Кухонные тайны гештальт-терапии

4 июня 2018
15611


Автор: Елена Назаренко, психолог.

Одно из величайших достижений гештальт-терапии (принятое затем всеми остальными психотерапевтами) это доказательство следующего факта: Ваши пищевые привычки формируют Вас как личность. Как Вы едите, так Вы и живёте. Нет, речь идёт не о диетах и не о количестве потребляемых жиров! Забудьте! Речь идёт совсем о других вещах.
 
Как известно, все мы – родом из детства. В первый год жизни ребёнок трудится, как раб на галерах. Жить ему сложнее, чем эмигранту, переехавшему в Нью-Йорк из родной деревни Гадюкино. А первые пять лет жизни заключают в себе, как в волшебном орешке, весь пучок сценариев, руководствуясь которыми (причём бессознательно!) мы и будем доживать остаток своих дней.
 
Самый главный и первый инстинкт – это инстинкт голода. То, что Фрейд называл – оральной стадией развития. Этот инстинкт проходит фазы, (стадии) совершенствования, развития, усложнения.
Вот они:

1. До рождения (ПРЕнатальная фаза) инстинкт голода удовлетворяется сам собой – плод получает все соки через плаценту и пуповину – он лишь часть организма матери. Не жизнь, а райская сказка!
 
2. Перед появлением зубов (ПРЕдентальная фаза). Для того, чтобы удовлетворить свой голод, ребёнок должен найти сосок и приложить усилие – создать вакуум, тягу. Как только тяга (подсос) создана, молоко течёт само, а ребёнку остаётся только глотать и не захлёбываться. Это такое "увлекательное" и "сложное" занятие, что в ходе его ребёнок погружается в некий транс, отключается и вскоре засыпает, как ученик на скучном уроке или отец семейства на концерте симфонической музыки. Однако на второй стадии развития инстинкта голода уже появляется агрессия – чувство, необходимое для того, чтобы добыть себе пищу и, в конце концов, выжить. Ребёнок агрессивно вцепляется в сосок (бутылочку с соской) и рычит, как собака, овладевшая косточкой. Но на этой стадии ребёнок ещё только агрессивно-пассивен. Агрессия уместна лишь в начале процесса, а потом можно немного расслабиться и даже заснуть.
 
3. Появление передних зубов (резцовая фаза). Сказка подходит к концу. Ребёнок получает возможность кусать и откусывать куски твёрдой пищи. Естественно, он первым делом вгрызается в привычный сосок и получает "по ушам" за такое "агрессивное" поведение.
 
4. Появление коренных зубов – моляров (молярная фаза). Сказка окончена. Теперь, для того чтобы выжить, ребёнок должен сам откусывать пищу резцами и перетирать её жевательными зубами. Этот процесс отличается одной мерзкой и неприятной особенностью – он должен быть абсолютно осознан, усилия по его осуществлению не дают ни заснуть, ни отключиться. Жуя пищу, нужно работать, причём работать не халтуря. На этой заключительной фазе инстинкт голода идёт рука об руку с чистой агрессией без примеси пассивности – отныне: или ты – агрессивен, или ты – не жилец.
 
Материнское молоко и жидкая кашка из бутылочки – это то, что наш желудок переваривает с удовольствием и без хлопот. Твёрдые куски мяса и овощей тоже должны стать жидкими, прежде чем попасть в желудок. Но эту работу мы обязаны проделать самостоятельно, перетерев твёрдую пищу до состояния жидкости у себя во рту, с помощью зубов и слюны.
 
Без агрессии ребёнок не научится пережёвывать твердую пищу. А в чём выгода тщательного пережёвывания? Измельчая пищу зубами, мы увеличиваем контактную поверхность пищи со стенками желудка и – получаем больше питательных веществ.
 
Однако процесс взросления идёт негладко. Часто человек "застревает" в одной из фаз развития инстинкта голода. Чаще всего это выглядит так: человек отказывается пользоваться зубами, продолжая вести образ жизни "сосунка". Проблема его в том, что такой человек не хочет "просыпаться", не хочет прикладывать усилия по "добыванию" пищи.
 
Во взрослом состоянии это выглядит так: человек обращается с твёрдой пищей так, как будто бы это – жидкость. Он заглатывает целые куски, отправляя их в желудок не пережёванными. Он невнимателен к своей еде, за едой предпочитает читать, смотреть телевизор – то есть "спать", как младенец.
 
Другой вариант – предпочтение перед жидкой, легкоусвояемой пищей, пищей, которая не требует усиленного измельчения зубами. Тоже самое относится и к предпочтениям, оказываемым лёгкой, хрустящей пище – такая пища, хоть и хрустит на зубах, однако не требует серьёзных усилий по пережёвыванию, создавая лишь иллюзию интенсивного жевания.
 
В принципе, каждый этап взросления – это вызов, бросаемый Природой человеку, это нешуточный экзамен на пригодность к этой жизни. И человек устроен так, что всегда предпочёл бы прогрессу регресс, предпочёл бы лёгкое трудному, не требующее концентрации – сложному, вызывающему лишь страдание и усталость.
 
Да, новое – сложнее, труднее и связано с риском. Но Природа, сделав жизнь крутой горкой, постаралась придать восхождению на эту горку интерес и смысл. Всё новое – не только сложно, больно и трудно, но ещё и захватывающе, заманчиво и разнообразно. Именно поэтому человек, совершая здоровый выбор, предпочтёт сложное восхождение на гору, где стоит дворец, мирной жизни в хижине у подножия склона.
 
Итак, есть природное устремление к регрессу, устремление человека обратно в материнское лоно. При здоровом раскладе оно же компенсируется самой хитрой Природой – которая обещает потрудившимся в поте лица приз и сюрприз.
 
Но иногда "застреванию" ребёнка во второй, предентальной фазе – фазе сосания, "помогают" сами родители.
 
Например, некоторые родители считают, что ребёнка нужно кормить "здоровой", "полезной" пищей. Но то, что русскому – хорошо, то немцу – смерть. То, что родители, врачи и журналы считают вкусным, сам ребёнок может считать отвратительным. Как ребёнок реагирует на отвратительную пищу? Он выплюнет её или его вырвет этой едой. И вот здесь родители начинают проявлять упрямство и настойчивость, достойные лучшего применения. Они начинают закармливать ребёнка насильно, под крики и угрозы ("совсем плохие" родители) или под прибаутки, сказки и уговоры, а сегодня чаще – под телевизор. Сколько раз мне приходилось слышать восторженные благодарности в адрес телевизора: под телевизор наш ребёнок может съесть всё! Посмотрим же на механизм этого "счастья"...
 
Ребёнок, который испытывал естественное отвращение к измельчённой в порошок гречневой каше с перетёртым мясным фаршем и "морковочкой" (Вы сами такую гадость будете есть?) понимает, что в его мнении тут не нуждаются. Его отвращение никуда не девается, наивные родители! Оно проходит самую вредную и опасную трансформацию – подавляется или по терминологии Фрейда – вытесняется в область бессознательного.
 
Вытесненное отвращение к твёрдой пище, которую нужно жевать, превращается в отвращение к Жизни, которую тоже нужно жевать – Проживать. Итак, природа наградила ребёнка зубами и по наобещала ему: "Сейчас тебе будет интересно! Знаешь, сколько в мире всего вкусного! Ты только жуй, как следует, смакуй каждый кусочек, наслаждайся, учись грызть зубами". И вот ему подают то, от чего его рвёт. Ребёнок понимает, жизнь его обманула, и возвращается в фазу "сосунка". У него развивается "вкусовая фригидность", он старается "отключиться" на момент приёма пищи, поскорее заглотать мерзкую гадость, а родители ещё и помогают ему в этом, усыпляя его сознание телевизором.
 
Тем не менее, факты таковы. Единственный способ включиться во взрослую жизнь и научиться драться за жизнь, это научиться драться за неё ... зубами. Сознание человека пробуждается впервые от транса и спячки именно в момент осознанного грызения, жевания и смакования мира на вкус. Причём этот процесс должен сопровождаться физическим насыщением. То есть, иметь смысл. Грызение палочки смысла не имеет. Грызение еды – это совершенный законченный процесс.
  • Я работаю;
  • Я осознаю себя "здесь и сейчас";
  • Я насыщаюсь.
Очень долгое время мы все жили в культуре, которая насаждала нам самоубийственную идеологию. Это была культура, ненавидевшая ЗУБЫ как символ агрессии, как символ жажды активной жизни. Такую культуру придумали люди, которые боялись самих себя и отрицали свою очевидную природу. Не секрет, что всё европейское искусство пронизано христианской символикой. На картинах эпохи Возрождения есть чёткий канон изображения "ангелов" и "дьяволов". Все "хорошие" люди имеют на портретах закрытый рот, мы можем любоваться только их губами. Все "плохие" персонажи рисовались с оскаленным, приоткрытым ртом, обнажавшим ряд зубов. Художники и критики Возрождения называли такую улыбку "дьявольским оскалом". По одному только нарисованному рту можно было понять, как художник относится к нарисованному им хозяину этого рта, кого же он нам тут изобразил.
 
Эта идея подана нам христианством, идущим рука об руку с жёсткой государственной властью, которые наложили запрет на агрессию. В их представлении, люди должны пребывать в стадии невинного младенчества. То есть, потреблять уже приготовленную кем-то жидкую пищу. "Кусака" не приветствуется в таком обществе.
 
Государственный служащий – это невротик, пребывающий в стадии "сосунка". На работе он "спит" (иногда в прямом смысле), а "материнское молоко" льётся к нему само, безо всяких усилий, на зарплатную карточку. Да, конечно, льётся немного, нежирное, давно бы уже пора отучить здорового балбеса от груди, но на прожитие хватает. В том же состоянии пребывают люди, кровно заинтересованные в дотациях, льготах, пособиях и социальной поддержке иного рода. Главное только захватить сосок губами, сделать вакуум, а там само потечёт.

Человек, который перестал зависеть от подачек и дотаций и рискнул сам своими зубами пережёвывать для себя пищу – это предприниматель, "свободный художник", не нуждающийся в готовой жидкой пище. У него есть зубы (агрессия) и слюна (вкус к жизни) – он сам себе "приготовит" удобоваримый обед.
 
Так же как любая мать мечтает, чтобы её ребёнок вечно оставался сосунком и не доставлял ей хлопот, так и власть мечтает видеть в лице своих "подданных" – милых, вечно спящих деток. А количество выпиваемого ими молока всегда можно контролировать.
 
Гештальт-терапевты пронаблюдали ещё одно тягостное последствие "запрета на дентальную агрессию" или запрета на то, чтобы быть "кусакой". Эти запреты приводят к... оглуплению. Человек, который так и не включил мозги, когда от него это требовалось – в момент перехода на твёрдую пищу – требует и от духовной и от интеллектуальной "пищи" только одно – она должна быть легкоусвояемой!
 
Поскольку таких людей – большинство, мы можем судить – насколько невротизированно общество в целом. Что такое легкоусвояемая интеллектуальная и духовная пища? Это информация, которую можно вычитать в популярном журнале, это фильм "про историю", увиденный на образовательном телеканале, с американскими актёрами в роли древних египтян. Это "облегчённые варианты" религий и этических систем. Поп-йога, поп-дзен, поп-медитация... главное, купить в магазине спорттоваров гламурный коврик для йоги, и перерождение в теле олигарха тебе обеспечено.
 
С так называемыми "учёными" дело обстоит не лучше. Они, в отличие от обывателей, вынуждены поглощать твёрдую пищу учебники и труды-первоисточники- им по роду службы положено. Но учёные (не все) поглощают эту твёрдую пищу, как будто перед ними пища жидкая – заглатывают её кусками, не прожёвывая и не переваривая. Такое "обогащение знаниями" не идёт им впрок. Через какое-то время, они срыгивают эти не переваренные куски в виде диссертации, научной статьи или курса лекций, а то и собственного учебника. Их часто обвиняют в плагиате, а надо бы констатировать просто умственное несварение.
 
Отношение к еде, приобретённое в детстве, и отношение к информации – это для психики и для психотерапевта – одно и то же.
 
Вот как образно пишет отец-основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз о варварском отношении к принятию пищи в современном обществе. Перенесите это высказывание на "усвоение интеллектуальной информации" и причина нашего невежества станет ясна.
 
"Стал редкостью не только настоящий гурман, медленно смакующий каждое блюдо, изменилось вообще наше отношение к поглощению пищи. Онемелость вкуса гиперкомпенсируется при помощи всевозможных возбуждающих аппетит специй".
 
Какая часть человечества пребывает в состоянии младенца-паразита, чья работа ограничивается "подсасыванием" к материнской груди? Сколько у нас людей, которые не умеют ни тщательно пережёвывать, ни тщательно прорабатывать что-либо, ни выносить напряжённое ожидание?
 
Выход из этой ситуации есть. Как это ни смешно прозвучит, но учиться никогда не поздно. Я имею в виду, никогда не поздно развить у себя недоразвитый инстинкт голода, который нужно было развивать ещё тогда, когда у Вас прорезались первые зубы. Природа и здесь предусмотрела выход из ситуации – безвыходных ситуаций у неё нет.

Главный лозунг гештальт-терапии, подхваченный от неё всеми психотерапевтами без исключения – "жизнь здесь и сейчас". Живи – здесь и сейчас. Вдумывайся в то, чем ты занят в эту секунду, другой секунды у тебя нет! А для этого начни с тщательного и вдумчивого пережёвывания зубами твёрдой пищи. Этот урок ты не усвоил, придётся усвоить теперь.
 
Чудесным образом, люди, изменившие своё отношение к принятию пищи, и научившиеся есть медленно, тщательно пережёвывая твёрдые куски, меняют и своё отношение к жизни в целом. Они начинают ценить каждую секунду своего бытия и наблюдают много удивительных вещей, которые не замечали раньше. Это один из первых шагов на пути к исцелению невроза. Тщательное жевание заставляет людей – проснуться, перестать быть в постоянной и блаженной "отключке", принять ответственность на себя.
 
Как только человек вернёт себе здоровую агрессию и зубы – её главный инструмент, он станет самостоятельным индивидом, а значит, – победителем.

Источник

Метки: Развитие личности, Гештальт-терапия,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
О психической саморегуляции

О психической саморегуляции

19.04.2019
2639
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Исходя из теории ментального метаболизма, одной из основополагающих в гештальт-подходе – весь человеческий организм, и, в частности, психика, постоянно стремится к восстановлению нарушенной целостности. Раны на теле стремятся заживать. Открытые гештальты стремятся к завершению. Опыт стремится быть ассимилированным, усвоенным".

Метки: Гештальт-терапия, Психика,

"Нет достойных мужчин"

"Нет достойных мужчин"

17.04.2019
5516
Психолог Елена Назаренко: "Этот психологический материал посвящён развенчанию популярного мифа о том, что нет достойных мужчин и прочих сходных по структуре формулировки мифов".

Метки: Развитие личности, Женщины, Мужчины,

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

Почему так сложно начать менять жизнь к лучшему?

12.04.2019
9223
Психолог Мария Горшкова: "Человек продолжает держаться за привычное, хотя оно давно уже не делает его счастливым. А может, и не делало никогда. Но он продолжает надеяться, что когда-нибудь всё изменится".

Метки: Развитие личности,

Тайны незавершенного гештальта

Тайны незавершенного гештальта

27.03.2019
7060
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Особенность незавершённого гештальта в том, что он никогда не будет завершён, если человек слишком эмоционально вовлечён в этот процесс".

Метки: Развитие личности, Гештальт-терапия,

5 навыков зрелости

5 навыков зрелости

07.02.2019
15038
Психолог Юлия Пирумова: "Эти пять навыков – открытия моей взрослой жизни. Еще сравнительно недавно я не предполагала, что когда-нибудь начну считать их действительно важными для зрелой личности. Мне казалось, что взрослость – это, скорее, способность обходиться без них. Но чем ближе сорокалетие, тем ощутимее, что без этих способностей не видать мне счастья".

Метки: Развитие личности,

Как перестать винить себя за недостаток развития

Как перестать винить себя за недостаток развития

06.02.2019
15017
Психотерапевт Анастасия Рубцова: "Для большинства из нас процесс учёбы неразрывно связан с оценкой. Если мы представим себе мозг, то в нём зоны "учёбы" и "оценки" будут очень близко, а между зонами "учёбы" и "удовольствия" будет расстояние, как от Китая до Мадрида. Можно ли связать Китай с Мадридом транспортными путями? Можно, но, как любое новое, это потребует больше сил и времени, чем проторённый путь".

Метки: Развитие личности, Чувство вины, Принятие себя,

Стремление к совершенству или как потерять себя

Стремление к совершенству или как потерять себя

24.01.2019
11056
Наше неведение в том, что мы изначально совершенны, ведет к тому, что мы начинаем искать подтверждение его вовне. И проблемы возникают тогда, когда стремление к совершенству приобретает направление – быть лучше других.

Метки: Развитие личности, Принятие себя, Иллюзии,

Тем, кто хочет измениться

Тем, кто хочет измениться

28.12.2018
33115
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "Итак, скажу по секрету: все плохо. Невозможно стать кем-то другим. Никогда не придет кто-то и не решит все ваши проблемы за вас. Никогда, ни у кого не наступит время "сплошной белой полосы". У вас тоже не наступит."

Метки: Развитие личности,

Унижение

Унижение

20.12.2018
9058
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное – значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Иллюзии,

Самолечение в психологии

Самолечение в психологии

28.10.2018
15895
Психолог Олег Сатов: "Прежде чем говорить о том, можно ли самостоятельно разобраться со своими тараканами, стоит прояснить, в чем вообще состоит смысл психологической работы, будь то самостоятельной или под руководством профессионального психолога. Ответить на этот вопрос можно с трех разных точек зрения, в зависимости от ситуации, личных целей и предпочтений".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Засилие позитива

Засилие позитива

17.10.2018
17315
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В статье речь идет не про позитивную психологию, а про тех людей, которые паразитируют на ней".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
26119
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

09.10.2018
13659
Знаете ли вы, как формируются плохие привычки? Осознаете, когда еще можете от них отказаться и все изменить? Независимо от того, какое зло вас гложет, вы способны избавиться от привычки, пока действительно настроены решить задачу.

Метки: Личная эффективность, Развитие личности, Самодисциплина,

Отчаянный поиск себя

Отчаянный поиск себя

24.09.2018
38786
Психолог Елена Андреева: "В практике психологической работы все чаще и чаще приходится сталкиваться с людьми, которые "ищут себя". Они, без преувеличения, действительно чувствуют себя "вне себя", дискомфортно. Они тратят на поиск массу времени, сил, прикладывают немалые старания и проявляют недюжинную волю в этом процессе. Кого-то эти занятия временно удовлетворяют. Кого-то – совсем не удовлетворяют, а кто-то попросту замещает смысл поиска процессом".

Метки: Развитие личности, Личность,

Как справиться со страхами – методы гештальттерапевта

Как справиться со страхами – методы гештальттерапевта

19.09.2018
6808
Тема страхов очень обширная и многоликая. В этой статье я хочу раскрыть своё видение этой проблемы и методологию работы.

Метки: Страх, Гештальт-терапия,

Читать по теме:

|
Повторяемость

Повторяемость

09.01.2019
1420
Это небольшая зарисовка об отношениях, о зависимости и одиночестве, о том, как страшно, порой, менять что-то в жизни.

Метки: Развитие личности,

Психотерапия, как практика новой формы реальности

Психотерапия, как практика новой формы реальности

24.11.2018
773
Живя в информационной реальности, современный человек ежедневно сталкивается с огромным количеством разнообразной информации. Соцсети и интернет дают возможность практически неограниченного контакта с людьми, в котором человек обречен постоянно испытывать много эмоций и чувств, являющихся маркерами его потребностей.

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Бегство от тишины или гигиена мышления

Бегство от тишины или гигиена мышления

08.10.2018
3434
Это размышления о том, как работает наше мышление и как можно систематизировать этот процесс.

Метки: Развитие личности, Контроль, Психика,

Как не страдать

Как не страдать

01.10.2018
947
Страдания и душевная боль рассматривается нами как лишнее, как проявление слабости, как преграда к счастливой и спокойной жизни. А так ли бесполезны страдания?

Метки: Развитие личности,

Покорность – это про комфорт

Покорность – это про комфорт

26.09.2018
1247
Как только я начинаю сопротивляться системе, в которой живу, мне в грудину будто кол вгоняют, насквозь, до самых лопаток. Дышать тяжело и распрямиться сложно. Лекарство одно: честно выбрать, остаюсь ли я в системе. И если ответ положительный, тогда и сопротивляться не надо. Это твой выбор. Покорись и расслабься, сделай себе мягко и комфортно в том, что выбрала.

Метки: Развитие личности, Личность,

Выйти из замкнутого круга

Выйти из замкнутого круга

17.08.2018
1789
Любые попытки быть не собой обречены на провал. Искать свою силу можно только внутри, а не в соответствии с ожиданиями других, особенно агрессивно настроенных других.

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Искусство быть смелым

Искусство быть смелым

11.08.2018
1388
Статья о том, как важно в современном мире быть смелым, и как это в себе развивать.

Метки: Развитие личности,

Ограничивающие убеждения

Ограничивающие убеждения

30.07.2018
10031
Что же это за зверь такой, и как он в нас проявляется? Можно ли ему сопротивляться: И если да, то как? Прежде всего стоит понять, откуда берутся ограничивающие убеждения.

Метки: Развитие личности, Сценарии,

Потребности, мотивы и удовольствие

Потребности, мотивы и удовольствие

23.07.2018
1070
Как стать другим? Нередко, человек, желающий что-либо изменить в своей жизни, сталкивается с тем, что не получается при всем желаниии. Выучить язык, записаться на фитнес, перестать пить, улучшить отношения с партнером. Даже с психологом не получается. Что скрывается за сопротивлением, почему оно такое упрямое?

Метки: Мотивация, Развитие личности, Психика,

Как прожить не свою жизнь?

Как прожить не свою жизнь?

08.06.2018
1612
Как отказаться жить свою жизнь и в конечном счете впасть в депрессию? Есть множество испытанных способов – таких привычных и знакомых!

Метки: Развитие личности, Сценарии,

Перестать быть Неудачником!

Перестать быть Неудачником!

07.05.2018
1232
Итак, вы тот, кто время от времени считает себя "неудачником"? Вы говорите себе, что ни на что не способны? Чувствуете обиду и разочарование? Занимаетесь сравниванием себя с эталонами? У каждого есть своя собственная внутренняя стратегия, как он приводит себя к званию неудачника. Давайте разберемся, как это делаете вы!

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём