От бережливости к одержимости: история одного патологического накопительства

16 июля 2018
4150

Оксана Толкачёва

Кандидат психологических наук, психолог психоаналитического направления

В 2005 году в Пекине открылась необычная выставка под названием "Нет утрат" (Waste Not). Автор выставки – художник Сонг Донг с помощью десяти тысяч бытовых вещей, накопленных его матерью в течение всей её жизни, рассказал историю простой китайской семьи, пережившей все те потрясения, через которые прошла их страна на протяжении последних восьмидесяти лет.

Патологическое накопительство

Мать Донга родилась в 1938 году в зажиточной семье, однако, после прихода к власти Мао Дзедуна и установления Китайской Народной Республики семья испытала тяжёлые лишения. Отец семьи (дедушка художника) был арестован по обвинению в шпионаже, и мать (бабушка художника) воспитывала детей в одиночку, пока не умерла от рака, когда матери художника было двадцать три года. В 50-60-ые годы XX века Китай пережил несколько стихийных бедствий и социальных потрясений, включая Культурную Революцию, что катастрофическим образом сказалось на жизни миллионов простых китайцев, в том числе на семье Донга, едва сводившей концы с концами. Мать художника фактически воспитывала его одна, так как отец Донга участвовал в Культурной Революции и был сослан в исправительный лагерь, где пробыл вплоть до 1978 года, когда его сыну исполнилось двенадцать лет.


Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

Как и многие бедствующие люди, мать Донга приобрела привычку крайней бережливости – она никогда ничего не выкидывала и всегда старалась найти применение всем вещам, которые, так или иначе, попадались ей в руки. Донг вспоминает, как его мать приносила в дом отбросы с текстильной фабрики, чтобы собственноручно сшить что-нибудь из одежды, потому что эти выброшенные кусочки ткани были единственным материалом, который можно было получить не по государственным купонам. Даже когда худшие дни миновали, и экономическое положение семьи улучшилось, мать Донга продолжала собирать и хранить вещи в страхе, что чёрные дни могут вернуться. Ничего не выбрасывать стало магической формулой его матери, пытающейся таким образом защитить себя и свою семью от боли потерь и утрат.


Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

В 2002 году отец художника скоропостижно скончался. Эта утрата пошатнула и без того хрупкое эмоциональное состояние его матери, и её одержимость накопительством вещей стала приобретать экстремальный характер. Каждый миллиметр их крошечного дома занимали различные вещицы, способные, по мнению матери Донга, пригодиться в хозяйстве. Попытки Донга и его сестры избавиться от хлама и навести в доме прядок лишь приводили к ссорам и конфликтам, их мать отчаянно отстаивала и цеплялась за свои вещи, утверждая, что они могут быть полезны. В конце концов, Донг пришёл к пониманию того, что таким образом его мать пытается заполнить образовавшуюся после смерти его отца пустоту. Заполняя вещами внешнее пространство своего дома, она пыталась символически заполнить оставшуюся после многочисленных утрат пустоту в своём сердце. Донг убеждён, что резкие изменения и контрасты, случающиеся в жизни людей, связаны ли они с социальными потрясениями или личными драмами, наносят глубокие раны и разрывы в душах людей, и вещи могут служить средством восстановления утраченной связи.


Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

В 2005 году Донг организовал выставку "Нет утрат", на которой были представлены все собранные его матерью вещи, так что она могла уже с полным правом и гордостью сказать: "Я же говорила, что они ещё пригодятся!". Это было меньшее, что Донг мог сделать для своей матери, чтобы выразить ей свою признательность и любовь, а не вести войну с её жизненным убеждением "не выбрасывать ничего". Донг предоставил своей матери выставочное пространство и предложил разложить все вещи в таком порядке, как она посчитает нужным, а сам остался в роли ассистента: "Это позволило моей матери "разложить по полочкам" свои воспоминания, а затем собрать их в единую историю". Мать Донга умерла в 2008 году, когда пыталась спасти раненую птицу и упала со стремянки.


Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

Работа Донга и его матери имела громкий международный успех. Донг воспроизводил свою выставку в галереях Лондона, Ванкувера, Нью-Йорка, Дюссельдорфа, Сан-Франциско и других престижных выставочных центрах. О выставке позитивно отзывались такие издания как The New York Times, BBC, The Independent, Architects Journal и другие издания. Не остались в стороне и представители научного сообщества: в 2011 году в Американском психиатрическом журнале (The American Journal of Psychiatry) вышла статья об истории семьи Донг как ярком иллюстрации факторов развития патологического накопительства.

Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

К социокультурным факторам патологического накопительства можно отнести социальную нестабильность, резкую смену политических режимов, экономические кризисы, создающее у людей чувство разрыва между прошлым и настоящем, неуверенности в своём будущем, желание поддержать ощущение стабильности за счёт накопления запасов.


Патологическое накопительство

Социально-психологические факторы патологического накопительства связаны с невосполнимыми утратами значимых привязанностей, особенно в детском возрасте, частыми сменами местожительства, социальной изоляцией, некомпетентности в разрешении социальных и финансовых вопросов. Достоверно известно, что патологическим накопительством чаще страдают люди пожилого возраста и подростки.

Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

Индивидуально-психологическими факторами хординга являются тревожность, наличие скрыто протекающей депрессии на фоне одиночества, изолированности от других людей, наличие психических нарушений обсессивно-компульсивного или шизотипического спектра.

Патологическое накопительство

Патологическое накопительство


Люди, страдающие патологическим накопительством, редко осознают собственное заболевание и ещё реже обращаются за помощью к психологам. Для них вещи являются спасением от психического распада и боли, поэтому любые попытки близких указать им на необходимость решения проблемы, чаще всего проявляющиеся в стремлении избавиться от избытка вещей, воспринимаются накопителями как атака на собственную личность. Сегодня пока ещё не так много известно об адекватных и эффективных способах оказания социально-психологической поддержки людям, страдающим патологическим накопительством. Донг предложил свой, терапевтический метод – преобразовать деструктивное накопительство своей матери в акт творчества, целостную и осмысленную историю, которая позволит ей вновь почувствовать свою связь с другими людьми.

Патологическое накопительство

Патологическое накопительство

Метки: Личный опыт, Патологическое накопительство,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём