Как успокоиться во время конфликта

28 ноября 2017
7320


Автор: Ксения Лещенко.

Конфликты возникают между людьми или группой людей в тот момент, когда начинается переход на личности. То есть люди обсуждали-обсуждали какую-то тему, а потом у одной из сторон проскочило что-то из серии "сам дурак" – и понеслось…

Для внутрикорпоративных тренингов я занималась темой управления конфликтами в рабочей среде. Подробно разбирала этапы конфликта и его разрешение без потери деловой репутации. А теперь предлагаю обсудить "а что в это время творится у меня внутри и как с этим быть".

Главная эмоция конфликта

Главная эмоция во время конфликта – чаще всего гнев, хотя порой он маскируется под другие эмоции. Но вас задели – вы чувствуете гнев и желание ответить человеку как минимум тем же, а то и ударить сильнее.

Как говорят нам умные книги, во время возникновения конфликта нужно сфокусироваться на сути проблемы, обсудить реальные аргументы и факты, вместе найти и утвердить подходящее всем сторонам решение, а потом держать результаты внедрения такого решения на контроле. Обязательный элемент конструктивного диалога – не переходить на личности. Но все это можно сделать лишь из спокойного внутреннего состояния.


И об этом тоже говорят – нужно успокоиться и только потом приступать к решению конфликта. Но как успокоиться? Как в порыве гнева вот так вдруг стать спокойным? 

Как привести себя в конструктивное состояние

1. Выйти из конфликта.

Выйти настолько, чтобы можно было работать со своим гневом. Лучше всего покинуть помещение, тем самым прерывая физический контакт, – не видеть, не слышать, не чувствовать своего раздражающего оппонента. Если это невозможно, то отойдите в другую часть комнаты, или отвернитесь, или хотя бы закройте глаза.

На выход из конфликта нужно время, поэтому скажите собеседнику, что вам требуется подготовиться к нормальному диалогу и вы вернетесь, как только будете готовы. Не исчезайте внезапно.

2. Послушать тело.

Работать с гневом можно через ощущения тела. Дышите глубоко, пока ваше дыхание не станет ровным и спокойным.

Попробуйте отследить, нет ли в теле зажимов, что напряжено – плечи, спина, шея. Постарайтесь расслабиться, выпрямитесь, потянитесь.


Если у вас есть возможность, попробуйте короткую медитацию. Включите таймер на одну минуту. Сядьте поудобнее, прочно поставьте ноги на пол. Руки держите как вам удобно, но неподвижно и симметрично. Сидите ровно, не напрягайтесь. Почувствуйте, как будто вашу голову тянут за макушку вверх, она стала невесомой. Закройте глаза. В течение минуты просто следите за дыханием, секунда за секундой. Вы будете отвлекаться на разные мысли, это нормально. Заметили, что отвлеклись, – снова сосредоточьтесь на дыхании.

По истечении минуты откройте глаза. В голове и теле должны появиться приятные ощущения.

Не нужно выполнять упражнение больше одной минуты. Смысл этой техники в том, чтобы улучшать ваше состояние за короткий срок. 

3. Ответить на вопросы.

Третий этап – ментальная работа с эмоцией гнева. Ответьте себе на вопросы: "На что/кого я злюсь?", "Почему я злюсь?". Лучше отвечать вслух. Постарайтесь не отмахиваться от вопросов, а продолжайте отвечать, пока окончательно не почувствуете себя расслабленным.

4. Проверить эмоциональный фон.

Проще всего узнать, остался ли в теле гнев, задав себе еще пару вопросов: "Я все еще злюсь?", "Готова ли я решать проблему?". Если при этом вы не ощущаете, что тело снова зажалось, то можно двигаться дальше и приступить к  обсуждению и дальнейшему решению конфликта.


Почему не сразу в бой?

Какие преимущества дает такой подход по сравнению с подходом "сразу в бой":
  • Та энергия, которая появилась при возникновении гнева, осталась в теле и может быть направлена на решение конфликта, а не на разборки, переходы на личности и прочее выплескивание агрессии вместо разговора по делу;
  • Отпадет надобность доказывать свою значимость и силу внешне, так как сила останется внутри нас и снова-таки сможет быть направлена на действия с положительным долгосрочным результатом, который и обоснует нашу значимость и силу для внешнего мира;
  • Хотя может показаться, что если не ответить оппоненту сразу, то момент будет утерян, а вместе с ним и репутация/имидж, стоит помнить: сразу мы можем наговорить лишнего, и репутация пострадает гораздо больше. В долгосрочной перспективе более выигрышным будет вариант "подумать, а потом сделать";
  • Такой алгоритм поможет обнаружить суть проблемы, вместе найти варианты решения и решить проблему. Если же ваша цель – доказать свою правоту во что бы то ни стало, то такой алгоритм не поможет. Тогда лучше "сразу в бой".
И еще бонус

Но есть и еще одна выгода от предложенного варианта решения проблемы. Когда мы отслеживаем и регулируем свое внутреннее состояние, когда мы управляем не только внешними проявлениями, но и внутренними, мы не только достигаем результатов, но и сохраняем здоровье и жизненную энергию. Они нам точно пригодятся.

От редакции

А задавали ли вы себе вопросы: "Почему некоторые люди ведут себя совсем не так, как вы от них ожидаете? Почему люди поступают неразумно и нелогично? И как предугадывать их действия до того, как разгорится серьезный конфликт?"

Источник

Метки: Конфликты, Коммуникации,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём