Отношения и ограничения
И неизменно встает вопрос об ограничениях Другого.
Однако их не так-то легко с лету заметить, потому что мы находимся под влиянием опыта, который вынесли из родительской семьи.
И часто такой опыт мало помогает нам остаться в реальности.
Мало у кого родители признавали свои ограничения и признавали ответственность за свои чувства.
Чаще всего они совсем не знали себя, сосредотачиваясь, скорее, на образе себя, и свой дискомфорт приписывали окружающей реальности и, в частности, своим детям.
Нам было бы легче, если бы окружающие признавали свою ответственность за свои реакции, но чаще мы встречаемся с защитами, и попадаем в свой замкнутый круг: риск взять ответственность на себя, и начать защищаться от этой же ответственности.
Думаю, многие из нас знакомы с таким защитным механизмом: почувствовав вину, мы хотим ее отдать.
Итак, без поддержки со стороны партнера мы обречены на мучительный поиск ответственности сторон в образовавшемся конфликте, или ином дискомфорте, блуждая в собственном тумане, и борясь с туманом, идущим от партнера.
Вот что пишет Селани о таких защитных механизмах в отношениях привязанности в своей "Иллюзии любви":
"Дочь, к несчастью, имеющая отца-садиста, переполненного ненавистью и жестокостью, который регулярно избивает и оскорбляет ее, возвращаясь вечером пьяным, никогда и мысли не допустит, что у нее плохой отец. Допусти она такую мысль, она поймет, что все ее будущее состоит из бесконечной череды оскорблений отцом, от которого она целиком и полностью зависит. Такое видение будущего слишком пугающе для любого ребенка, хотя именно в таких условиях приходится жить многим детям.
Выход из этой сложной ситуации можно найти, если придумать правдоподобную причину наказания – именно так и поступает бедная девочка. И причина эта должна быть такой – по крайней мере, в ее представлении, – чтобы в будущем можно было исправиться и избежать дальнейших наказаний.
Например, она может убедить себя, что отец ударил ее или рассердился на нее из-за ее плохих отметок в школе, а может быть, потому, что ему приходится слишком долго будить ее с утра, или потому, что она дерзит ему за обедом.
Парадоксально, но, обвиняя себя, она получает некое облегчение, потому что с ее родителей "снимается обвинение" в плохом обращении с ребенком.
Ее моральная зашита оправдывает нанесенные ей оскорбления и вносит упорядоченность в ее внутренний мир. И кроме того, она получает шанс исправиться и собственными усилиями избежать неприятностей в будущем.
Перекладывая ответственность с родителей на себя, ребенок начинает лелеять спасительную мечту о том, что ситуацию можно исправить собственными силами. Все в ее руках, и она решает, что если она будет лучше вести себя за столом, более тщательно мыть посуду, получать в школе хорошие оценки, то мама и папа полюбят ее. С другой стороны, если она признает, что проблема кроется в самих родителях, то она окажется абсолютно не в силах что-либо изменить.

Такой защитный механизм дает ребенку одновременно и ощущение контроля за ситуацией, и утешительную мысль, что окружающий мир живет по определенным правилам. Наказания и равнодушие, с которыми ей приходится сталкиваться, считаются результатом ее плохого поведения, а не случайной прихотью ее маргинальных, бестолковых родителей. Если такой защитный механизм прочно укореняется еще в детстве, то он будет часто использоваться и во взрослом возрасте, чтобы легче было переживать отказы и пренебрежение со стороны других людей."
Итак, в большинстве случаев мы имеем в опыте неспособность родителей признать свою ответственность, и свои защитные механизмы, призванные сохранить привязанность и спасти нас от тревоги.
Стало быть, когда мы начнем признавать ограничения партнера – скажем, его невозможность встречаться с иной реальностью, или неспособность к эмпатии, или неготовность брать ответственность за свои реакции, наша опора и вера в себя может пошатнуться, и может высвободиться гигантское количество тревоги, с которой нужно как-то совладать.
Конечно, появляется искушение, к которому мы относимся без удовольствия, но которое является привычным, снова опереться на старые защиты, и поискать причину всех несчастий в себе.
Посовершенствовать себя, поработать над собой, как этот ребенок в приведенном выше примере.
Потому что ограничения, упомянутые мной, в самого разного рода отношениях все еще велики, а степень ответственности партнеров в отношениях только еще формируется, в связи с тем, что мы все еще находимся на начальном этапе узнавания себя и своих реальных ресурсов и реальных возможностей, в том числе, как быть в отношениях.
Метки: Отношения, Детско-родительские отношения,
Читать по теме:
|Мы легче прощаем ошибки ума, чем ошибки сердца
Метки: Отношения,
Сексуальная эксклюзивность или почему от измен так больно
Метки: Измена, Отношения, Случаи из практики психотерапии,
Любить своего ребенка – что это значит?
Метки: Любовь, Детско-родительские отношения,
Что такое настоящая дружба?
Почему нелюбимые дочери часто находятся в плену стыда
Метки: Стыд, Детско-родительские отношения, Переводы,
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Наказание молчанием
Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Перестаньте выпрашивать любовь
Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
Как завести безнадежный роман
Метки: Отношения, Созависимость, Женщины,
Развестись без вреда для ребенка
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
Как понять, что ваши чувства обесценивают
Метки: Отношения, Границы, Манипуляции,
"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Что случилось с нашей игривостью?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Как проявляется уважение в отношениях. 10 признаков
Метки: Отношения,
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,
Псевдоблизость. Как остаться рядом с другим в абсолютном одиночестве
Метки: Коммуникации, Отношения,
Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Дар благодарности и другие дары
Метки: Отношения,
Значение продуктивного диалога при разрешении конфликтов
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Какие отношения имеют перспективу? Какую перспективу имеют отношения?
Метки: Отношения, Трансактный анализ,
Прощай, эмпатия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,
Травмы сошлись
Метки: Семейные кризисы, Отношения, Психическая травма, Проекции, Перенос,
Как я покончила с насилием в отношениях
Метки: Отношения, Созависимость, Абьюз, Личный опыт,
Очарованные нарциссом: Цена иллюзий
Метки: Отношения, Нарциссизм, Иллюзии,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
4 шага к общению с ребенком без крика
Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,
Эмоционально недоступный мужчина: почему мы выбираем таких партнеров и как это изменить
Читать по теме:
|Ведет ли гнев к отдалению между людьми?
Можно ли простить родителей?
Метки: Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,
Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
Мои чувства – это слишком...
Метки: Детско-родительские отношения, Чувства,
Влюбится раз и навсегда? Или куда уехал цирк?
Куда уходит страсть из отношений
Метки: Отношения, Сексуальность, Сексология,
Как приучить ребенка к самостоятельности
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Дети учатся только на примере
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
А ваш ребенок действует назло?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как не нанести ребенку психологическую травму?
Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Мам, купи собаку!
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как пережить отказ?
Метки: Отношения,
Адаптация ребенка в первом классе
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
10 советов психолога для тех, кто ищет любовь в интернете
Метки: Отношения,
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Мать и дочь: метаморфозы взросления
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,
5 этапов и 4 кризиса в отношениях. Как оставаться вместе надолго?
Метки: Семейные кризисы, Отношения,
11 женских ошибок в отношениях с мужчинами, мешающих быть счастливой
Токсичные отношения
Метки: Отношения,
Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как сказать ребенку о смерти?
Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,
Несчастная любовь начинается в детстве
Метки: Отношения, Любовь, Любовная зависимость,
Родительские запреты
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Любовный треугольник
Метки: Отношения,
Как мотивировать ребенка к учебе?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Заблокированная сексуальность
Три признака, которые приведут к разводу
Одна "правда" на двоих
Метки: Отношения, Личность, Принятие себя,
Метки: Отношения,