Музыкальная терапия и дети. Практический опыт

24 апреля 2018
3247


Автор: Владимир Элькин, кандидат медицинских наук, психотерапевт, музыкальный терапевт, член Арт-терапевтической ассоциации.

В период Перестройки я начал работать в детском психологическом центре с детьми и их родителями, используя цвет, картины и музыку. Я обнаружил, что дети прекрасно проходят тест Люшера. Их цветовыбор и цветовыбор их родителей связаны: проблемы родителей передавались детям. Я играл на рояле и на синтезаторе детям и их несчастным родителям и просил их слушать, закрыв глаза. Это называется пассивной музыкотерапией. Дети рассказывали об образах, которые видели, и я понял, что любой ребенок – высокоодаренное существо.

Также, в рамках активной музыкотерапии, я предлагал им играть спонтанно на музыкальном инструменте вместе со мной. Я спрашивал детей, что им больше нравится: слушать или самим играть? Большинство говорило – играть самим. Спонтанные импровизации выражали эмоции, снимали тягостное состояние и гармонизировали их. Слушая импровизации, я понял, что все дети гениальны. Девочки, не умеющие играть, начинают играть на пианино, синтезаторе – поразительная, прекрасная музыка напоминает мне исполнение Михаила Ивановича Глинки. Вот девочка талантливо импровизирует на фоне "Лунной сонаты"; вот мальчик, перенесший энцефалит, импровизирует так, что психолог-математик приезжает послушать его игру… Дети видят поразительные образы, если слушают наилучшие мелодии, закрыв глаза.


Я стал понимать: мы гениальны три раза в жизни:
  • Когда мы спим;
  • Когда мы дети;
  • Когда слушаем замечательную музыку, закрыв глаза.
Вспоминаю, как на сеансе одна девочка закрыла глаза, послушала мелодию и говорит: "Я вижу единорога и евоную жену" (хотел бы и я на нее посмотреть). Другая девочка 11 лет концерт Прокофьева превратила в образ – муравьи идут в тюрьму. Третья нарисовала бетховенскую грозу из 6 симфонии – как солнце уничтожает грозу... После появления зрительных образов возникает катарсис – глаза ребенка счастливо горят, при этом гармонизируется цветовыбор, снимаются симптомы, с которыми вы работали.

Дети выбирали изображения животных – у меня был альбом с изображениями собак разных пород. Там же был приведен психологический портрет этих собачек. Оказалось, что выбранные собачки походили на детей, которые их выбрали, а описание характера собачек совпадало с характером ребенка, сделавшего выбор.


Эта работа закончилась, когда дети утащили мой альбом.

Дети и родители

Часто дети имеют симптом, в котором воплощаются проблемы их родителей. Ко мне пришли маленький мальчик и его грузная, мрачная мама. Она измучена поведением мальчика и ее мрачное лицо говорит: "Я помучилась, а теперь помучайся ты".
 
Мальчик все время шкодил. Он маленький, хорошенький, но все время что-то хватал: мои картины, рисунки, ноты. А я схватил его, как большого шкодливого котенка, и носил по комнате. Время встречи истекло. Они ушли, а я с ужасом ждал новой встречи. Вот они снова пришли. Я посадил его за синтезатор и его ручки стали летать по клавишам. В поразительном звуковом послании он выразил все свои обиды, чувства. Психологи сбежались слушать эту удивительную игру. Он закончил импровизацию, успокоенный и умиротворенный. Он выразил себя и избавился от того, что его мучило. Теперь он не мешает мне, и я могу пообщаться с его оторопевшей мамой. Раньше он просто не давал мне поиграть для нее и для него. Теперь, выразив себя в поразительной импровизации, он успокоился и стал тихим. Я не терял время и сыграл маме много чудесных мелодий. Все они говорили одно: "Жизнь прекрасна и все будет хорошо". Они ушли, обнявшись, счастливые и лирически расслабленные, а я был просто счастлив. Музыкотерапия – это реальность.


Энурез.

Я играю на синтезаторе детям с энурезом, они слушают, закрыв глаза, а потом рисуют увиденные образы. Часто встречается изображение моря – сначала бурное море, буря, корабли пытаются спастись. Второй рисунок – море спокойное. И вот заключительный сеанс, за это время симптомы исчезли – возможно, вода ушла в морские рисунки.

На сеансе мальчику с энурезом я играю мелодию Шуберта. Я вижу эту мелодию так: кто-то идет, горы, облака и кто-то спускается по радуге. Так вижу музыку я. Ребенок, высунув язык, старательно рисует цветными карандашами: он изобразил синие камни, домик, по камням идет китаянка в тапочках. А в середине двора – фонтанчик. Да это же прощание с энурезом, он исчез!

Подобных сеансов было много.

Заикание.

Девочка заикалась. Я попросил маму поговорить с учительницей и попросить ее хвалить девочку. Восхищался ее рисунками и говорил, что подобного я не видел. Собирался занятья гипнозом, но оказалось, что заикание исчезло.

Вспоминается и такой случай – ко мне с проблемой заикания пришла девочка – дочка завуча. Мама заметно заикалась и критически относилась к моим усилиям. Девочка прекрасно работала с картинами и музыкой. Темные цвета в ее цветовыборе исчезли, цветовая гамма стала оптимистичной, яркой.


Оставшись с ней один на один, я спросил девочку: "Кого ты боишься? Неужели учеников? Но это же двоечники!" (мне понятно, что она опасается мамы-завуча – она получает пятерки, а маме нужны шестерки). "Ты боишься учителей?" – добавил я, как будто меня это только что осенило. "А чего их бояться – это же неудачники, которые не попали в другие вузы и с горя пошли преподавать бестолковым детям". Девочка радостно хихикнула.

Через неделю появилась мама и сказала, что ее дочка почему-то перестала заикаться. "Как это "почему-то" – возмущенно зашумел я, – "Перед вами специалист по борьбе с заиканием. Благодаря моей прекрасной работе девочка перестала заикаться. Проблема была снята и мы просто радостно послушали музыку, импровизировали и наслаждались одаренностью ребенка, которая вспыхивает в процессе арт-терапии и музыкотерапии".

Однажды я решил проверить постулат "смеющийся не заикается", когда работал с мальчиком-заикой. Я спросил его: "Как тебя зовут?". "С-с-с-с-сережа",- ответствовал ребенок. Я пощекотал его, и он, смеясь, воскликнул "Сережа"! Новая доминанта разрушала патологическую доминанту.

Воздействие образов, мелодий, установок, поведенческая терапия приводили к результату, помогая решить проблему детей, которая их беспокоила. А гениальность детей подсказывала, как им помочь.

Источник

Метки: Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём