Кризис среднего возраста: Человек в поиске смысла

14 декабря 2017
7052


Автор: Светлана Рипка, психолог.

"Кризис – это возможность трансформации, а рост и выздоровление возможны лишь, когда старое, использованное отделяют, "покидают" и оно умирает". 

Урсула Виртц

"Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла". 

Мераб Мамардашвили


"В середине жизни наступило утро, когда я понял, что больше не могу так жить.

Что быть непоколебимым – заколебало, что умение не изменять принципам, супруге, призванию и ожиданиям окружающих – не мое достоинство, а принуждение. И принуждаю себя к этому только я сам. Что то, что было нажито непосильным трудом, обесценилось до копейки. А что теперь дорого, я и сам еще не знаю. Незнание страшит, я же привык быть грамотным и компетентным – такое было мое лицо – лицо современного успешного состоявшегося человека. Теперь оно корчится в гримасе ужаса от незнания, что происходит.


 И я начал стараться. Очень стараться не замечать, не думать, сопротивляться переменам, в надежде, что все будет так, как было. Чинно и благородно, и никто не заметит, и сам позабуду.

Я хожу на работу, целую супругу, выгуливаю собаку, пью пиво с друзьями… А может в спортзал, а может прочесть умных книг? А может….?

Но опять наступает злорадное утро… И опять… И опять…"

Кризис среднего возраста – это ад, который приходится пережить большинству людей, независимо от пола, материального состояния и вероисповедания.

Основные характеристики:
  • Психологическая и физическая усталость;
  • Депрессия;
  • Ощущение внутренней пустоты;
  • Потеря смысла жизни;
  • Отсутствие каких-либо желаний;
  • Ощущение полного одиночества;
  • Обострение психосоматических заболеваний.
"У меня совсем нет желания просыпаться, нет желания идти на работу, нет желания продолжать жить.

Назревает внутренняя революция – жить по-прежнему уже не могу, а как по-новому – еще не узнал. Это период борьбы "жизни по накатанной" – стабильно-понятно-доступной и "жизни по зову сердца" – хаотично-непонятно-непознанной.


Это период пустоты. Период падения всех прежних значимых идолов с пьедесталов, кем-то навязанных принципов, кем-то подсказанных правил правильной жизни. Обнуление.

Мне страшно от того, что я потерял все, что у меня было. Я потерял свой мир – понятный и доступный. Я не понимаю, что происходит, и как я сам в это смог вляпаться.

Я остался один на один сам с собой. Период внутреннего одиночества – период бессилия, страха, беспомощности. И если внешне мне с трудом удается сохранять лицо современного успешного состоявшегося человека, то тело разрывается от боли и болезней".

"Лекарство от страха потерять весь мир заключается в том, чтобы перестать за него цепляться. Средство избавиться от одиночества – попасть в его объятия. Здесь, как в гомеопатии, травму исцеляют, принимая определенную дозу яда". 

Джеймс Холлис


Кризис среднего возраста – это период пересмотра всех собственных ценностей и тех оснований, на которых они стоят. Период поиска и принятия собственного индивидуального смысла жизни.


"Ценности являются выражением экзистенциальной свободы и возможности выбирать, направляют и ориентируют нас при принятии конкретного решения… Развитие человека сопровождается постоянным процессом выбора, принятия решений и поэтому – постоянной ориентировкой на ценности. При этом мы отвергаем старые ценности и одновременно вырабатываем новые. Оба процесса находятся в диалектическом взаимообмене и неотделимы друг от друга". 

Урсула Виртц


Филипп Лерш выделяет три категории базовых человеческих ценностей:
  • Жизненные ценности – влечения, желания, удовольствия, тяга к деятельности, стремление к переживаниям.
  • Ценности собственной значимости – стремление к самосохранению, воля к власти, стремление быть признанным и честолюбие.
  • Ценности смысла – увлеченность чем-либо, придающая смысл переживаниям и действиям, готовность контактировать с другими, эротическая любовь, тяга к творчеству, интересы, идеалы и поиск абсолютного, а также осмысленное стремление отдавать себя на службу окружающему миру.
При таком разделении ценностей легче понять те акценты, которые человек расставляет на различных этапах своей жизни. Молодые люди представляют себе смысл и качество жизни иначе, чем люди среднего и старшего возраста.


В молодости человек перенимает ценности у своих родителей, присваивает их бесспорно и некритично из социума, в котором живет, пытаясь быть похожим на кого-то и нужным для кого-то. Материальный достаток, внешний вид, престиж и возможность производить впечатление – вот основания, на которых строятся ценности современного молодого человека – например, карьера, семья, деньги.

В середине жизни человеку становится необходимо понять смысл своего существования и обосновать его через собственные, а не навязанные ценности. Именно в середине жизни, в точке "0", человек сталкивается с неизбежностью конечности бытия, с желанием оставить после себя след и память, желанием делать и творить не за что-то, а во имя чего-то. 

Именно желание знать, что жизнь проживается не зря, заставляет войти в Ад под названием кризис среднего возраста и выйти из него обновленным.

Хотя сами по себе ценности могут на удивление остаться прежними – например, те же семья, карьера, деньги – основания для них в любом случае будут другими. 

Чтобы пережить этот тяжелый кризисный период собственной жизни можно обратиться за помощью к психотерапевтам, а можно самостоятельно искать обоснование для дальнейшего существования. 

В таком случае, я рекомендую взять лист бумаги и письменно ответить на такие вопросы (по Хейлн):
  • Какие ценности поддерживались в моей семье, ради чего жили мои предки?
  • Что было мною обесценено и отброшено?
  • Какие изменения в системе ценностей я пережил на разных этапах моей жизни?
  • На какие ценности опираюсь я сейчас?
  • С какими ценностными конфликтами мне приходится сталкиваться в рабочем коллективе, дома, в отношениях с моим партнером?
  • Насколько сильно повлияли на мои ценностные представления мое социальное происхождение, культура и страна, где я вырос?
Пробуя заглянуть внутрь и вглубь себя, прикасаясь к своим чувствам и желаниям, зову своего сердца, человек в кризисе среднего возраста имеет возможность увидеть окружающий мир иначе, чем раньше.


Только сердцем человек хорошо видит. Глазу главное невидимо. 

Антуан де Сент-Экзюпери


Продолжая самопознание, можете попробовать упражнение №1:

"Нарисуйте отрезок, где левая точка будет вашим рождением – началом вашей жизни, правая конечная точка – окончанием вашей жизни. Отметьте на этом отрезке точку, которая покажет, где вы ощущаете свое присутствие в данный период жизни. Подумайте, сколько вы прожили до этого и сколько вам кажется, интуитивно, вам еще предстоит прожить. Каким цветом вы закрасите левый получившийся отрезок? Каким – правый? Придумайте название каждой точке на отрезке – левой, средней и правой. Опишите прилагательными получившиеся два отрезка, характеризующие прошлый и будущий периоды вашей жизни. Какое ваше отношение к прошлому и какие у вас надежды на будущее?"

Затем сосредоточьтесь на средней точке. Это ваша точка "0". Место, где вы стоите сейчас.

Ответьте себе на вопросы:
  • В чем я сейчас благополучен? Какие аспекты жизни, какой род деятельности, какие отношения с окружающим миром лучше всего подходят мне как личности? Как звучит мелодия моей жизни? Мотив какой песни я бы мог спокойно напевать, чтобы вечером спокойно пойти спать, а утром обрадоваться новому дню?
  • Какой стиль жизни подошел бы мне лучше всего, чтобы я ощущал душевный подъем?
  • Какой образ жизни я вел бы, если б мог создать такой мир, какой хочу?
Упражнение №2. "Представьте себе, что вы встретили фею, которая сказала, что через полгода ваша внутренняя жизнь и окружающий вас мир будут такими, как вы захотите. Вы можете изменить все, что угодно: ваши чувства, жизненные обстоятельства и т.д. Сделайте это прямо сейчас, в следующие десять минут".


Упражнение №3. "Представьте, что ваша жизнь – это роман, а вы – его автор. Сейчас выходит его второе издание, и вы можете еще переработать эту книгу. Какие изменения вы внесли бы в нее, что оставили бы как есть?"

Продолжите отвечать на вопросы:
  • Что могло бы наполнить вашу жизнь радостью, вдохновением и смыслом?
  • Какими должны быть ваши ощущения, действия и отношения с другими, чтобы вы почувствовали, что жизнь наполнена смыслом?
  • Какая ваша мечта не сбылась? Где и когда вы поняли, что она не осуществима?
  • Что вам мешало до сегодняшнего дня вести жизнь, наполненную смыслом?
  • Что вам нужно, чтобы ее завершить, не сожалея об ее окончании?
  • Если бы ваша жизнь была экспериментом, который позволяет чему-то научиться, то каким был бы урок, который вам следовало бы выучить?
  • Какую роль до этого периода вы играли в своей жизни? Какие маски вам приходилось носить?
  • В какие моменты жизни вы были самим собой? Что вам в этом помогало?
Упражнение №4. "Представьте себя через 10 лет. Опишите себя, какой вы стали человек, как вы ощущаете свое тело в том возрасте, душевное состояние. Сожалеете ли вы о прошедших 10 годах или наоборот горды, что так насыщенно их прожили? Что могли вы сказать себе настоящему из будущего, можете дать себе совет или рекомендации, ответить на все интересующие вас вопросы".

Мы многое знаем о себе и своих истинных желаниях сами, но боимся признаться себе в этом, потому что этим признанием кладем ответственность за свою собственную жизнь на свои плечи.

Кризис среднего возраста ставит человека перед выбором – принять вызов и стать Автором своей жизни, неся бремя ответственности за все происходящее с ним на своих плечах, или отклонить его, и в дальнейшем надеяться на чьи-то подсказки и советы, жить по кем-то установленным правилам правильной жизни, чувствуя неудовлетворенность и обижаясь на непонимание других, постоянно надеясь, что кто-то когда-то создаст для него комфорт и абсолютное счастье.

Продолжительность кризиса среднего возраста напрямую зависит от сделанного выбора, который в любом случае будет сделан самостоятельно.

"Я все еще пытался контролировать ситуацию – логически понимать и делать правильные выводы. Я все еще надеялся выйти сухим из воды. Но именно в этот период я ощутил, что у меня есть душа. Я услышал, что это она что-то просит. Сначала тихо, а потом все громче и громче…

Сил на сопротивление совсем не осталось, а в один день что-то прорвало, все обрушилось, меня как будто развернуло на 180 градусов и понесло.

Понесло в потоке эмоций, чувств, открытий.

Понесло на поиск того, зачем я здесь такой живу, и зачем и какому мне стоит жить здесь дальше. Бессилие и беспомощность не вызывают больше отвращение, а пропитываются смирением, а страх открывает у меня способность рисковать и пробовать самостоятельно создавать дальнейшую жизнь заново.

Сейчас я понимаю, что есть очень много вопросов, на которые я сам хочу найти для себя ответы, чтобы написать свою собственную энциклопедию жизни, стать Автором своей жизни.

Удивительно, но потихоньку привыкая к этому потоку, я понимаю, что к какому берегу меня не прибьет, на какую стезю не вытолкнет меня жизнь – это будет мой берег, моя дорога, потому что смысл жизни я нахожу именно в этом потоке поиска своей истины".

Источник

Метки: Кризис среднего возраста, Экзистенциальный кризис, Методики и упражнения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Арт-терапия и наши истинные желания

Арт-терапия и наши истинные желания

06.05.2019
1541
Мы склонны формировать желания, не прислушиваясь к себе, не погружаясь в себя и не понимая, чего мы хотим на самом деле. То, что в идеале должно исходить из сердца, мы черпаем извне: из общества, социальных сетей, коллег, журналов, рекламы.
6 главных вопросов об экзистенциальном кризисе

6 главных вопросов об экзистенциальном кризисе

14.09.2018
13054
Экзистенциальный кризис завершает взросление и выводит на новую ступень развития. Кризис пройден, когда человек находит свой смысл бытия, становится автором своей жизни. Осознает, что он не должен и не хочет жить ту жизнь, которую придумали для него другие.
6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

20.08.2018
51405
Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.
Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

07.08.2018
11871
Психолог Татьяна Ушакова: "Вы когда-нибудь задумывались, почему, принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остается так, как было?"
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
33709
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".
12 простых способов успокоиться и не нервничать

12 простых способов успокоиться и не нервничать

14.07.2018
31455
Психолог Елена Назаренко: "Ими пользовались для рекомендаций врачи-терапевты старой школы. Из тех, которые брали больного за руку, и тому уже от этого становилось легче. Советам по самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы. Теперь советы стоят дороже и формулируются сложнее. Самопомощь пресекается, это же не рыночный подход. А мы вернёмся к старым добрым временам, когда самопомощь приветствовалась".
Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

04.07.2018
22440
Каждый человек на пути своего профессионального развития сталкивается с остановками и тупиками. Во время них он пересматривает направление движения и даже полностью меняет пункт назначения. С чем связаны такие кризисные этапы и как в них действовать, расскажем в статье.
Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
39390
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?
Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
15958
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".
Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве

Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве

19.04.2018
29757
Если мы страдаем от ПТСР, мы можем чувствовать себя внутренне разрозненными, сломанными, расшатанными, взорванными, расщепленными. Поток мыслей, нервное возбуждение захватывают нас, переходят всякие границы, выходят из под контроля. Мы даже можем не ощущать собственных телесных границ.
Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
6844
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".
Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

07.03.2018
9622
Психолог Ксения Панюкова: "Упражнение "Круги близости" – это отличный инструмент, для того, чтобы "проявить" те слабые места, через которые уходит энергия из вашей жизни, определиться с приоритетами и восстановить границы там, где они необходимы".
Визуализация для смелых: Позор и Триумф

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

22.02.2018
4144
Психолог Елена Назаренко: "Выполнение данного психологического упражнения-визуализации есть психологическая "растяжка", благодаря которой мы можем научить себя дотягиваться до Нуминозного".
О жизни со смыслом

О жизни со смыслом

24.12.2017
12850
Психолог Олег Сатов: "Новый год – самый драматичный праздник… даже более драматичный, чем День Святого Валентина для одиноких. Справиться с болью одиночества проще, потому что, хотя любовные отношения и кажутся чем-то жизненно важным, каждый человек в глубине души знает, что смысл жизни не сводится к любви, что отношения – это лишь плацдарм или тыл, но не сама жизнь".
Страх перед жизнью

Страх перед жизнью

12.12.2017
10384
Психолог Олег Сатов: "Страх перед жизнью, пугающее чувство непонимания себя и жизни вокруг, тревога по поводу непредсказуемости и неопределенности нашего существования. В сущности, это самый сильный и глубокий страх, какой у нас только есть".

Читать по теме:

|
Средина жизни. Пере – жить…

Средина жизни. Пере – жить…

01.08.2018
1531
Если на каком-то этапе своего развития человек не пережил определенный кризис, или скажем так – он прошел "мягко". Значит человек не решил поставленные задачи, назначенные природой.
"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

02.06.2018
7876
Онкология – одна из самых непростых тем работы в психосоматике. Каковы причины возникновения заболевания и что можно сделать, работая с такой темой? Об этом в данной статье.  
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём