Автор: Екатерина Истратова – психолог.
Практически каждая мама желает чтобы ее малыш хорошо развивался, активно познавал этот мир и вырос уверенным, успешным и счастливым.
Однако за делами и заботами, коих в наше время у мамы огромное количество, мы сами частенько не замечаем, что мешаем ребенку развиваться. К сожалению, это не компенсируется кружками и "развивалками".
– Что ты все головой вертишь в разные стороны?! Что ты там увидел?! Смотри под ноги, а то упадешь!
Потребность в познании естественна для малыша, ему все интересно. Это вам не интересно смотреть на собаку, что пробежала мимо, на облака, что плывут по небу, на трактор, который роет яму. Вы мысленно уже на работе, представляете новый проект и нервничаете. А малыш он здесь и сейчас. Любопытничает, живет.
Реклама

– Ты можешь помолчать хоть минуту?! У тебя рот закрывается?!
Вы же видите, что не закрывается. Зачем же ему транслировать, что это плохо и он какой-то не такой, если хочет говорить и говорить обо всем на свете? Его переполняют чувства. Возможно пройдет еще лет 5 или 10 и вам очень захочется, чтобы ваш ребенок рассказал вам, как он, как у него дела, но он может уже не захотеть этого делать и все его "рассказы" сведутся к "нормально" и "как всегда".
– Хватит постоянно лезть куда не следует!
Есть места, куда ребенку действительно не следует лезть. В каждый семье свой список таких мест. Желательно, чтобы таких запретов не было много и они не были двусмысленными. Создайте свой список и придерживайтесь его. При составлении критично отнеситесь к каждому "нельзя". Спрашивайте себя, я запрещаю это, так как это опасно или просто мне не нравится/не удобно?
– Тебе больше всех надо?!
Вряд ли ребенок сравнивает себя с другими. Ему просто очень надо, жуть как интересно, и очень хочется все знать. Пока мы не отбили у него это желание. Бывает и до такой степени, что к школе ему уже вообще ничего не надо и не хочется.
– Почему все дети нормальные, и только ты везде хочешь засунуть свой нос?!
Про нос как раз чуть выше написала. А если постоянно транслировать ребенку, что он не такой, как все те, которые нормальные, скорее всего, это сделает его неуверенным в себе и одиноким. А этого мы точно не хотим.
– Сколько можно спрашивать одно и то же?! Иди лучше делом займись!
Возможно и скорее всего, наши ответы не разъяснили ребенку сути, поэтому он продолжает спрашивать. Иногда прямо сразу "а это почему", "а почему так", а иногда он уходит с ответом, обдумывает и приходит снова, так как у него не сложилось, не сошлось. Говоря так ребенку, мы не помогаем ему учиться мыслить. А "займись делом", часто звучит, как "отвали", что обидно.
Наверняка вы ни раз слышали подобные фразы. Возможно и сами их произносили на эмоциях.
Конечно, если мы произнесли сгоряча такие фразы несколько раз, то это вряд ли отразится на развитии ребенка, его стремлении познавать мир и обучаться. Если же это родительский стиль воспитания, то уже в начальной школе мы можем наблюдать безынициативного ребенка, не имеющего интересов и мотивации ни к чему.
Вывод прост:
1. Давайте будем стремиться поощрять исследовательскую и познавательную активность ребенка.
И да, даже если нам лично неудобно, не станем ограничивать свое чадо в его естественной активности и познании мира и себя.
2. Давайте в общении с ребенком будем делать акцент на том, что у ребёнка получается хорошо, а не зацикливаться на том, что у него пока не выходит.
Это будет поддерживать стремление ребенка исследовать, познавать, размышлять.
Так мы поможем ему развиваться.