Реклама

Настенька и Золушка: территория нелюбви


Невозможность получить любовь от Другого приводит к неспособности любить себя.


В своей статье я снова обращаюсь к сказочным персонажам. Взяв в качестве примера персонажей сказок "Морозко" и "Золушка", взгляну на них "глазами психотерапевта". Для этого буду рассматривать героинь этих сказок Настеньку и Золушку как возможных клиентов. В фокусе моего анализа будут следующие вопросы:
  • Какова специфическая жизненная ситуация развития каждого из сказочных героев?
  • Каков их психологический портрет?
  • С какого рода психологическими проблемами они могут столкнуться в будущем при наличии такой семейной ситуации?
  • Что общее и отличное у рассматриваемых персонажей сказки? 
  • Как может сложиться жизнь у Золушки и Настеньки в несказочной реальности.
Итак, по порядку:
Реклама

Какова специфическая ситуация развития сказочных героев?

Рассматривая семейную ситуацию развития Настеньки и Золушки, я бы сразу выделил то общее, что для нее характерно. Я бы назвал эту ситуацию метафорически – территория нелюбви. Общее, что объединяет наших героинь, – это их позиция "ненужного ребенка" в семье. И у Настеньки, и у Золушки неродные матери, которые не способны любить своих приемных дочерей.

Если экстраполировать сказочную ситуацию на жизнь, то ее можно представить иносказательно. В таком случае, мать-мачеха может быть метафорой матери, неспособной на безусловную любовь. Превращение матери в мачеху или в ведьму в сказке символически означает то, что мать оказывается неспособной выполнять материнские функции, ведущей из которых является функция безусловной любви ребенка. Семейная ситуация Настеньки и Золушки в этом плане схожая. Общее, что есть в жизни у наших героинь, – отсутствие безусловной любви.

Схожая жизненная ситуация у наших героинь и в плане их отцов. В обеих историях мы видим слабого, зависимого от жены мужчину, не способного защитить свою дочь от мачехи. Тот факт, что отцы в сказке родные, символически означает, что они в принципе способны на близость и любовь. Не исключено, что отцы любят своих дочерей, но этого не достаточно. Их любовь беззуба, как и вообще любовь слабого человека, на нее невозможно опереться. Что может дать слабый человек любимому? Разве что сочувствие…
Реклама

Таким образом, мы наблюдаем похожую семейную ситуацию развития у наших сказочных персонажей: мать-мачеха, не готовая безусловно любить ребенка, и слабый отец, неспособный его защитить.

Каков психологический портрет Настеньки и Золушки?

Схожесть жизненной ситуации ведет к формированию у наших героинь схожей структуры личности. Перечислю ее основные свойства:
  • "Неценность" себя;
  • Неуверенность;
  • Низкая самооценка;
  • Отрыв от реальности;
  • Склонность к фантазиям и идеализации;
  • С какого рода психологическими проблемами они могут столкнуться в будущем при наличии такой семейной ситуации?
Практически все возможные психологические проблемы, с которыми они могут столкнуться в будущем, являются производными от их сложившейся структуры личности.

Наиболее типичный вариант развития при такой структуре личности – склонность к формированию созависимых отношений и все проблемы, которые являются производными от такого рода отношений:
  • Нечувствительность к своим желаниям-потребностям;
  • Нечувствительность к своим чувствам и в первую очередь к злости и отвращению;
  • Неспособность проявлять, а иногда и осознавать собственную агрессию;
  • Слабая чувствительность к своим границам и невозможность их защищать.
Что есть общего и отличного у рассматриваемых персонажей сказки?
Реклама

У Настеньки нарушена ее витальная идентичность. И это неудивительно при таком родительском послании – ты не имеешь права быть! Тебе нет места в этой системе, иди замерзай в лесу!

В жизни такая ситуация может складываться в том случае, если мать не хотела ребенка и родившись, он оказался ненужным, лишним, сильно нарушающим ее жизненные планы.

В итоге у ребенка появляется ощущение полного отсутствия ценности себя и следующего рода переживания:

"Я не существую. Я не имею права на свое Я, на свои мысли, чувства, желания-потребности. Я полностью завишу от воли Другого. Я ничего не могу поделать со своей жизнью. Все что я могу – это рассчитывать на милость Другого."

Ведущими чертами личности становятся покорность, терпеливость, пассивность. Ситуация невозможности получить любовь от значимого Другого приводит к неспособности любить себя. Ни при каких условиях.

В жизни персонажи типа "Настенька" незаметны, нетребовательны, удобны, всегда подстраиваются под других, обстоятельства. Не имея "плотности своего Я" они как бы растворяются в мире. Им сложно чего-то хотеть для себя, поэтому они живут для других.
Реклама

Терапия с клиентом типа "Настенька" длительна, так как здесь мы имеем дело с несформированностью базовых оснований идентичности. Основная цель терапии – встретить клиента с переживанием ценности своего Я: Я есть! Я имею право быть в этом мире!

Вариант Золушки более оптимистичен.

Ситуация Золушки организована уже более нарциссически. Ее родительское послание звучит так – ты имеешь право быть если…

Это территория условной любви: "Ты можешь быть, если…" В итоге у нее формируется следующая жизненная позиция: "Нужно стараться и тогда в жизни появится шанс встретить принца!"

Здесь уже нет такой пассивности и покорности как в предыдущей истории. Золушка, в отличие от Настеньки, способна к активности. Но при этом она, как и Настенька, нечувствительна к себе, хоть и не в такой степени.

Невозможность из-за отвергаемой среды проявлять свое Я в реальности, ведет к жизни в мире иллюзорном. У нее плохой контакт с реальностью. Золушка живет в идеальном мире – мире своих фантазий. В сказке однажды наступает момент, когда ее грезы становятся явью.

 Но это лишь в сказке. Сказочная история, как известно, всегда содержит элементы волшебства, чуда. Там старания Золушки и ее мечты сбываются: благодаря волшебной помощи феи-крестной она встречает своего принца.

Несказочная история не так оптимистична. Реальным Золушкам, как правило, не удается воплотить в жизнь свои фантазии, и их жизнь оказывается полна ожиданий и разочарований. Снова и снова.

Основная цель терапии с такого рода клиентами – встретиться и прожить разочарование по поводу несбывающихся ожиданий детского сказочного мира и научится замечать и принимать или хотя бы соглашаться с реальностью несказочного мира взрослых людей. С реальностью мира, в которой нет волшебства и Деда Мороза, но в котором ты сам можешь быть Дедом Морозом и сам творить волшебство! Знаковыми переживаниями в терапии таких клиентов будут следующие: Это моя жизнь! Я сам волшебник своей жизни!

Любите себя! А остальные подтянутся!

Метки: Анализ сказок,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём