О феномене "законности" измены


В последнее время ко мне все чаще обращаются супружеские пары с проблемой измены. На первом же сеансе становится очевидным, что Он переживает эту ситуацию «эйфорически-радостно», а Она – «депрессивно-суицидально-болезненно».

При этом жены хотят сохранить существующий брак, союзом его уже трудно назвать, а мужчины хотят получить «разрешение» от своей официальной жены на измену, статус которой – открытая признанная измена.

И надо заметить, мужья тоже не хотят уходить из семьи – их удерживают дети, дом, и как сказал один из них – «дом, это – то место, где хранятся мои носки» и жена, с которой удобно, привычно, комфортно, которая красивая, умная и… понимающая.

При этом супруги помнят, как когда-то давали друг другу обещание быть вместе «и в горе и радости, пока смерть не разлучит нас». Но прошло время, и слова затерлись в буднях и потеряли свой первоначальный смысл. Мужчины находят себе оправдание в полигамности, а некоторые пытаются убедить жену жить втроем, как на востоке: «В конце концов, чем мы хуже мусульман!».
Реклама

И в такой ситуации особенно трудно сохранять психотерапевтическую позицию, которая предполагает нейтральность и безоценочность, так как очень легко провалиться в осуждение и морализаторство, которые никак не помогут в решении проблемы.

Поэтому, необходимо задавать вопросы и прояснять ситуацию и взгляд обоих супругов на отношения и совместное будущее. А также дать понять, что вы на стороне обоих и готовы исследовать вместе с парой их способ жизни, который привел к создавшейся ситуации.

Рассматривая женскую позицию, замечаю боль, и страдания, и вечный вопрос: «За что он так со мной? Что я такого сделала?» Кроме внимания к их боли и бережного отношения к чувствам, в процессе работы приглашаю женщин подумать, что с ними не так, чего же им все-таки не хватает.

И здесь обнаруживается, что в них как будто бы отсутствует то важное и непременное качество, с помощью которого можно создавать здоровые партнерские отношения. Мы не находим в них любовь к себе, чувство собственного достоинства и уважение к себе как женщине, берегине домашнего очага, матери и жене.

Как сказала одна из них: «Его я люблю больше, чем себя». И тогда, такая любовь превращает женщину в служанку и рабыню, и отношение мужа формируется к ней исходя из этой ее роли.

Коротко напомню, что здоровая любовь к себе предполагает наличие адекватных границ с окружающими людьми, заботу о своем теле, заботу, принятие и признание права на свои чувства, а также направление своей жизни в сторону развития и самореализации.

С мужчинами, на первый взгляд, все более понятно. Вспоминается Отто Кернберг Отношения любви. Норма и патологи и его тезис, что мужчина способен одновременно любить 2-х женщин, так как расщепляет женский объект на материнский и сексуальный. Жену любит как мать своих детей, хорошую хозяйку в доме, а любовницу как объект сексуальных желаний.

И тем не менее, удивляет требование мужчин признать сексуальную связь на стороне как норму и разрешение жить открыто с двумя женщинами. При этом моя задача, как психотерапевта, по мнению этих мужей, сводится к тому, чтобы рассказать жене, что мужская полигамность – это нормально, утешить, избавить от депрессии («мне не нравится, что она ходит с кислым видом!») и способствовать получению согласия жены на связь с другой женщиной.

На психотерапевтической сессии напоминаю, что измена (от слова «менять»), не происходит просто так, что это всегда сигнал о том, что в отношениях что-то не так и они требуют пересмотра. Возникший любовный треугольник спасает пару от накопившейся агрессии и служит канализацией для негативных чувств, которые накопились за годы отношений, где мужчина и женщина не научились разговаривать друг с другом по душам.

Здесь вспоминается мудрость наших предков и день «милования» у славян раз в неделю, когда супруги остаются наедине друг с другом и могут поговорить о наболевшем или просто побыть вместе.

Как известно, безответственная власть порождает грех. Функция мужчины в семье – это функция закона. Есть Отец небесный и его свод правил или законов, которые прописаны в каждой религии; отец в государстве – президент, глава, который дает присягу на конституции страны, подтверждая гарантию жизни своих граждан в законе и порядке; и есть отец в семье – муж, который устанавливает закон, по которому будет жить молодая семья. И вряд ли, вступая в брак, молодожены планируют изменять друг другу и нарушать, данное в день свадьбы, обещание.

Почему же так происходит с годами? Можно ответить, что быт, маленькие дети, заботы и проблемы со временем гасят взаимное притяжение и костер любви затухает. Все меньше времени на общение друг с другом, все меньше теплых и ласковых слов, нежных прикосновений.

По статистике современные пары общаются 10-15 минут в день, и это общение сводится к указаниям типа «убери, завези, купи». Общение становится формальным и из него, как вода, уходят позитивные эмоции, без которых жизнь превращается в серые будни.

Я бы сказала, что супруги перестают вкладывать друг в друга позитивные эмоции, прекращают инвестировать свое время, внимание и заботу друг в друга. Брак становится формальностью и со временем – обузой.

Отец, муж, как император – носитель и исполнитель закона. Жена, мать – берегиня, миротворица в семье, и ее задача не дать своему мужу отклониться от закона, который когда-то был им установлен.

Мужчина отвечает за материальное, женщина за духовное наполнение в семье. И потакая мужу в беззаконии или молчаливо разрешая его, страдает в первую очередь сама женщина, а затем и дети.

А иногда видя беззаконие мужа, жена задает себе вопрос: «Почему ему можно, а мне нельзя?» и дает себе разрешение на измену, что не выводит из кризиса, а еще больше его обостряет.

Возвращаясь к обратившимся за помощью парам, анализ семейной жизни предыдущих поколений обнаруживает похожие истории в каждом роду и способ выхода из любовного треугольника – терпеть, прощать, ждать пока муж нагуляется и образумится.

Так, как будто родовое бессознательное втягивает еще одну пару в воронку привычных семейных сценариев. Но то, что было необходимо тогда, в советском прошлом, не обязательно станет лучшей стратегией решения семейных проблем в настоящем.

Да, безусловно, можно подождать, когда придет гормональная старость у мужа, а вместе с ней и избавление от последствий его сексуальной активности. И заплатить за это годами боли, отчаяния и обиды, которые отравляют душу и разрушают тело.

Вспоминается пациентка с онкологией, развившейся на фоне такого неразрешенного семейного кризиса в результате измены мужа.

В анамнезе у таких мужчин наблюдается дефицит отцовского объекта. Это были мужчины, выросшие практически без отца в женском окружении, состоящем из мамы, бабушки и сестер. Инфляция мужского проявлялась в большом количестве сексуальных связей.

Женщины выросли в полной семье, но и материнский и отцовский объекты сформированы недостаточно, были излишне критичными и обесценивающими, что в результате привело к заниженной самооценке и невозможности отстоять свои интересы.

В процессе работы с такими парами приходится много прояснять, особенно такие понятия как «любовь» и «верность». И здесь, оказывается, что каждый из партнеров трактует их так, как выгодно ему, эгоистично настаивая на своей версии и игнорируя чувства и переживания партера.

Например, «если ты любишь меня, ты должна смириться с тем, что у меня отношения с еще одной женщиной». При этом предполагается, что жена должна продолжать быть милой и довольной, а ее злость не имеет права на существование.

Возможности психотерапевтической работы с феноменом «законности» измены

В супружеской терапии особенно эффективна кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) и ее уникальные мотивы, которые как УЗИ души отражают все как есть, вскрывая то, что людям хочется спрятать от самих себя.

Так, мотив «Озеро» имеет хороший диагностический и терапевтический эффект. Он показывает, насколько каждый из супругов хочет быть в отношениях, его вклад в отношения, поведенческий паттерн в паре и как переживается расставание.

В результате, в одной паре мотив «Озеро» очень четко показал, что на бессознательном уровне у мужа нет заинтересованности в отношениях с женой. Пройдя в своем направлении вдоль озера, он так и не встретился с ней, вопреки всякой логике и геометрии.

А жена в своей имагинации, нашла мужа в компании друзей, побыла с ними и пошла дальше своим путем, понимая, что ей нужно найти свою дорогу и сделать что-то важное в своей жизни.

В другой паре мужчина наслаждался прогулкой вдоль озера, а женщина оглядывалась, беспокоилась, испытывала обиду и трудности сепарации от мужа. Они так и не встретились, так как мужчина ушел в горы, а женщина нашла для себя приятное место на лугу у озера.

В третьей паре встреча так же не состоялась, несмотря на то, что супруги видели друг друга на большом расстоянии и в итоге каждый занялся своим делом. Он – собирал и ел землянику, она грустила, сидя под деревом.

Осознание этого нового чувственного опыта и его анализ позволили каждой паре найти свой выход из ситуации.

Из 3-х описанных пар удалось сохранить отношения только в одной супружеской паре, во многом благодаря внутренней работе жены над собой. Фокусом ее работы было формирование адекватной самооценки, понимание и признание своего вклада в отношения, уход от жертвенной позиции в семье, работа с чувствами и желаниями.

В ходе семейной терапии использовались следующие мотивы: «Озеро», «Семья животных», «Животные, которые ходят друг к другу в гости». В результате оба партнера стали лучше понимать друг друга, в коммуникации появилось больше юмора и отношения значительно потеплели.

Быть вместе или расстаться – сложный выбор, и каждый принимает это решение сам и иногда непринятие решения – тоже решение на данный момент.

В завершении хочу сказать, что помочь возродить семью можно только тогда, когда оба партнера заинтересованы в сохранении своей пары и делают все, чтобы снова вернуть взаимное уважение и доверие. И для этого есть много психотерапевтических техник и упражнений.

Необходимо помнить, что человек – автор своей жизни, и только он несет ответственность за то, что в ней происходит. Обнаружить свой уникальный выход и свое решение, которое будет созвучно уму и сердцу, телу и душе, которое вернет радость и наполнит жизнь смыслом, можно только в работе над собой, в понимании – «кто я?» и «чего я хочу?» и « что я готов(а) делать для этого» .

ВЫВОДЫ:

Вседозволенность в современном обществе потребления меняет структуру отношений в семье с отходом от общепринятых норм и традиций, и способствует возникновению феномена «законности» измены.

Потеря чувства собственного достоинства и любви к себе со стороны женщины и своей исторической значимой роли также способствует развитию этого феномена. Жена не выполняет свою роль в духовном развитии пары, что приводит к деградации партнера и брака. Многие женщины даже не предполагают о наличии их такой задачи.

Мужчина, застревая в своей незрелой инфантильной, потребительской или нарциссической позиции, культивирует идею полигамности.

Задача психотерапевта сформировать «супер-эго» этой пары таким, которое не будет наказующим и разрушающим создавшиеся отношения, но позволит сформировать необходимые недостающие ценности, которые станут фундаментом для новых, более прочных отношений. Прежде всего, должно быть возрождено уважение и сбалансированная «любовь к себе».

Метки: Измена,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём