность ребенка к родителям

25.02.2019
772
Все авторы, пишущие о привязанности, единогласны в том, что чрезмерной привязанности не бывает. А причиной ощущения, что ребенок слишком привязан, является нарушение привязанности. Например, если ребенок застрял на одной из стадий. Сначала я расскажу, какие есть стадии развития привязанности, а в дальнейшем напишу, что делать в случае нарушений.
Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

Сообщать ли ребенку о смерти близкого?

17.02.2019
1494
Я часто слышу вопросы и сомнения родителей детей, у которых умер кто-то из близких. Они спрашивают, особенно если их дети дошкольного возраста, нужно ли говорить ребенку о смерти значимого взрослого? Этот непростой вопрос... В наших фантазиях нам кажется, что известие о смерти может просто разрушить "хрупкий" мир наших детей. Но так ли это? Мой личный опыт, как психолога, и взгляд известных мировых психотерапевтов говорит об обратном.
Можно ли простить родителей?

Можно ли простить родителей?

01.02.2019
1915
Мы все родом из детства. У нас за спиной наш порой не простой скарб из детских обид и обделенностей. Мы бы не хотели нести его с собой всю жизнь, но снова и снова наши раны ноют. Подчас это могут быть раны, которые мы получили от наших родителей. Можно ли простить?
Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

11.11.2018
1580
Развод это всегда тяжело. Он может быть тяжелым не только для супругов, но и для детей. В статье я хочу рассказать о том, как можно избежать многих детских и супружеских психологических травм при разводах. На что следует обратить внимание. Также я рассказываю о двух ролях взрослых в семье: родительской и супружеской. О признаках завершенного эмоционального развода и о многом другом. Статья задумывалась как помощь тем, кто собирается разводиться или уже развелся.
Кризис трех лет

Кризис трех лет

11.11.2018
1661
Как пережить кризис трех лет с минимальными потерями нервных клеток.
Мои чувства – это слишком...

Мои чувства – это слишком...

26.10.2018
912
Собственные переживания лучше отложить в долгий ящик, ведь никто не сможет быть со мной рядом. Это ненормально, это невозможно вынести.
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы

22.10.2018
1488
Хочу немножко рассказать вам про отлучки. Это очень важный момент во взаимодействии с ребенком, а вопросов он вызывает очень много.
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19.10.2018
1125
В данной статье речь пойдет о детских страхах, и о том как с ними справиться при помощи арт-терапии.
Нужно ли стыдить ребенка?

Нужно ли стыдить ребенка?

15.10.2018
411
Надо ли ребенку объяснять, что он плохо поступил? Надо ли наказывать, чтобы он больше не повторял такой плохой поступок?
Дети и смерть домашнего животного

Дети и смерть домашнего животного

08.10.2018
1372
Как пережить потерю домашнего питомца
Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
914
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.
Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
628
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.
Воспитание ребенка: как устанавливать границы

Воспитание ребенка: как устанавливать границы

30.09.2018
1646
Ребенок рождается в мире с определенными законами. И мамина задача – вводить ребенка в мир, показывая эти законы и обучая жить по ним. Не на словах обучая, не читая нотации, а просто показывая их своим отношением к ребёнку, к другим, к жизни. Да, в жизни есть принятие, есть доверие, есть любовь, есть свобода и огромное количество возможностей. А еще есть ограничения. Их много. Мы должны знать их и решать, как с ними обходиться.
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём