Ловушки, в которые легко попасть, искренне желая счастья своим детям
Автор: Александра Павловская, семейный психолог.
– Моя мама продолжает владеть моей жизнью. Меня это возмущает! Что мне делать?
– Сколько Вам лет?
– 26.
– Вы живете вместе с мамой?
– Нет, она купила нам с мужем квартиру.
– На кого оформили?
– На нее, она боится, что мы разойдемся и он заберет половину.
– Вы финансово независимы от мамы?
– Не совсем. Я сейчас не работаю, у меня ребенку почти три года, а с садиками проблемы. И вообще, я считаю, что женщина должна быть с ребенком, создавать уют дома!
– Ага, понятно. А мама еще как-то помогает?
– Ну, она берет внучку, когда мне нужно сходить куда-то или отдохнуть. Дарит подарки. Еще мы ездили на Кипр на мое день рожденья, а дочку оставляли с ней. Еду иногда вкусную покупает, в поликлинику вместе ходим, я очень переживаю, сейчас такие врачи, ужас.
– Угу. А что Вас возмущает?
– Она спрашивает, сколько получает муж и почему он отказался перейти в ту фирму, что мамин знакомый предложил. Там ему платили бы на 15 тысяч больше. Но он бы тогда дома мало был бы! – растерянно, возмущенно.
– А когда мама об этом спрашивает? То есть, вот просто с порога, или за обедом, или как?
– Когда я денег прошу, нам не хватает. А она дает, но постоянно меня воспитывает, говорит что мне делать, и к мужу со своими советами лезет. Да не нужны мне ее деньги. И помощь ее тоже.
– Это действительно так?
– ?
– То есть, Вы бы хотели, чтобы мама Вам и Вашей семье давала деньги, сидела с ребенком, помогала по хозяйству, и при этом была тихой, вежливой, незаметной?
В ответ улыбается. Молча кивает головой. Щеки слегка краснеют.
Для мам
Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив. Я тоже этого хочу.
Есть несколько ловушек, в которые легко попасть, искренне желая счастья своим детям.
- Делать за них то, что дети могут уже делать сами;
- Требовать от них то, что они еще пока не могут.
В первом случае – потому что ему так выгодно. Во втором – потому что в его опыте от него требовали чего-то непосильного, и он выучил, что он неудачник.
Сколько бы лет не было сейчас вашему ребенку, как только вы задумались о том, не нарушаете ли вы границы личности и границы его возможностей, притормозите, и определите ясно:
- Что вы хотите?
- Что и какая помощь будет полезна для вашего ребенка?
- Что приведет к тому, что тот останется парниковым цветком-инфантилом?
Я знаю как трудно остановиться активным, социально успешным родителям, которые искренне, от всей души хотят "как лучше" и уже очень давно. Ездят как танки по территории жизни своих детей. Одновременно оказывая им, а иногда и впихивая, "гуманитарную" помощь.
Найти тут грань между "я же люблю своего ребенка, это все для него" и "мой ребенок – взрослый, самостоятельный, я люблю его и горжусь тем, что он сильный и свободный" часто очень сложно.
Для этого существуют полезные помощники – психологи.
Если своевременно не научить своего детеныша быть самостоятельным, быть отдельным, если продолжать активно нарушать его границы, то
- Или он оторвется однажды, возможно через острый конфликт;
- Или останется таким, придатком к родительской системе, так и не прожив свою собственную жизнь.
Есть два основных варианта нарушения границ дети-родители.

- Ой, если ты выйдешь замуж за него, у меня будет инфаркт:
- Ай, если ты на ней женишься, я помру вотпрямщаз.
За ними стоит желание контролировать детей и использовать их ресурсы для себя.
В этом случае психологическая сепарация – это жизненная необходимость для ребенка, который "сидит" на мощнейшем крючке из чувства вины и долга, который ему прививался много лет.
Обратная сторона – это когда взрослые дети удобно едут на шеях родителей по жизни, и их претензии к родителями – "не так везут", "мало дают", "сами виноваты, что не научили, не воспитали" и т.д.
О границах
При паталогическом слиянии – застревании в созависимых отношениях, границы сильно размываются, и люди перестают отличать где и чьи интересы, территория, зона ответственности.
Основная причина, по которой родители и дети позволяют нарушать свои границы – это вторичная выгода. Может быть – материальная, может быть – психологическая.
При отстаивании своих границ есть достаточно высокий риск конфликта, и есть риск того, что столь близких, пусть и болезненных отношений, больше не будет.
На чем имеет смысл сосредоточиться, если вы сейчас находитесь в отношениях, в которых ваши границы сильно нарушаются?
В первую очередь – на внутренней и внешней независимости. Все свое время и внимание вы можете направить на создание для себя условий, в которых вы можете сказать спокойное "нет" там и тогда, где и когда Вы этого хотите.
Если вы отчетливо и ясно понимаете, что тратить свои силы на развитие себя, на работу по созданию своей независимости вы не хотите или не можете, то тогда перед вами стоит совершенно другая задача:
- Каким образом научиться взаимодействовать с "донором-агрессором" в лице родителя или кого-то еще так, чтобы вам было максимально комфортно.
- Что означает развитие коммуникативных навыков в сторону "ласковое теля двух мамок сосет" или иных хитрых способов получать ресурсы и избегать внешнего контроля.
В первом варианте через несколько лет вы можете стать уверенным в себе, свободным, сильным, открытым и искренним человеком, который сам обеспечивает свои потребности и умеет строить отношения с людьми на взаимовыгодной основе, сотрудничать.
Во втором варианте вы, возможно, достигнете уровня искусства Макиавели и Карнеги в одном флаконе, фактически способами хитрой межличностной дипломатии обеспечивая свои интересы.
Так или иначе, но вопрос уважения к чужим границам решается за счет того, что оба партнера являются равноценными участниками контакта и начинать его решать можно ровно в той точке, где вы есть сейчас с ответа на простые вопросы:
- Кто я?
- Что у меня есть сейчас?
- Чего я хочу достичь в будущем?
- Что я готов отдавать в отношениях?
- Что я хочу получать, в чем нуждаюсь?
- Какие качества мне нужно в себе выработать и развить, чтобы получить желаемое?
- Что конкретно я могу сделать сейчас для того, чтобы продвинуться к своей цели?
Метки: Воспитание, Материнство, Семья,
Читать по теме:
|Секрет влияния на ребенка
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Родительский стресс
Формула любви для узников брака
Метки: Инфантильность, Семья, Любовная зависимость,
Дети, которые ничего не хотят…
Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Наказание молчанием
Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Садись, два
Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,
Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Моя мама всегда говорила...
Метки: Семья, Сценарии, Интроекция,
Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа
Метки: Материнство, Женщины, Личный опыт,
Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?
Метки: Воспитание, Зависимость,
"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности
Метки: Воспитание, Управление эмоциями,
Работа на всю жизнь
Метки: Воспитание, Личный опыт,
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе
Метки: Воспитание, Подростковый возраст,
Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови
Метки: Материнство, Неблагополучная семья,
"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Что случилось с нашей игривостью?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,
Право на счастье
Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,
Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом
Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,
Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Маловато будет или кто должен содержать семью?
Метки: Психология денег, Семья,
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
Как оторвать детей от гаджетов без скандала
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,
6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Прощай, эмпатия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
4 шага к общению с ребенком без крика
Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
Метки: Воспитание,
Читать по теме:
|Сообщать ли ребенку о смерти близкого?
Метки: Воспитание, Горевание,
Семейные кризисы
Метки: Семейные кризисы, Семья, Психологический кризис,
Чего нет в счастливых семьях?
Мать и дочь. Кто кого?
Метки: Материнство,
Кризис трех лет
Метки: Воспитание, Психологический кризис,
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы
Метки: Воспитание, Материнство,
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?
Метки: Воспитание, Арт-терапия,
Нужно ли стыдить ребенка?
Метки: Воспитание, Стыд,
Зачем маме заботиться о себе?
Метки: Материнство, Ресурсы ,
Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,
Как приучить ребенка к самостоятельности
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Итальянцы, викинги и язык любви
Дети учатся только на примере
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
Воспитание ребенка: как устанавливать границы
Метки: Воспитание, Материнство, Границы,
А ваш ребенок действует назло?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как не нанести ребенку психологическую травму?
Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Почему уговоры и объяснения не действуют на детей
Метки: Воспитание,
Мам, купи собаку!
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как научить ребенка слушаться?
Метки: Воспитание, Материнство,
Адаптация ребенка в первом классе
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Мать и дочь: метаморфозы взросления
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,
Я плохая мать?
Метки: Материнство,
Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия
Метки: Воспитание, Сексуальность,
Как сказать ребенку о смерти?
Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,
Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери
Метки: Подростковый возраст, Сексуальность, Материнство,
Родительские запреты
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Ребенок очень стеснительный
Метки: Застенчивость, Воспитание,