Козел отпущения или как приходит взросление

1 ноября 2017
4593


Автор: Надежда Саламахина, психолог.

Часто встречаю такую фразу: 

"Хочу понять причину, почему так происходит в моей жизни. Какое событие моего прошлого привело к проблеме?"

Есть идея, и у меня она тоже была, что знание причины поможет неким образом решить проблему. На практике из этого чаще всего выходит следующее: "Я все понимаю, но ничего изменить не могу". 

Сейчас я не люблю целенаправленно искать исторические причины сложностей и проблем, как своих, так и клиентов. 

Я помню себя лет 10-15 назад. 

Томик Фрейда под мышкой. Фырканье на мамино: "Надень шапку, холодно". Борьба за толерантность и равноправие всех и вся, да такая отчаянная, что не толерантные знакомые бросались врассыпную. 

Я проходила тесты часами, чтобы узнать и удостовериться, что все мои беды от того, что мама с папой были какими-то не правильными и воспитывали меня тоже не правильно. Злилась на них за это и обвиняла. Потом я читала, как было бы правильно. И снова злилась и обижалась. 


Я жила в черно-белом мире "Правильно-неправильно".

Причины своих проблем я знала в нюансах и деталях, но, как можно догадаться, в настоящем как было тоскливо и одиноко, так и оставалось. И как думаете, кто был за это ответственен? Конечно же мама и папа, которые не так меня воспитали! Хотя вслух я это не признавала, и по большей степени не осознавала, что перекладываю на них ответственность. 

Гремучая смесь обиды, обвинений в безответственности других, вины и злости подтачивали меня изнутри и лишали сил. Руки опускались от того, что прошлого не изменить и других родителей не будет. А мне этого очень хотелось, ведь для меня было предельно ясно, что сейчас я несчастна именно потому, что родители не правильно меня воспитывали. 

Как я из этого выбиралась? 

Медленно и с трудом.

Например, стала замечать, что рассказы терапевту о моем трудном детстве все чаще превращается в монолог, потому что вопросов задавать не о чем, ничего нового я не рассказывала. Ощущала, как обвинения родителей напоминают монотонное хождение по болоту: мрачно, сыро, изматывающе и невыносимо скучно даже мне. А терапевт все чаще позволял себе следующую фразу: "Я сочувствую, что тебе пришлось сложно в детстве. А что ты делаешь для того, чтобы сейчас жить по-другому?" 


Как же я злилась! Сначала молча про себя, а потом уже вслух на него. Как я поняла позже, злилась я на то, что он подрывал мою уверенность в том, что мое "неправильное" детство является веской причиной для того, чтобы быть несчастной теперь. 

Это очень удобно – отдать ответственность за качество своей жизни людям и событиям из прошлого. Бесспорно, они повлияли на то, как я взрослая вела себя, только есть несколько но. 

1. Нет линейной прямой связи между конкретным действием человека из прошлого и тем, как мы сейчас реагируем. Есть определенные способы поведения, которые мы переняли от своего близкого окружения и под его воздействием. 

2. Взрослые вокруг нас вели себя определенным образом не из вредности, и не потому что мы были плохими, а просто иначе они не могли, не умели в силу разных причин. Они не могли быть идеальными, потому что они обычные люди, а не сверхчеловеки. Могли вести себя по-дурацки и совершать массу ошибок. 

3. Хорошая новость, что человек способен менять свое поведение и выдавать реакции, отличные от привычных и стереотипных, которые сформировались в детстве. Действовать и жить активно, а не реактивно, творчески приспосабливаться к изменяющемуся миру. 


4. Чтобы прикладывать усилия для осознавания и переосмысления своих реакций хорошо бы верить в то, что я имею силы, способности и право менять свою жизнь так, как я считаю нужным. Иначе реальные изменения вряд ли возможны. 

5. Чтобы поверить в свои силы и использовать право жить по своим правилам, хорошо бы знать себя, доверять себе, ориентироваться в своих ощущениях, потребностях и реакциях. Если высадить человека одного в центре города с завязанными глазами и затычками в ушах, то, не ориентируясь в пространстве, он вряд ли сможет прийти куда-то, даже если знает пункт назначения и как туда добраться. Также и с самим собой.

Именно с этого: узнавания себя, интереса к себе, осознания, как я сейчас организую свою жизнь – начинаются реальные изменения в жизни. Это вопрос "как", а не "почему".

Сравните:
  • Хочу узнать причину, почему я так плохо живу. Ответственна причина, я выступаю в пассивной роли. 
  • Хочу узнать, как я так организую свою жизнь, что она мне не нравится. Я ответственна, я активна в своей жизни.
Справедливости ради хочу заметить, что ответ на вопрос "почему" бывает полезен, и совсем его игнорировать не получится. Он необходим на этапе проживания незавершенных ситуаций и чувств, когда в прошлом оставлено много эмоций, но отпустить их и жить дальше не получается. Тогда важно вернуться на шаг назад и снова проговорить это.


Звоночком, что ситуация завершена и от вопроса "почему" пора переходить к "как", может быть скука и отсутствие энергии в рассказах о событиях давно минувших дней. Как сказала одна моя клиентка: "Конечно, можно опять свалить все на маму, но честно говоря, это уже скучно и неинтересно, жаль время на это тратить". 

В этот момент становится важно не залипнуть в скуке и в прошлых событиях, а найти то, что вызывает интерес и любопытство в настоящем. Например, вы сами со своими ощущениями, потребностями, желаниями и эмоциями по поводу того, что происходит здесь и сейчас.

Источник

Метки: Развитие личности,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём