
Мать Донга родилась в 1938 году в зажиточной семье, однако, после прихода к власти Мао Дзедуна и установления Китайской Народной Республики семья испытала тяжёлые лишения. Отец семьи (дедушка художника) был арестован по обвинению в шпионаже, и мать (бабушка художника) воспитывала детей в одиночку, пока не умерла от рака, когда матери художника было двадцать три года. В 50-60-ые годы XX века Китай пережил несколько стихийных бедствий и социальных потрясений, включая Культурную Революцию, что катастрофическим образом сказалось на жизни миллионов простых китайцев, в том числе на семье Донга, едва сводившей концы с концами. Мать художника фактически воспитывала его одна, так как отец Донга участвовал в Культурной Революции и был сослан в исправительный лагерь, где пробыл вплоть до 1978 года, когда его сыну исполнилось двенадцать лет.
Реклама



Как и многие бедствующие люди, мать Донга приобрела привычку крайней бережливости – она никогда ничего не выкидывала и всегда старалась найти применение всем вещам, которые, так или иначе, попадались ей в руки. Донг вспоминает, как его мать приносила в дом отбросы с текстильной фабрики, чтобы собственноручно сшить что-нибудь из одежды, потому что эти выброшенные кусочки ткани были единственным материалом, который можно было получить не по государственным купонам. Даже когда худшие дни миновали, и экономическое положение семьи улучшилось, мать Донга продолжала собирать и хранить вещи в страхе, что чёрные дни могут вернуться. Ничего не выбрасывать стало магической формулой его матери, пытающейся таким образом защитить себя и свою семью от боли потерь и утрат.


В 2002 году отец художника скоропостижно скончался. Эта утрата пошатнула и без того хрупкое эмоциональное состояние его матери, и её одержимость накопительством вещей стала приобретать экстремальный характер. Каждый миллиметр их крошечного дома занимали различные вещицы, способные, по мнению матери Донга, пригодиться в хозяйстве. Попытки Донга и его сестры избавиться от хлама и навести в доме прядок лишь приводили к ссорам и конфликтам, их мать отчаянно отстаивала и цеплялась за свои вещи, утверждая, что они могут быть полезны. В конце концов, Донг пришёл к пониманию того, что таким образом его мать пытается заполнить образовавшуюся после смерти его отца пустоту. Заполняя вещами внешнее пространство своего дома, она пыталась символически заполнить оставшуюся после многочисленных утрат пустоту в своём сердце. Донг убеждён, что резкие изменения и контрасты, случающиеся в жизни людей, связаны ли они с социальными потрясениями или личными драмами, наносят глубокие раны и разрывы в душах людей, и вещи могут служить средством восстановления утраченной связи.


В 2005 году Донг организовал выставку "Нет утрат", на которой были представлены все собранные его матерью вещи, так что она могла уже с полным правом и гордостью сказать: "Я же говорила, что они ещё пригодятся!". Это было меньшее, что Донг мог сделать для своей матери, чтобы выразить ей свою признательность и любовь, а не вести войну с её жизненным убеждением "не выбрасывать ничего". Донг предоставил своей матери выставочное пространство и предложил разложить все вещи в таком порядке, как она посчитает нужным, а сам остался в роли ассистента: "Это позволило моей матери "разложить по полочкам" свои воспоминания, а затем собрать их в единую историю". Мать Донга умерла в 2008 году, когда пыталась спасти раненую птицу и упала со стремянки.


Работа Донга и его матери имела громкий международный успех. Донг воспроизводил свою выставку в галереях Лондона, Ванкувера, Нью-Йорка, Дюссельдорфа, Сан-Франциско и других престижных выставочных центрах. О выставке позитивно отзывались такие издания как The New York Times, BBC, The Independent, Architects Journal и другие издания. Не остались в стороне и представители научного сообщества: в 2011 году в Американском психиатрическом журнале (The American Journal of Psychiatry) вышла статья об истории семьи Донг как ярком иллюстрации факторов развития патологического накопительства.


К социокультурным факторам патологического накопительства можно отнести социальную нестабильность, резкую смену политических режимов, экономические кризисы, создающее у людей чувство разрыва между прошлым и настоящем, неуверенности в своём будущем, желание поддержать ощущение стабильности за счёт накопления запасов.

Социально-психологические факторы патологического накопительства связаны с невосполнимыми утратами значимых привязанностей, особенно в детском возрасте, частыми сменами местожительства, социальной изоляцией, некомпетентности в разрешении социальных и финансовых вопросов. Достоверно известно, что патологическим накопительством чаще страдают люди пожилого возраста и подростки.


Индивидуально-психологическими факторами хординга являются тревожность, наличие скрыто протекающей депрессии на фоне одиночества, изолированности от других людей, наличие психических нарушений обсессивно-компульсивного или шизотипического спектра.


Люди, страдающие патологическим накопительством, редко осознают собственное заболевание и ещё реже обращаются за помощью к психологам. Для них вещи являются спасением от психического распада и боли, поэтому любые попытки близких указать им на необходимость решения проблемы, чаще всего проявляющиеся в стремлении избавиться от избытка вещей, воспринимаются накопителями как атака на собственную личность. Сегодня пока ещё не так много известно об адекватных и эффективных способах оказания социально-психологической поддержки людям, страдающим патологическим накопительством. Донг предложил свой, терапевтический метод – преобразовать деструктивное накопительство своей матери в акт творчества, целостную и осмысленную историю, которая позволит ей вновь почувствовать свою связь с другими людьми.

