Реклама

"Модное оправдание": Как я столкнулась с выгоранием

19 Сентября 2021
11480


Катя Белкина о том, что помогло ей справиться с проблемой.

Пару лет назад по рекламному сообществу гуляло эссе Линдса Реддинга, арт-директора из Новой Зеландии, ставшее популярным уже после его смерти. В тексте "Маленький урок на будущее" он описал режим, в котором работал тридцать лет, и в нём явно читается, что оно того не стоило: "Неделя отпуска – это хорошо. Месяц – непозволительная роскошь. Сейчас я „наслаждаюсь“ вынужденным отстранением от моей прошлой реальности. И это лучшие шесть месяцев моей жизни. Когда ты привык всю жизнь бежать с низкого старта, стреляя от бедра и танцуя сквозь игольное ушко, полезно взглянуть на свою жизнь со стороны. Очень отрезвляет".

Я считаю, что этот текст стал таким вирусным, потому что очень многие узнавали в нём свою рабочую рутину. Меня он тоже тронул, но я решила, что со мной такого точно не случится. Мне казалось, что, как и с жуткими историями о смерти на рабочем месте в Японии, это слишком далеко от моей реальности.
Реклама

Сейчас я понимаю, что в тексте Линдса описано ровно такое же соотношение работы и личной жизни, при котором со мной произошло выгорание. Я выпала из профессии, которую любила, на полгода. У меня было ощущение, что меня закормили манной кашей, она стоит колом в горле и больше в меня никогда ничего не влезет. Конечно, мне очень далеко до Линдса с его тридцатью годами стажа (у меня всего семь), но представьте, каково это – когда то, что я так любила и лелеяла, перестало иметь хоть какую-то ценность.

Синдром профессионального выгорания внесён в МКБ-11 и является основанием обратиться за медицинской помощью, но многие по-прежнему считают его модным оправданием и надуманным состоянием. В моей жизни такими людьми были работодатели. "Выгорания не существует. Если ты выгораешь – ты не умеешь придумывать, ты не профессионал!" – сказал мне на собеседовании креативный директор одного крупного агентства. Вспоминая тот случай, я понимаю, что хочу рассказать свою историю – ведь когда читаешь о чужой борьбе с демонами, легче победить своего.

Как всё начиналось

До мира рекламы я работала дизайнером в редакции журнала и параллельно училась в Британке на арт-директора. А потом в мою жизнь пришёл сериал "Безумцы" и чудесная реклама Volkswagen "The Force". Тогда я почувствовала, что всё – я железобетонно хочу в этот мир. Я буду как Пегги Олсон: придумывать истории, красноречиво презентовать их клиенту, тот будет смотреть на меня восхищёнными глазами, а потом я побегу снимать ролики. Очередь из таких же грезящих миром рекламы уже тогда была большой, и мне пришлось приложить максимум усилий, чтобы осуществить намеченное. Я начинала стажёром и доросла до арт-директора – это многогранная работа, состоящая из разных этапов. Рекламные арт-директора отвечают за общую визуальную форму рекламной кампании и придумывают саму концепцию в паре с копирайтером: каким будет сообщение кампании, что будет изображено на рекламном плакате, как именно газировка должна литься в стакан, в каком наряде знаменитость станцует в рекламном ролике.
Реклама

Первые годы было непросто, но работалось в кайф. Все проекты казались мне интересными и важными, я бралась за любой бриф и вникала в него до мелочей. Любые задержки допоздна, отменившийся поход в спортзал или рабочие выходные я считала легитимными жертвоприношениями во имя чего-то более важного. При этом каждый день я чувствовала себя, как Скрудж Макдак, с разбегу ныряющий в золотые монетки. Разговоры с коллегами были приятными и почти всегда заканчивались смехом.
Реклама

Больше всего я любила съёмочные проекты. Вообще, съёмка рекламного ролика – это праздник. Процесс подготовки захватывающий: написать сценарий, обсудить его с режиссёром, провести кастинг актёров, утвердить гардероб, обсудить музыку и спецэффекты. А затем наступает съёмочный день, когда ты видишь, как оживает всё, что ты придумала, – по ощущениям это магия. Во время съёмочных проектов я могла забыть вообще обо всём.

Я стала очень удобным сотрудником, который за всё берётся с энтузиазмом и никого не подводит, всегда была готова задержаться или взять работу на дом. Но людей, которые не умеют говорить "нет", берут в оборот ещё больше. Реклама – это в первую очередь бизнес, хоть и творческий, а я думаю, что любой бизнес в принципе заточен выжимать из людей максимум. Специфика рекламной индустрии – в бешеном темпе в сочетании с установкой на высокое качество продукта. Неиссякаемый поток правок от клиента, дедлайны всегда "вчера", несколько рабочих чатов в мессенджерах одновременно – в таком состоянии креативщики ежедневно пытаются родить идею. Мем "Я слышу, вы ещё дышите, нужно внести правки" куда ближе к реальности, чем кажется. Я думаю, что именно такая среда сформировала средний цикл работы рекламщика в России: работаешь – упахиваешься – увольняешься в никуда – отдыхаешь пару месяцев – выходишь в новое агентство. Эйчаров на собеседовании не отталкивает формулировка: "Я подустала в прошлом агентстве, отдохнула, готова снова идти в бой".
Реклама

К моменту, когда запал новичка начал иссякать, у меня возникла новая цель. Она очень понятна сердцу любого креативщика – я захотела выиграть Канны, самую престижную награду в области рекламного креатива. Я и так была очень удобным, гиперответственным и критично относящимся к себе сотрудником, а в довесок к этому поставила себе супервысокую цель. Примерно с этого момента стали появляться предвестники выгорания – но я этого ещё не понимала и сделала прямо противоположный вывод.

Зона горения

Первым стал сигналить организм. Чуть что, у меня возникала простуда, ещё были частые мигрени и хронический недосып. Но эти тревожные звоночки я уверенно игнорировала и списывала всё на сезонную хворь, гуляющую по офису.

Потом я заметила, что стала слегка циничной. Вместо смеха с коллегами начала больше ворчать: "Мы же не людей спасаем! От того, что я не сдам вовремя рекламный ролик, никто не умрёт". Я чувствовала, что то, на что я трачу большую часть своего времени, бессмысленно, что я не делаю чего-то значимого. Ощущала, что нарастает внутренний конфликт с моими ценностями: когда весь мир обсуждает права женщин, я двигаю тарелку супа на макете на три миллиметра и пытаюсь придать долькам картофеля более сексуальный вид.

Какой вывод из всего этого сделала я? Что я сама себя накручиваю, нужно не лениться и стараться ещё больше, ведь другие люди как-то делают крутые проекты. Я задействовала силу воли, но состояние только ухудшалось. Помню, что абсолютно утратила аппетит к выставкам и кино – хотя раньше, например, всегда любила ходить в "Гараж", не пропускала ни одного мероприятия. В тот период я чувствовала тотальное равнодушие и апатию – мне не хотелось даже изучать чужое творчество.
Реклама

На работе дела шли так себе: 90 % проектов казались мне наказанием за грехи. Было ощущение, что всё очень скучно и то, что я делаю, никому не нужно. Инстаграмный контент других креативщиков тоже подпитывал эту мысль – казалось, что все на свете делают крутые и интересные проекты, но только не я. Я физически ощущала тошноту, когда просто открывала фотошоп.

Но даже это не заставило меня пересмотреть отношение к работе. Я списывала всё на внешние факторы: плохие менеджеры, неинтересные проекты, безответственный напарник-копирайтер. Я продолжала работать, но медленнее, чем обычно. Начальство говорило, что мой цинизм и негативное отношение "заметно и плохо влияют на настроения в офисе", что я демотивирую новых сотрудников. Парировать мне было нечем. Я была очень несчастна и ощущала себя будто в одиночестве на льдине.

Остаток негатива я вымещала на своем ближайшем круге – даже с репетитором английского я обсуждала недовольство работой. При этом мне не казалось, что я напрягаю людей своими рассказами, ведь я просто жаловалась – так делают все. Я искала поддержки, мне хотелось, чтобы меня взяли на ручки и пожалели – но я не заметила, как это стало главной темой моих разговоров. Мне повезло, что друзья не стали обесценивать моё состояние, а деликатно предположили, что мне нужна поддержка специалиста.

Так я оказалась в кабинете у психолога. Она диагностировала выгорание и объяснила, чем оно отличается от депрессии. Если говорить коротко и просто, депрессия распространяется абсолютно на все сферы жизни. У меня же всё было неплохо, за исключением того, что касалось работы. Я решила, что смогу побороть это состояние сама, и не стала продолжать терапию.

Точка невозврата

Есть эпизод, который я считаю точкой невозврата. За месяц до коллапса у меня появилась странная привычка: по утрам я старалась растянуть путь от дома до двери офиса. Придумывала, как и чем насытить тридцать минут пути, чтобы внести разнообразие в рабочий день, который я всё равно убью на скучные дела – например, сделать крюк в сторону "Старбакса" и побаловать себя напитком. В один из таких дней, наконец переступив порог офиса, я резко почувствовала себя плохо: у меня начала кружиться голова, я почувствовала тремор, сердце стало биться чаще, а сознание, наоборот, внезапно затуманилось. Но главное – жуткое ощущение всепоглощающего страха. Я не понимала, что происходит с телом: как будто всё одновременно решило сломаться, как будто я перестала его контролировать. Я очень испугалась – подумала, что это сердечный приступ или что-то похожее.

Как только мне стало немного легче, я поехала к терапевту – оказалось, это была паническая атака. Я была потрясена. Мне очень не хотелось, чтобы подобное состояние повторялось – после этого эпизода я уволилась. Решение было резким и далось легко, а в голове крутилась мысль: "Сейчас это мне нужно для выживания". Я впервые почувствовала лёгкость и свободу, как бы по-рекламному это ни звучало. От меня больше не ждали чудес и того, что я задержусь на работе, клиенты не присылали правки. Не нужно было создавать новые концепты за пять минут, соревноваться и выигрывать "каннского льва".

Я решила взять тайм-аут без чётких временных рамок. Жила на подушку сбережений и думала, что буду заниматься творчеством для себя, потихоньку реанимируясь. Но время шло, а творчество так и не приносило удовольствия. Мне по-прежнему было неинтересно ходить на выставки, хотелось держаться подальше от компьютера. Я стала пробовать разные новые увлечения, и меня кидало из стороны в сторону: медитация, курсы бровиста, кулинария, выгул собак, приготовление комбучи. В какой-то момент я решила, что пора всерьёз осваивать новую профессию – ведь деньги заканчиваются, а я всё ещё явно нетрудоспособна. Но какую? А вдруг я там тоже начну выгорать? Я поняла, что окончательно запуталась и без посторонней помощи мне не справиться.

Как я заново полюбила работу

Вернуться в профессию помогла работа с психологом. Думаю, что есть люди, которым это не понадобится – но я точно не из них. Второй раз я вновь пошла к психологу без страха, но совсем с другим настроем: я была намерена изменить своё состояние, а не просто получить диагноз, который как бы дал мне официальное право страдать.

Первым признаком, что я возрождаюсь из пепла, стал вернувшийся интерес к чужому творчеству. Я записалась на вебинар по современному искусству и, слушая его, почувствовала тепло внутри. Сейчас я уже год в строю и снова испытываю приятный трепет и азарт. Сначала я чувствовала себя неуверенно и волновалась: вот классный бриф – а вдруг я опять начну всё делать по-старому и всё превратится в мой персональный ад? Но я следовала новым установкам, и всё сработало.

Да, рекламная индустрия действительно сложная и агрессивная среда. Поменять её я не могу – и никто не может, это монолит. Но я могу изменить своё к ней отношение, то, как я реагирую, и сценарии, по которым я действую – найти такие, которые помогут получать удовольствие от того, что я делаю. Теперь я не стремлюсь быть удобной для всех и слежу за своими границами. Не беру на себя слишком много, учусь говорить "нет" не извиняясь. Среда конкурентная и требует многого, но мой ресурс не бесконечен, и я должна следить за ним сама.

Ещё я стараюсь не оценивать себя через призму своих проектов и не сравнивать себя с другими. Есть расхожее мнение, что троечникам в жизни легче – думаю, что привычка воспринимать себя через оценку, которая идёт из школы, очень вредная. Я имею право на ошибку, могу сделать что-то неидеально и даже накосячить. И это не значит, что мне нужно ставить на себе крест – наоборот, это движение вперёд. В одном из самых престижных рекламных агентств мира Wieden + Kennedy в лобби висит надпись "Fail faster" – думаю, не зря.

Теперь я не вовлекаюсь в рабочие проекты эмоционально так же сильно, как раньше. Наш ресурс ограничен, и если очень глубоко вникать во всё и полностью контролировать каждую мелочь, проекту это особенно не поможет – зато сожжёт внутренние силы. Нужно обязательно оставлять что-то на себя и близких, поэтому я не забываю переключаться и отдыхать. Отдых такая же важная штука в моём календаре, как и все рабочие встречи: я стараюсь планировать его заранее и не переносить. В течение рабочего дня пользуюсь приложениями для медитации.

Мой план роста теперь намного реалистичнее. Если поставленная планка очень высока, лучше на пути к ней расставить более достижимые мини-цели – например, не метить сразу в Канны, а начать с меньших фестивалей. Или вообще не зацикливаться на соревнованиях, а говорить, например, о количестве завершённых проектов в год. Это помогает ощущать рост и видеть, что всё небессмысленно. Это реальный критерий успеха, на который можно опереться, когда работа кажется неинтересной и бесполезной.

Главный вывод, который я сделала из этого опыта: ответственность за моё психическое здоровье только на мне. Да, на пути будут попадаться люди (в том числе и на руководящих должностях), которые будут ухмыляться при разговорах о психическом здоровье и радоваться, что я впихиваю тонну проектов в своё личное время. Но у меня есть обязанность перед самой собой – вовремя давать отпор. Мне кажется, это здоровое отношение к себе – с уважением и вниманием.

Источник

Метки: Выгорание, Личный опыт,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём