Автор: Татьяна Буцовская – психолог, гештальт-терапевт, семейный системный терапевт.
Образ Я – это система представлений индивида о самом себе. Это результат познания и оценки самого себя и обратная связь и оценка других значимых людей. Иногда человек не может объективно целостно и реалистично оценить себя.
Люди с негативным образом себя, как правило, видят свои достижения в отрицательном свете, либо не считают их существенными. Склонны больше обесценивать себя, чем считать себя ценным и достойным. Даже признавая в себе наличие каких-либо положительных качеств, они тут же говорят "но" и быстро сводят на "нет" все позитивное.
Собственных достоинств они просто не замечают или не считают их важными. Позитивные оценки окружающих имеют для них кратковременный эффект, а вот критика или безразличие других могут крайне негативно влиять на самооценку.
Реклама

И в этом скрыт дисбаланс. Внутри орудует Внутренний Критик и чувствует себя хозяином во внутреннем мире. Этот персонаж проецируется на внешний мир и возникает страх, что уже все критикуют и никто не поддерживает. Самостоятельно сложно удержаться от нападок на самого себя.
Негативный образ себя – это не врожденное качество, а результат определённого процесса, оказавшего влияние на формирование такой негативной самооценки.
В следствии разного прожитого опыта, чрезмерной критики или от неоправданных ожиданий взрослых к ребёнку, сравнения не в его пользу, от отсутствия адекватного отражения, поддерживающей обратной связи, в следствии череды нарциссических ранений и травм.
На этом месте образуется Пустота, то место, которое не заполнено тёплом и принятием, тогда эта пустота заполняется негативным представлением о себе самом. Хотя по сути это просто отсутствие принимающих, любящих инвестиций значимых других. Ребенок встроит эту пустоту в свою идентичность, и она будет символизировать негативные аспекты себя.
Травматический опыт
Травматический опыт в широком смысле – это может быть не одно событие, а череда событий перегружающих Эго и невозможность психики их переработать. Это может быть следствием ситуации унижения, пренебрежения, игнорирования, использования, насилия, стыда, обесценивания в прошлом.Проживание сложных жизненных обстоятельств в которых нарушается образ себя как достойного человека, влечёт за собой возникновение токсического стыда.
И невозможность пережить вышеперечисленные чувства из-за отсутствия в тот момент внутренних ресурсов или близких людей, способных оказывать поддержку, сопереживать, эмпатично сочувствовать.
Не пережитая травма становится источником нарушения всей жизнедеятельности человека. Он не в силах встретиться лицом к лицу с болью, отчаянием, стыдом, виной, бессилием, ничтожностью.
Эта сильнейшая боль, которую испытает человек при отвержении его истинного self при попадании в сложную жизненную ситуацию, а также в тех случаях, когда личность вынуждена противостоять жизненным обстоятельствам, ведущим к разрушению идентичности и потере самоуважения.
Каким бы путём не была нанесена травма, она повреждает ощущение себя как полноценного, достаточно хорошего, достойного любви и принятия. Это вписывается в наше ядро личности, не со мной поступали плохо, а я плохой… я ничто.
Так травматический опыт трансформируется в представление о наличии внутреннего дефекта. Таким образом в следствии травмы или череды травматических отвержений, желание предъявить себя, быть любимым и принятым, вызывает страх быть отвергнутым вновь, начинает сопровождаться переживанием собственной дефектности и токсическим стыдом.
Внутренний дефект и стыд
В следствии травматического опыта мы создаём ложный образ своего я и переходим в грандиозный полюс. Это одна из бессознательных защит нашей психики. Но внутри мы то знаем себя лучше, чем кто-либо. И есть эта неидеальность и "невидимый глобальный дефект" с которым приходиться постоянно иметь дело.Мы стыдимся того, что не соответствуем ожиданиям социума, других людей и своим собственным. Не можем показать кто мы такие на самом деле. Из страха что нас отвергнут – отвергаем себя сами.
Так растёт и формируется наш Образ для себя и других. Он становится ширмой и может начать держать нас в западне, мы сами можем загнать себя в ловушку отрезая себя от того, какими на самом деле мы являемся. А вдруг меня увидят таким поломанным?
Центральный конфликт стыда – между жаждой быть признанным и ужасом быть увиденным и невозможностью разделить эти переживания с кем либо. Нам стыдно, что другие могут увидеть нашу расколотость, незначимость. Что другие обнаружат наш внутренний дефект – неидеальность и неполноценность.
Мы прерываем контакт с другими, опуская глаза и уходя в себя. Хоть таким способом уменьшаем боль от осмеяния: "Я недостойна(н), я не могу рассчитывать на принятие и понимание", "Наверно я настолько плохой, что со мной случились такие плохие вещи". Эти фразы могут возникать независимо от голосов других людей, могут быть своим собственным голосом Внутреннего Критика.
Токсический стыд не даёт нам проявляться, ибо тогда этот внутренний дефект станет видимым, так бессознательно выбираются стратегии избегания в тех ситуациях, в которых можно быть увиденным. Следствием такой стратегии становиться невозможность сближаться и приближаться к другим.
Человек строит контакт так, чтоб постоянно удерживать безопасную дистанцию, эта невозможность вступить в полный контакт ведёт к полному одиночеству.
Психотерапия травмы и коррекции образа себя длительна и сложна. Много сложных чувств, которые нужно прожить и присоединить к своей идентичности как опыт, который был в жизни. Это болезненный процесс, но результат того стоит.
У такого человека есть все шансы познакомиться с собой разным и раненым и поломанным, глубоким и антихрупким в следствии прожитого опыта. Интересным другим и себе.
Для этого нам нужно получить другой, новый опыт отношений где мы можем быть поняты, приняты, увидены в своей ценности, в тех сложностях с которыми приходилось справляться и выживать, быть увидены в своей ненормальности из того, что много задач вообще были не детскими. Вернуть себе свою нормальность, прожив сложные чувства и вернувшись к Себе.