Переосмысляя привычное: конкурсы красоты


Откуда берется тревога о внешности? Не всегда это какая-то личная травма или критика внутри семьи, иногда это незаметная, капля за каплей, токсичная информация из внешнего мира. То, в чем мы давно живем, перестает критически восприниматься, становится тем самым "так заведено".

Например, маркетинговый стереотип "секс продает" прекрасно переосмысляет Sadiqa Thornton: "Вопреки расхожему мифу, "секс" не продает. Продает разрушение самооценки женщины. Продает чувство превосходства над женщинами. Продает превращение женщин в "вещи". "Вещи", к которым придираются, тщательно изучают и оценивают, называя это "сексом". Секс не продает. Объективизация продает".

И один из примеров такой привычной объективизации и источника телесной тревоги – конкурсы красоты.

Сразу оговорюсь, суть их проблемы в том, что чаще всего они не воспринимаются, как шоу, видимо, корни тревоги соревнующихся за высокую оценку своей внешности женщин гораздо глубже и старше телевидения. Мы смотрим соревнования "Танцы на льду" или "Голос" и не очень-то комплексуем после их просмотра из-за того, что не умеем так красиво петь или виртуозно кататься на коньках, не считаем себя из-за этого менее достойными любви и уважения. Или наблюдение за олимпийскими соревнованиями не взращивает в нас комплекс неполноценности о своих физических способностях, а просмотр турнира по шахматам не возбуждает в нас голоса "как ты могла так запустить свой мозг".
Реклама

Но не так с конкурсами красоты. Вот, например, два исследования.

Первое – анонимный опрос участниц американских конкурсов красоты, почти у четверти из них обнаруживаются расстройства пищевого поведения, у почти половины участниц желание похудеть ещё и у более половины диетическое поведение для снижения веса. Интересно, что самооценка участниц коррелировала с той лигой, в которой они выступали – она была выше у тех, кто выходил на международный уровень, но при этом на самооценку не влияли выход в финал или победы. Важно отметить, что опрос проводился в основном среди финалисток или победительниц конкурсов красоты, более половины участниц выступали на национальном или международном уровне, то есть речь идет о женщинах, о которых мы привыкли думать, как о "стандартах красоты".

Но и по ту сторону экрана, по данным другого исследования влияние журнальных фото "идеальных" худых женщин на образ тела не самое благоприятное. Вывод исследователей звучит как: "постоянное наблюдение идеала худобы в средствах массовой информации может способствовать развитию расстройств пищевого поведения из-за недовольства своим телом, плохому настроению, низкой самооценке среди женщин".

Возможно, конкурсы красоты не просто конкурсы способностей и талантов, есть в них что-то, пробуждающее очень глубокую тревогу о теле.

Иллюстрации к этой заметке – фотографии с первого в СССР конкурса красоты и картины, на которых изображается выбор женщин, как товара в прямом смысле. И, хотя, несомненно, участие в конкурсах дело добровольное, в отличии от участи раба, тем не менее образ женщины как товара, когда от молодости и красоты и главное – соответствия внешности стандартам времени – могла зависеть жизнь, потому что если тебя не выбрали из сотни других и не купили, то твоя судьба совсем плачевна, этот образ очень оптически очень похож на более "цивилизованный" уровень конкурсов красоты.

Конкурс красоты СССР

Рынок рабов Вавилон

Но "цивилизованность" не значит, что соперничество с другими женщинами и оценки жюри не несут тревог о своей ценности, своем будущем, своей безопасности. И чтобы каким-то образом справиться с этими тревогами, большие надежды и нереальные требования возлагаются на тело, как инструмент получения желанного.

И вопрос остается открытым – только ли это личная проблема? Возможно, если социум предоставляет равные карьерные возможности для мужчин и женщин, базовую социальную защиту от бедности, физическую безопасность и поддержку женщин с детьми, не поощряет критику внешности женщин, то в таком социуме если конкурсы красоты и остаются как шоу, то скорее всего, они не поднимают столько внутренних тревог как в самих участницах, так и в зрителях.

Метки: Тревожность, Имидж,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

|

Читать по теме:

|
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём